Экономика
08:3314 мая 2024

Попытка сэкономить или тяга к гламуру? Как и почему глэмпинг и кемпинг подвинули гостиницы

Эксперты крупного on-line сервиса бронирования размещения для туристов подсчитали, что на майские праздники у россиян серьезно вырос спрос на апартаменты, кэмпинги, глэмпинги или так называемые альтернативные отелям форматы проживания. Разбираемся, будет ли набирать обороты тренд летом.
Коллаж 78.ru: freepik.com/frimufilms; benzoix, flaticon.com/Made by Made Premium

Прошедшие майские праздники стали своего рода тест-драйвом сезона летних отпусков. Россияне активно бронировали не только отели, но и альтернативные форматы размещения. Специалисты портала Ostrovok.ru на основе бронирований россиян на даты с 27 апреля по 12 мая 2024 года проанализировали и озвучили данные по резкому росту спроса на «неотельные» форматы. Как подсчитали в компании, в целом количество таких броней увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2023 годом.

В неожиданные лидеры по резкому скачку вырвались традиционно дорогие глэмпинги, показавшие прирост почти в 2 раза, на втором месте оказались коттеджи и гостевые дома (71%), бронза досталась апартаментам и квартирам (54%). Чаще всего к таким вариантам прибегали семьи с детьми.

Представители турбизнеса подтверждают: и у них на 30% вырос спрос апартаменты, стоящие чуть дешевле стандартных номеров в отелях.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Не трудно догадаться, что на фоне скачкообразного и быстроразвивающегося роста цен на путевки люди ищут всевозможные способы сэкономить. Как говорят эксперты, это касается в том числе и предстоящего летнего отдыха. Специалисты также отмечают заинтересованность туристов глэмпингом.

Лес и уединение вместо телевизоров и тумбочек

Как подчеркивает президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов, не совсем понятно, почему коллеги говорят о некоем альтернативном или неотельном формате.

— Потому что Минэкономразвития и Госдума настаивают на точке зрения об оказании теми же гостевыми домами, апартаментами, кэпмингами и глэмпингами именно гостиничных услуг и соответствующей их классификации. Вернее говорить, о нестандартных формах размещения, — рассуждает он.

Как вспоминает Андрей Гаврилов, на самом деле турагенты начали продавать кэпминги и глэмпинги ещё около года назад. Для них представители отрасли пытались стать некими маленькими Booking.com и собрать на своих площадках как можно больше объектов, хотя и по-прежнему они в основном реализуются за счёт более эффективного сарафанного радио.

— Если понятно, что с теми же гостевыми домами туристы в основном стремятся сэкономить, то, вот, например, с глэпмингами это принципиально другая история. В стандартном номере клиент получит двуспальную кровать, санузел, тумбочку, кресло, телевизор, то втором случае речь уже может пойти об индивидуальной террасе у дома, возможностью насладиться природой. Это будет индивидуальное, отделенное от всех жильё, а не комната на 6 этаже в условной 12-этажной гостинице, — поясняет эксперт.
Фото: freepik.com/nuraghies
Фото: freepik.com/nuraghies

По словам Андрея Гаврилова, такую возможность уединения и общения с природой особенно ценят жители крупных мегаполисов, готовые даже за это переплачивать.

— Другое дело, что в глэмпингах вряд остановятся те, кто выбирает пляжный отдых, особо востребованный летом. Для них цель — это море и пребывание на нём. Им, в большинстве случаев, всё равно, где провести нет, если речь, конечно, о цивилизованных условиях в том же 12 — этажном отеле. Такие туристы не хотят переплачивать. Да, некоторые глэмпинги на старте развития проектов предлагают сейчас весьма привлекательные цены, но это временное явление, — констатирует он.

Отметим, что согласно данным Ostrovok.ru, что в 2024 году стоимость ночи в глэмпингах в РФ составляла 10 тыс. рублей, в кемпингах — 6 850.

Кому достоинства, а кому минусы

Генеральный директор турагентства Saut Travel Ирина Туркова призналась, что их компания с кемпингами и глэнпингами не работает, но в пакетах есть предложения с апартаментами.

— Их всплеск бронирования был. Спрос на них весной действительно вырос на 30%. Но тут есть один важный момент. В этом году активное бронирование как на весну, так и на лето в принципе началось очень рано, можно даже говорить о его старте с ноября 2023 года. В итоге уже к марту все самые интересные и адекватные варианты по соотношению цена-качество были разобраны. Соответственно, тем, кто ничего не нашёл, и пришлось присматриваться к таким новым формам размещения. Возможно, у коллег произошло нечто подобное, — отметила она.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Ирина Туркова констатировала, что те же апартаменты зачастую на 15 — 20% дешевле стандартных номеров, но все зависит от конкретных вариантов. У апартов есть свои плюсы, которые, впрочем, для кого могут превратиться в недостатки, но имеются и откровенные минусы.

— Классический отель предоставляет полный комплекс услуг своим гостям: это регулярная уборка, еда, даже если это только завтраки, то всё равно они будут гарантированы, возможность пользоваться инфраструктурой: тренажерным залом, бассейном, SPA- услугами. В апартаментах же человек фактически получает лишь площадь для проживания, пусть и с кухней, где можно готовить, что, например, я лично считаю, скорее минусом, так как не хочу заниматься стряпней на отдыхе. Я просто хочу забыть обо всём и наслаждаться жизнью. В апартаментах нет этих дополнительных услуг. А вот обязанность по содержанию такого помещения в надлежащем виде уже перекладывается на клиента. То есть, убираться всё время пребывания придется самостоятельно в большинстве случаев, — разъяснила Ирина Туркова.

По ее словам, на лето 2024-го самые интересные предложения уже ушли с рынка, поэтому, вполне ожидаемо, что будет новая волна всплеска интереса к нестандартным формам размещения. Так, в мае, по данным сервиса бронирования, апартаменты обходились в 4,8 тыс. за ночь.

Гламур с сомнительными особенностями

Вице-президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Тамара Буйлова добавляет, что апартаменты могут не иметь ресепшен в принципе, и внутри такого дома будет совсем не видно, кто жилец, а кто — обслуживающий персонал. Нередко вторых и вовсе нет.

— Мы говорим о классических объектах, принадлежащие одному собственнику, а не жилые комплексы по сути в Петербурге. Иногда в первом варианте ключи вообще под ковриком оставляют. Отсюда всем понятные минусы. Под кэмпингами мы понимаем некую обустроенную территорию, где есть инфраструктурные коммуникации, к которым может присоседиться машина-дом на колесах за плату. На этом тоже всё заканчивается. Глэмпинг уже давно стал воплощением чего-то гламурного, но задумывался изначально как быстровозводимые за несколько дней строения, хотя и с сомнительными особенности. Там может быть санузел, но даже в КавМинводах такие коммуникации нередко элементарно перемерзают зимой, — отметила Татьяна Буйлова.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

По её словам, все эти альтернативные форматы пытаются прижиться именно из-за того, что в популярных локациях мест для размещения категорически не хватает, а сделать надо что-то очень быстро.

— Посудите сами, только в прошлом году в Ставропольском крае количество туристов выросло на 45%. То же мы имеем в Дагестане, — пояснила Татьяна Буйлова.

Она добавляет, что семьи с детьми выбирают такие форматы, особенно в почёте гостевые дома и за исключением глэмпингов. Выбор обусловлен именно желанием сэкономить. Аренда апартов или гостевого дома на четверых обойдется в ту же сумму, как снять 2 номера уровня гостиницы с двумя звёздами, но качество проживания будет иным.

Так что, как заключает Татьяна Буйлова, такие форматы ждет дальнейшее развитие, ещё до пандемии в мире ими пользовались 46% путешественников.

ТуризмОтпускПутешествия
Новости партнеров