Говоря о Ядвиге Поплавской невозможно не вспомнить про Александра Тихановича. Кажется, они не отделимы друг от друга — настолько пара была яркая, самобытная и интересная в советский период. Почему им не удалось стать великими после развала СССР, как Тиханович «запивал» боль после ухода из «Верасов» и почему ездил лечиться в Германию… Всё это в материале 78.ru.
Будущая звезда белорусской сцены родилась 1 мая 1949 года. Семья девочки легендарная, ведь её отец Константин Иосифович Поплавский был заслуженным деятелем искусств БССР, работал дирижёром и фольклористом, а мама Стефания Петровна (в девичестве Лынша) была артисткой. Кстати, сама Ядвига в одном из интервью сообщала, что родилась ещё 25 апреля, но из-за бюрократических проволочек ей поставили дату 1 мая.
В семье также рос брат Чеслав и сестра Кристина, а всё потому, что отец Ядвиги мечтал создать музыкальное трио и колесить по всему Советскому Союзу. Увы, его мечты сбылись от части — три пело дома, а так Чеслав стал участником легендарных «Песняров», а Кристина гастролирует как пианистка.
— Кристина должна была играть на фортепиано, я — на скрипке, а младший Чесик — на виолончели. Честно говоря, первый год я очень старалась, занималась добросовестно. Но мне было так трудно долго стоять и держать в руках скрипочку, что на меня махнули рукой и посадили за фортепиано. Здесь я тоже проявила усидчивость, потому что мне было интересно подбирать мелодии, играть с сестрой в четыре руки и видеть, как это нравится маме и папе, — вспоминала Ядвига.
Чтобы приобщать детей к искусству, семья переехала поближе к столице Белоруссии, где рядом с домом был оперный театр. Билеты стоили копейки, поэтому малыши проводили время за просмотром оперы и балета.
Девушка с ранних лет знала, что станет звездой, только вот долго не могла определиться, что ей ближе — театр или эстрада. После окончания школы она склонилась больше к музыке: так она и попала в знаменитые ВИА «Верасы» (её создали как альтернативу мужскому коллективу «Сябры»). Группа активно гастролировала, как вдруг все резко перессорились и решили пойти в сольное плавание.
И тут на пути Ядвиги встретился молодой музыкант Александр Тиханович, игравший на контрабасе. Это положило начало не только легендарному песенному дуэту, но и красивой истории любви.
— Я пришёл из армии, начал работать в филармонии, а параллельно я замечал Ядю. Первая наша встреча такая, где я имел возможность к ней подойти, у нас был концерт в консерватории, а девчонки — они все выпускницы консерватории, они пришли на этот концерт, и после концерта подошли к нам, им понравилась наша музыка, начали разговаривать. И я предложил: «Давайте пойдём в пар напротив консерватории, — вспоминал Тиханович.
С приходом Тихановича и других участников девичий коллектив стал смешанным, что тоже нравилось публике. Они много выступали, но случались и скандалы. Например, в 1974 году участники коллектива подрались, за что был уволен лидер Рымашевский — на его место предложили Поплавскую. И при этом певица… отказалась, так как на тот момент уже была замужем и подумывала уйти в декрет.
1979-й год стал ещё одним звёздным периодом в жизни «Верасов»: они спели легендарный хит «Малиновка», который написал Эдуард Ханок. Благодаря этому их стали выпускать на зарубежные фестивали.
В итоге в 1985-м коллектив раскололся, причём, некрасиво поступили с Александром Тихановичем. В группе прошёл слух, будто бы муж Поплавской хочет стать лидером — хотя это было не так. В итоге, когда «Верасы» гастролировали по Средней Азии, ему подбросили наркотики в карман костюма — и обвинили его в употреблении. Это сразу же попало в советскую прессу, но в итоге справедливость восторжествовала, и Тиханович вернулся в коллектив, хотя понимал: так продолжаться не может.
Поплавская поддержала мужа, и они вместе ушли из группы, решив начать выступать вместе.
— Если человеку плохо, я никогда его не брошу. Да, у Саши были моменты, когда было очень трудно, когда его предавали, и здесь нужно было выстоять, и кто-то должен быть сильным. Я не анализировала. Я просто живу и стараюсь сберечь семью, сберечь то хрупкое и то прекрасное, что появилось между нами, — отмечала Ядвига Поплавская.
Тиханович рассказывал, что сразу влюбился в обаятельную Ядвигу, а вот та долго не отвечала ему взаимностью. Даже когда музыкант стал играть вместе с ней в одном ансамбле, их отношения долгое время были лишь дружескими.
Как вспоминала Поплавская, она принимала его ухаживания, но держала на расстоянии. Но однажды поняла — это её любовь на век. Ядвига во время переезда на автобусе уснула на плече у будущего мужа.
— Я проснулась, где-то рассвет был, автобус всё ехал, тряска, и вы знаете, наверное, что-то и пробежало, где-то в этот момент, как говорится, узелок завязался, — заключила Поплавская.
Но даже признав симпатию к Тихановичу она ещё два года не соглашалась на замужество и пошла в ЗАГС только после серьёзного разговора с матерью. В ЗАГСе Поплавская решила пошутить и… не сразу сказала «да» в ответ на тот самый вопрос.
— Он был в таком ужасе! Для него это (не знаю, сколько 30 секунд эти длились) было вообще неизвестно, сколько времени, эта тишина звенящая. Ну я так подумала: если что, можно развестись. Говорю: «Да», — вспоминала Ядвига Поплавская.
Когда Тиханович и Поплавская ушли из «Верасов», то их «приютили» в оркестре Михаила Финберга, а в 1988 году они создали дуэт «Счастливый случай» — по одноимённой композиции. Писали для них известные авторы, такие как Эдуард Ханок и Лариса Рубальская.
Ближе к концу 1988 года Тиханович и Поплавская создали «Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича», в котором в разное время выступали такие знаменитости как Александр Солодуха, группа «Ляпис Трубецкой» и другие.
«Счастливый случай» стал звёздным коллективом не только в родном Белоруссии, но затем и в России. Дуэт гастролировал, записывал песни и регулярно появлялся в тв-эфирах. Тиханович и Поплавская стали постоянным участниками международного фестиваля искусств «Славянский базар», который на протяжении трёх десятков лет проходит в Витебске.
Как выяснилось позже, уход из «Верасов» сильно ударил по Тихановичу. Несмотря на то, что рядом была жена и любимая дочь (в 1980-м Поплавская родила девочку Анастасию), он стал прикладываться к бутылке. Несколько лет лечился от этого, но ничего не помогало. Хотя на публике это была идеальная семья.
Серьёзный проблемы начались в 2010-м, когда мужу Поплавской поставили страшный диагноз: идиопатический фиброзирующий альвеолит — неизлечимое заболевание лёгких. Врачи говорили, что жить ему осталось около четырёх лет, но Тиханович удивил всех и прожил ещё семь лет — он скончался 28 января 2017 года на 65-м году жизни.
Поплавская говорила, что те годы были страшными. Дело в том, что они никогда не были мультимиллионерами, поэтому денег на лекарства не хватало. Последний раз он вышел на сцену в январе 2017 года.
— Радикального лечения на сегодняшний день не существует, его можно только тормозить, чем мы и занимались всё это время. Год назад у него случилось ухудшение, и он тоже долго лежал в больнице. Мы делали всё что можно, он ездил на лечение в Германию. К сожалению, это такое заболевание, вылечиться от которого невозможно, — с грустью констатировала после смерти папы Анастасия.
Легендарная советская певица тяжело пережила уход супруга. Несмотря на то, что они были вместе более 40 лет, большую часть жизни занимала работа, и с уходом мужа Ядвига поняла, насколько сильно он её любил.
Несмотря на боль и страдания, она продолжила выступать для любимой публики, хотя взяла и паузу в карьере на три года.
Впервые она появилась перед публикой в июле 2017 года, когда приехала на легендарный «Славянский базар», где состоялся концерт «В день рождения артиста», посвящённый 65-летию со дня рождения Александра Тихановича. Там она спела песню «Мне не забыть тебя никогда. Услышь мой голос, услышь».
— Был момент, когда хотела побежать на кладбище и зарыться рядом с Сашкой. Для меня его на кладбище нет, там просто стоит традиционный памятник. Для меня Саша всюду, — заявляла артистка в программе «Привет, Андрей!» канала «Россия 1».
К жизни Поплавскую вернул благотворительный фонд, который они организовали при его жизни. Поплавская решила помочь людям, которым сейчас тяжело.
— После Сашиного ухода меня вообще три года не существовало, я начала приходить в себя только в марте 2020 года, когда началась пандемия и остановился этот бешеный бег по кругу. Мы же всю жизнь бежали, бежали и бежали. Я вот думаю: какое огромное счастье, что нам на этом бегу удалось родить Настю. После Саши она взвалила всё на себя, бережёт меня безмерно. В ней действительно столько его энергии, этого яркого интереса к новым проектам, планам! — говорит Поплавская.
В 2018-м Поплавская попала в ДТП, но быстро восстановилась. После смерти мужа она начала активно заниматься благотворительным фондом, а также продолжила выступать, но уже сольно. У неё вышло несколько дуэтов и новых ярких композиций. Кроме того, её нередко приглашают на различные фестивали и конкурсы, где она сидит в жюри.