Софье Таюрской 1 мая исполняется 33 года, из которых как минимум последние пять лет она больше известна поисковикам как «девушка из Little Big» и «к кому ушёл Прусикин*». Сейчас Таюрскую и вовсе вспоминают почти эксклюзивно в контексте того, как проходит жизнь у сбежавших российских артистов — обсуждение тут, как правило, вопросов «вернётся или нет» и «предали/не предали».
Впрочем, Таюрской, если вспоминать, как она шла к своим «затянувшимся зарубежным гастролям», не впервой слышать обвинения в предательстве.
Стоит сказать, что Таюрская не была участницей оригинального состава группы, которая в итоге и принесла ей известность. Основатели Little Big — это четвёрка Илья Прусикин*, Сергей Макаров, Анна Каст и Олимпия Ивлева, в итоге же нынешний коллектив подаётся как дуэт Софьи и Ильича*. Как так вышло?
Таюрская, работавшая до этого на бэк-вокале в караоке-баре, пришла в группу через год после её создания, в 2014-м. Тогда же она появляется в первом клипе вместе с коллективом — With Russia from Love. При этом стоит сказать, что визуально она очень долгое время оставалась на втором плане, хоть Софья потом скромно отметит в интервью, что её голос на записях очень быстро стал основным. Если принять за правду, то это в том числе объясняет почему родоначальницы коллектива начали его покидать.
Всё же «официально» Таюрская никого не подсиживала. В 2016-м ушла Анна Каст — у неё возникли проблемы с преподавательской деятельностью из-за неоднозначных образов в ранних клипах Little Big. Стоит учитывать, что группа на тот момент была скорее полуандеграундным проектом с репутацией «русских Die Antwoord» (связь этих коллективов оказалась кармической какой-то). Каст, скончавшаяся в 2021-м, предпочла работу хобби, так что тут Таюрская руку вряд ли приложила.
По «официальной версии», Олимпия коллектив также покинула совершенно добровольно: не готова была к дикому гастрольному графику и тому масштабу проекта, который хотел Прусикин*. Однако в интервью девушка отмечала, что тот её «не останавливал». В итоге на передний план вышла Софья Таюрская, а у названия полностью отмер первоначальный смысл — Ивлева и Каст были ростом не выше 130 см.
Однако стоит сказать, что именно в таком виде к группе пришёл успех у массового зрителя — Little Big сами сделали поворот в сторону более «попсовой» стилистики. Произошло это с выходом клипа на песню Skibidi в 2019-м. Там, кстати, ещё чувствовались отголоски «мрачного прошлого», но уже к Uno коллектив стал мэйнстримом в России. Их готовы были отправлять на «Евровидение» 2020-го, только конкурс тогда отменили из-за пандемии коронавируса.
Все эти высоты группой во главе с экс-блогером были взяты уже с Таюрской под софитом. Однако в Little Big всё ещё оставались не только она и Ильич*. Сергей Макаров и Антон Лиссов отпали после эмиграции Софьи с Ильёй*: они предпочли остаться в России. В итоге Софья «пережила» всех других членов коллектива и даже смысл названия группы. Однако обвиняли её не только в этой «краже».
Параллельно с группой в личной жизни Таюрской развивался огромных масштабов скандалище, который был связан и с профессиональной деятельностью. Роман с Ильей Прусикиным*, который в 2016-м женился на блогерше Ирине Смелой, произошёл у всех на глазах. Вспоминаем о «кармической связи» с Die Antwoord, где личные отношения вокалистов и экс-супругов также стали поводом для многолетнего обсуждения.
Сначала были слухи, а Таюрская на камеру целовалась с «другом семьи» Эльдаром Джараховым, отбивая подобные разговоры. И Прусикин, и Таюрская долгое время утверждали, что связь у них только дружеская. Потом, в 2020-м году, Прусикин заявляет о разводе, а Софья Таюрская в интервью у Ксении Собчак (в 2021-м) добивает тем, что они всё-таки встречаются. Отдельно при этом подчёркивая, что «никакая она не разлучница»: по её словам, Прусикин с женой расстался аж в 2019-м, а их романтические отношения стартовали в августе 2020-го.
— Да не уводила я его из семьи, ну сколько можно: «разлучница, разлучница». <…> Есть такая штука, как правда и честность. И вот я абсолютно честна перед всеми и перед собой. Мне нечего скрывать. А если я о чём-то не рассказываю, значит, это моё право, — заявляла тогда певица.
Люди ей не очень поверили. Особенно после того, как она ещё осенью 2020-го, когда Таюрская с Прусикиным* официально были ещё только коллегами и друзьями, называла часть комментаторов своей личной жизни в соцсетях «животными».
— Люди ведут себя, как животные! Я буду удалять все комментарии с оскорблениями, как минимум, потому что это читает моя семья, моя бабушка! Если вы хотите меня пооскорблять, пишите мне в директ! — оставляла комментарии Таюрская.
В 2020-м Таюрскую в целом преследовали «скандальные» заголовки, источником которых становились соцсети самой Софьи. Например, тогда она рассказывала о пережитом РПП.
— После я ушла в жуткий зажор и набрала больше 10 килограммов. С того момента начались адские качели: плюс пять, минус три, плюс семь, минус два. В итоге я заработала расстройство пищевого поведения и промучилась три года, — делилась Таюрская с подписчиками в соцсетях в октябре 2020-го, словно ещё пытаясь перетянуть разговоры хоть куда-то в сторону их романа с Прусикиным*.
Ситуацию с романом усугубляли близкие отношения между тогда ещё супругой Ильича* и его коллегой по группе. Мама Таюрской, акушер-гинеколог, даже принимала роды у Смелой.
Возвращаясь всё к тому же интервью с Собчак, где Софья рассказала об их отношениях с Прусикиным*, в день публикации Смелая выложила в соцсети видеообращение.
— Мне жаль, но конкретно сегодня для меня перестал существовать один человек, который раньше мне был очень близким и дорогим. После сегодняшних событий я вычёркиваю из жизни этого персонажа. Желаю всего хорошего ему и поскорее разобраться со своими психологическими проблемами. Надеюсь, у тебя скоро всё будет хорошо, — сказала Ирина, правда, не уточняя кому.
Как бы то ни было, бывшие супруги сохранили нормальные отношения ради сына. Таюрская даже проводит совместный отпуск с ними. Однако встречи эти редкие — семью всё-таки разделили тысячи километров и граница.
Это, конечно, связано с отъездом Ильича* и Таюрской после начала СВО. В соцсетях пары 24 февраля появились «классические» для релокантов посты-картинки, а вскоре они покинули Россию.
Сейчас Таюрская с Прусикиным, уже после бегства признанным иноагентом, жители США, где, по сути, заново строят карьеру, спалив мосты. В мае 2023-го Little Big выпустили клип в поддержку Украины, параллельно раздавая интервью о своей позиции.
— Эта песня — крик души, это наш манифест. Мы выразили мнение, и если оно кому-то не понравится — окей. Это же наше мнение. И здесь дело не в заработке и не в накоплении аудитории. Мы не планируем становиться политическими активистами, но в данном контексте времени мы считаем себя обязанными высказаться, — декларировал тогда Прусикин заблокированной в РФ русской службе издания BBC.
Стоит, конечно, сказать, что статус ему присвоили ещё в январе, а до этого Little Big куда крепче держались за российскую аудиторию, говоря о цензуре, но ещё не доходя до каких-то «жестов».
Таюрская просто проявляла во всём солидарность с парнем-иноагентом. Например, стала героиней того самого скандального фото «слёта-иноагентов» с Пугачёвой во главе.
Переезд у них при этом сложился поначалу не слишком радужно: например, Софья рассказывала, как они жили, по сути, в коммуналке, а Ильич жаловался на отсутствие денег. Столкнулись они и с отменами концертов даже за рубежом: например, в марте 2023-го на Бали. Находясь в эмиграции, Little Big даже не смогли запретить себя есть: проиграли суд компании PepsiCo, у которой требовали не использовать в Европе бренд снеков Little Big Acts в 2023-м.
При этом нельзя сказать, что совсем безуспешно — Little Big и сейчас готовит большой тур по Европе с заездом в США и Канаду. Буквально в этом месяце презентовали новый альбом, а до этого подыскивали ключи к американской аудитории совместными треками с Oliver Tree и Bbno$ (у нас многим ничего не скажет, но на Западе — интернет-сенсации) и клипом с участием порноактрис Евы Эльфи и Райли Рэд на песню Boobs, который ожидаемо несколько миллионов просмотров собрал — не Skibidi и его 734, но всё ещё миллионы.
Таюрская в целом даже меньше Ильича* распространяется о «тоске по Родине», возможно, потому что не оставляла за спиной ребёнка. Есть и более простое объяснение, которое даёт сама Софья, говоря о сложностях переезда.
— У меня нет по жизни таких штук, что если я попала в какие-то предлагаемые обстоятельства и они меня пугают, или я не могу к ним адаптироваться. Такого не существует, я могу где угодно существовать. Даже если комната два на два, я все равно её обустрою, мне будет уютно и хорошо. Пока живём, всё нормально, — рассказывала Таюрская в интервью.
Впрочем, учитывая проделанный путь, вряд ли исполнительнице нужно было отдельно пояснять, что она «выживает» в любых условиях. И всех, если придётся.