Прямой эфир

С чем боролись, на то и... Почему из магазинов пропадают популярные продукты

Светлана Коваленко
23 апреля, 17:56
Крупная продуктовая сеть родом из Северной столицы попала под пристальное внимание СМИ и горожан из-за того, что с её полок чуть более чем за месяц пропали популярные у покупателей товары двух американских производителей. Правда, с одним из них ретейлер сотрудничество уже возобновил. Разбираемся, почему так произошло и может ли такое повториться.
Коллаж 78.ru: freepik.com, Belkin Alexey; IMAGO/Michael Gstettenbauer/globallookpress.com, flaticon.com/Good Ware

Наживы ради или…

О том, что с полок «Ленты» пропала продукция американской компании Mondelez, например, производителя популярных и бюджетных шоколадов Alpen Gold и Milka, стало известно в середине марта. Тогда пресс-служба сети поясняла, что в компании готовы к обсуждению условий сотрудничества, результатом которого станут справедливые цены для покупателей.

Ни о какой политической подоплёке ретейлер не упоминал. Хотя, в своё время, именно по этой причине исчезли из продажи Coca-Сola и Pepsi.

В итоге через какое-то время шоколадки и другая продукция Mondelez, не исчезавшая, впрочем, в других сетях, вернулась в ассортимент «Ленты» и вновь стала доступна покупателям.

В апреле в чём-то аналогичная ситуация повторилась у ретейлера опять же с американской Mars. Здесь уже речь пошла только о кормах для животных (Whiskas, Perfect Fit, Kitekat, Chappi, Pedigree). В пресс-службе сети снова сослались на борьбу исключительно за стабильно низкие цены.

Примечательно, что эти инциденты неожиданно оказались в поле зрения даже не профильных СМИ, не специализирующихся на исключительно ретейлерской тематике, но и самих горожан.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Выясняем, почему страсти так накалились и ожидать ли повторения подобных ситуаций.

Идут за конкретными товарами

Отметим сразу, что никаких официальных заявлений о приостановке продаж ни продуктовая сеть, ни производители публично и заранее не делали. Комментарии со стороны ретейлера о готовности к дальнейшим переговорам и борьбе за справедливые цены последовали лишь после запросов СМИ.

Сама новость о пропаже с полок продукции Mondelez появилась первой как на tg-канале отраслевого портала «Продукт Медиа» со ссылкой на читателей. Запомним этот важный момент.

Как пояснил независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин, конфликт с Mondelez как раз и всплыл на поверхность, потому что именно покупатели заметили происходящее, начали задавать вопросы, возмущаться и даже уходить. А заменить продукцию другими альтернативными брендами, хоть и пытались, но не получилось.

— Всё это говорит о том, что покупатели идут к ретейлерам за конкретными брендами и продуктами, и если их не находят, то отправляются в другие сети. Могу предположить, что конфликт был улажен, поскольку обе стороны сменили свои позиции. С Mars тоже, вероятно, будет достигнуто соглашение, — поделился Михаил Лачугин.

Решили навариться

Добавим также, что, как ранее рассказывал один из собеседников 78.ru на условиях анонимности, теоретически с Mondelez инцидент мог возникнуть по следующей причине.

Фото: IMAGO/Michael Gstettenbauer/globallookpress.com
Фото: IMAGO/Michael Gstettenbauer/globallookpress.com

Сеть закупала те же шоколадки крупными оптовыми партиями и потому по более низким ценам, чем поставщик предлагал другим участникам рынка. Условно говоря, одна плитка ей обходилась в 35 рублей, а для остальных стоимость составляла 45 рублей. Затем ретейлер часть партии перепродавал, но уже по цене в 40 рублей. В какой-то момент поставщик решил поставить крест на такой порочной и пагубной для себя практике.

Как отмечают участники рынка, возможно, что такая же политика проводилась сетью в отношении кормов Маrs.

При этом, как добавляют собеседники, никаких запретов на перепродажу товаров для торговых сетей нет.

Верный пиар-ход?

Как подчёркивают участники рынка и эксперты, на самом деле варианты, когда сети и поставщики не находят взаимопонимания по ценам, встречаются сплошь и рядом.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что на самом деле в той или иной степени такие моменты во взаимодействии с поставщиками встречались у значительной части крупнейших ретейлеров.

— В целом ситуация нетривиальная, потому что остановка поставок это крайний случай. Но, как правило, этот процесс не длится долго, и в течение нескольких месяцев стороны достигают новых договорённостей и далее продолжают работать, — поясняет Михаил Бурмистров.

Кто-то даже на таких ситуациях строит свои пиар-кампании. Среди отличившихся часто называют, например, «Верный».

Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Так, например, в декабре 2023-го сеть вывела из продажи хлопья «Ясно Солнышко» и муку «Предпортовую». Как объяснял ретейлер, это произошло из-за того, что производитель предоставлял другим сетям более низкие цены.

В январе 2024 года под раздачу по той же причине попали «Вязанка», «Ядрёна копоть», «Стародворские колбасы» и «Баварушка». В марте сеть убрала с полок алкоголь Bacardi.

И всегда в заявлениях СМИ пресс-служба сети особо подчёркивала, что ретейлер считает недопустимой ценовую дискриминацию по сравнению с остальными участниками рынка и заботится о кошельке покупателей, предлагая альтернативную более бюджетную продукцию, но такого же качества.

Были, есть и будут?

Участники рынка сходятся во мнении: ситуации, когда сети и поставщики сталкиваются с разногласиями по ценам, а товар временно или постоянно пропадает с полок, были, есть и будут. Другое дело, что о 99% таких непростых ситуаций в публичное поле просто не попадают.

Как поясняет Михаил Бурмистров, официальных объявлений нет, так в данном случае не происходит каких-то специальных процессов: не расторгается договор поставки. Просто в форматах стандартных взаимоотношений сеть перестаёт заказывать продукцию, если её не устраивает цена.

— По поводу выхода в публичную плоскость — это моменты, которые возникают или нет. Фундаментально они не на что не влияют, хотя, возможно, и создают какое-то дополнительное давление на стороны с точки зрения того, чтобы они скорее договорились, — констатирует аналитик.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

По словам Михаила Бурмистрова, надо понимать, что от такой резкой приостановки поставок лидирующих брендов страдают обе стороны. В этом плане в интересах и ретейлеров, и поставщиков, и потребителей достигнуть соглашения о продолжении поставок.