Принято считать, что современная пластическая хирургия абсолютно безопасна. Операции проводят высококвалифицированные врачи с кучей регалий на суперсовременном оборудовании, а перед вмешательством пациент сдаёт огромное количество анализов, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний. Однако, несмотря на всё это, в заголовки СМИ то и дело попадают шокирующие истории о смертях после «пластики». Причём жертвами «фабрики красоты» становятся как рядовые граждане, так и звёзды.
Один из самых громких случаев произошёл совсем недавно, в конце февраля 2024 года. В печально известной московской клинике Тимура Хайдарова скончался достаточно известный продюсер Пётр Гаврилов. Мужчине было всего 35 лет, у него осталась мать и беременная жена.
О том, что Гаврилов решил сделать себе операцию по уменьшению желудка, не знали даже близкие: продюсер скрывал от них свои намерения, поскольку знал, что они их не одобряют. Известно, что у мужчины была редкая форма ожирения, для которой характерен набор веса в раннем возрасте, однако с виду он был совершенно здоров.
Как пишет «Комсомольская правда», операция вроде бы прошла успешно. Однако через пару дней продюсеру стало плохо. Если бы Гаврилов обратился за помощью в другую клинику, возможно, его успели бы спасти, но он почему-то снова поехал в хайдаровскую IQPLASTIQUE.
Там у пациента выявили опасное осложнение в виде перитонита, но не оставили в стационаре, а просто назначили лечение и отпустили. Лучше больному не становилось, у него резко поднялась температура до 42 градусов, и в итоге 23 февраля его экстренно увезли в больницу РЖД. Там врачи несколько дней пытались спасти его, для чего даже ввели в искусственную кому.
Усилия докторов оказались тщетными: 27 февраля Пётр Гаврилов умер. А на следующий день в клинику Хайдарова нагрянул Следственный комитет. Проверка установила: продюсер скончался от запущенного воспаления брюшины. Удастся ли скандальному доктору Хайдарову и на этот раз избежать ответственности, неизвестно.
Ранее, напомним, этот врач «прославился» своими неудачными операциями российским селебрити. Претензии ему предъявили, в частности, 70-летняя певица Любовь Успенская, которая осталась недовольна своими новыми ягодицами за два миллиона рублей, а также артистка Слава — ей «чудо-доктор» изуродовал некрасивым шрамом грудь. Парадоксально, но несмотря на череду скандалов и многомиллионные судебные иски, клиника Хайдаров по-прежнему процветает, а клиенты встают в очередь, чтобы лечь под нож именно к нему.
Трагедии на операционном столе чаще всего происходят в Москве, что неудивительно: в столице больше всего денег, самые распиаренные хирурги и наиболее высокая концентрация желающих улучшить свою внешность любой ценой. Но и в Петербурге подобные громкие случаи не редкость.
Минувшей осенью в одной из петербургских клиник скончалась женщина, которой буквально навязали операций на несколько миллионов рублей. Двое детей остались без матери и, очевидно, с невыплаченными кредитами.
Как вспоминают близкие Анны Фёдоровой, она была совсем не тем человеком, который безрассудно согласится на такое количество пластики. Женщина работала бухгалтером, регулярно занималась спортом и выглядела для своих 47 лет очень хорошо. Однако, что называется, «повелась» на модные тренды и решили немного скорректировать веки, чтобы выглядеть моложе. В клинике петербурженку каким-то образом грамотно «обработали» и уговорили чуть ли не на все операции из прейскуранта, а кроме того, убедили сделать липосакцию 23 зон. И всё это — за один приём!
5 сентября Анна приехала в клинику на операцию, а уже 8 сентября ей стало плохо. Пациентку доставили в Центр экстренной и радиационной медицины имени Никифорова, где она и умерла на следующий день от развившегося после вмешательства от отёка мозга.
По словам дочери погибшей, персонал клиники повёл себя во всей этой ситуации крайне странно. О проблемах с самочувствием пациентки родным до последнего ничего не сообщали:
8 сентября из клиники позвонили и бодрым голосом сообщили нам, что маму положили «под кислород» (на аппарат ИВЛ). А на следующее утро позвонили и не менее бодро сказали, что извините, но мама умерла.
Дочь умершей уверена, что подтяжку лица, липолифтинг и липосакцию женщине навязали именно сотрудники клиники — никаких реальных показаний к этим «улучшайзингам» у Анны не было.
Боимся, что маму «развели» на кредит, и об этом кредите мы не знаем. У мамы таких денег не было,
- рассказывала убитая горем девушка в беседе с журналистами.
По сведениям журналистов «Комсомолки», финальная стоимость операции по договору составила более 1 миллиона рублей, при этом «Фонтанка» называла куда большую цифру — 2 млн 619 тысяч.
В холиварах, которые разворачиваются в сети после каждого подобного трагического происшествия, часто пишут о том, что всему виной низкая квалификация российских врачей, а также знаменитый русский «авось», то есть банальная халатность медиков. Однако судя по потоку точно таких же пугающих новостей с Запада, люди там становятся жертвами «мастеров скальпеля» ничуть не реже. Среди них, к слову, немало знаменитостей.
Год назад, в апреле 2023 после очередной «пластики» умерла 34-летняя модель и звезда OnlyFan Кристина Эштен Гуркани, известная так же как двойник Ким Кардашьян. Причиной стала остановка сердца. Смерть девушки потрясла её поклонников: более 600 тысяч человек регулярно следили за жизнью красотки в соцсетях.
Деньги на похороны собирали всем миром: близкие погибшей модели открыли специальный сайт для пожертвований. На страничке люди также могли выразить свою скорбь и соболезнования родным. Один из родственников Кристины написал, что звонок с сообщением о её смерти «мгновенно разрушил наш мир и будет вечно преследовать нашу семью до конца нашей жизни». По факту трагической гибели модели было начато расследование — семья Гуркани считает, что хирурги убили девушку.
В августе того же года от осложнений, вызванных процедурой липосакции, скончалась популярная перуанская певица Юлиана Переа. Как сообщали западные СМИ, участница группы Electro Ritmo, прославившаяся своим энергичным вокалом и яркой внешностью, 22 августа легла на операцию в клинику в Лорето. При этом никого из своих близких, включая мать, мужа и дочерей, она в известность о госпитализации не поставила.
Во время операции звезде стало плохо — под наркозом у неё произошла остановка сердца, и вскоре она умерла. Позже вскрытие показало, что Переа скончалась от острого двустороннего отека легких. Семья звезды также обвинила медиков в преступной халатности и потребовала сурового наказания для них.
Я хочу, чтобы этот доктор сгнил в тюрьме,
- заявила журналистам мама певицы, Пурита Торрес.
В итоге главный хирург Джона Касадо дель Кастильо был арестован по подозрению в непредумышленном убийстве, однако позже его освободили.
В сентябре 2023 скончалась аргентинская актриса и телеведущая Сильвина Луна, которая много лет боролась с последствиями неудачной «пластики». В 2011 году Луна попала в руки скандально известного хирурга Анибала Лотоцкого, который нанёс на её тело какое-то очень токсичное вещество. В результате у девушки отказали почки, ей даже потребовалась пересадка. Но после этого её здоровье оказалось окончательно подорвано — трижды в неделю ей приходилось сидеть по 4 часа на гемодиализе.
В конце концов организм не выдержал, и Сильвина Луна впала в кому. Спустя некоторое время близкие актрисы приняли решение отключить женщину от системы жизнеобеспечения. Ей было всего 43 года.
Не менее печальная история произошла в октябре 2023 года с другой аргентинской актрисой и бывшей королевой красоты Жаклин Каррьери. Во время поездки в США женщина решила немного омолодиться в одной из лос-анджелесских клиник. Но операция дала непредвиденные осложнения — у женщины оторвался тромб. Врачи не смогли спасти мать двоих детей. Она не дожила до своего 49-летия всего несколько дней
Справедливости ради стоит отметить, что случаи смертей после «пластики» - скорее всё же исключение из правил, поскольку их доля от общей массы ничтожна. А вот тяжёлые, иногда даже неизлечимые последствия хирургических вмешательств — не такая уж и редкость.
Примеров можно привести массу. Помимо уже упомянутых Успенской и Славы, в последнее время много шума наделала история вице-миссис «Россия International-2020» Юлии Тарасевич. Жительница Краснодара хотела стать ещё красивее, а потому записалась в одну из частных клиник своего города, чтобы сделать подтяжку брылей — так называется обвисание нижней части лица, когда участки слева и справа подбородка начинают напоминать щёки бульдога.
Однако пластический хирург Андрей Комаров «уболтал» королеву красоты на блефаропластику, подтяжку мягких тканей средней трети лица, а заодно и на столь модное сегодня удаление комков Биша. Операцию сделали в декабре 2023 года, однако вместо красоты и молодости девушка столкнулась с резким ухудшением не только состояния, но и внешнего вида. Лицо бывшей красавицы превратилось в ужасающую маску: мягкие ткани атрофировались, а веки просто перестали закрываться — на ночь Юлии приходилось заклеивать глаза тейпами, чтобы уснуть.
Тарасевич долгое время обивала пороги судов, пытаясь привлечь горе-хирурга к ответственности. Врачи же отговаривались тем, что Юлия, мол, сама виновата, умолчала на осмотре, что у неё редкое заболевание — склеродермия. В конце концов правосудие встало на сторону пациентки, правда, вместо 35 миллионов компенсацию девушка получила 3,5 млн. Дополнительно клинике был выписан штраф в 1,5 млн.
В ещё более плачевную ситуацию попала другая ценительница искусственной красоты, родом из Москвы. В октябре 2022 года жительница столицы пришла в клинику пластической хирургии, чтобы «подправить» нос. Операция обошлась её относительно недорого — всего в 500 тыс рублей. Но последствия оказались поистине страшными: места швов воспалились, и даже через три месяца раны так и не зажили. При этом, по словам потерпевшей, нос у неё так и остался искривлённым.
Россия занимает уверенное третье место по количеству пластических операций. Только за 2020 год наши граждане сделали почти 480 косметических операций, а с 2022 года бьюти-хирургия по непонятным причинам начала пользоваться ещё большим спросом. При этом в топе предпочтений пациентов пять основных видов вмешательств:
Наиболее опасной операцией из пяти вышеперечисленных считается увеличение или уменьшение груди. По словам пластического хирурга Ильи Шарова, наиболее частым негативным последствием такого вмешательства становятся рубцы.
Из-за напряжения и нагрузки на швы заживление может занять больше времени, чем обычно. К тому же после проведения операции необходимо носить сдавливающее корректирующее белье, что также замедляет восстановление, поэтому есть риск образования плотных рубцов или даже язв,
- рассказал врач в беседе с «Известиями».
Кроме того, доктор Шаров предупредил о высоких рисках при ринопластике. Он предупредил о том, что одной операцией тут, как правило, не обойтись. Почти каждая третья операция в итоге требует второй, а половина вторичных ринопластик, в свою очередь, заканчиваются третьим вмешательством.
Каждое последующее хирургическое вмешательство может привести к повреждению сосудов, питающих окружающие ткани носа, - заявил хирург. - Иногда возникает ситуация, когда для восстановления этих тканей сосудов оказывается недостаточно. В результате они начинают отмирать, что приводит к необходимости реконструктивной хирургии, включая пересадку кожного лоскута с других областей лица.
Однако самой опасной среди всех пластических операций остаётся липосакция, то есть откачка жира. Сама по себе процедура до крайности проста, но именно после или даже во время неё происходит, согласно статистике, большинство смертей. По словам Ильи Шарова, это может происходить по разным причинам.
Допустим, в процессе проведения вводится раствор Кляйна, содержащий лидокаин, который может негативно влиять на сердечную мышцу. Он может вызвать аритмию или даже остановку сердца. Еще одной опасностью является повреждение крупных кровеносных сосудов. Оно может вызвать жировую эмболию, при которой жир блокирует сосуды и возможно его попадание в сердце или мозг,
- подчеркнул врач. Он также предупредил о том, что очень опасно удалять сразу очень большие объемы жира.
Несмотря на регулярно происходящие трагедии на операционном столе, люди по-прежнему хотят стать красивее и готовы платить за это немалые деньги. Хирурги рекомендуют заранее, ещё до принятия решения об операции собрать всю информацию о возможных сложностях и последствиях. А главное, выбирать только проверенные клиники и опытных врачей. У медицинского учреждения должны быть необходимые лицензии и надёжное современное оборудование, а обследования должно проводиться строго по стандартам Всероссийской организации здравоохранения.
Но в любом случае нужно отдавать себе отчёт в том, что стопроцентной гарантии успеха вам не может дать ни один, даже самый именитый и прославленный врач. И даже идеальные анализы — не всегда залог удачного исхода операций. Как объясняет пластический хирург Ярослав Суходолов, ни одного пациента обследовать на все 100 процентов просто невозможно.
Успешная сдача анализов абсолютно ничего не значит. Потому что может быть куча болячек, которые нельзя просто так выявить, они могут проявить себя только во время операции, в том числе при наркозе,
- предупредил специалист в беседе с «КП».
Он также советует не экономить и не делать слишком много операций за один раз. По его словам, слишком долгие операции — свыше 6-7 часов — резко повышают риски наркозных осложнений, что может привести к образованию тромбов.
Лучше всего разбивать операции на несколько частей, делать их в разные месяцы. Другое дело, что некоторые хирурги понимают, что пациент может не вернуться к ним, поэтому ему навязывают кучу процедур всеми правдами и неправдами,
- посетовал доктор Суходолов.