Подержанные зарубежные автомобили в России были популярны всегда, отметил в беседе с 78.ru автоэксперт Сергей Клоков. Как только стали открывать границы, они хлынули в страну «сумасшедшим потоком». Однако связано это не только с тем, что в России повышен интерес к подержанным европейским автомобилям, — ещё более высок интерес предпринимателей к этой нише для заработка.
— Такой интерес вызван не только потому, что кто-то хочет приобрести подешевле подержанный автомобиль из-за рубежа. Он вызван тем, что предприниматели хотят зарабатывать на доставке желаемого автомобиля. Два этих потока людей неразлучно взаимосвязаны и продолжают существовать, несмотря на совершенно сумасшедшие цены и вводимые законы, которые пытаются ограничить ввоз якобы устаревшей техники к нам в страну, — прокомментировал Сергей Клоков.
Интерес покупателей объясняется несколькими факторами. Прежде всего, на российском авторынке нишу ушедших зарубежных автопроизводителей стремительно заполняют китайские фирмы — а у нас к ним, несмотря на два года плотного взаимодействия, по-прежнему отношение настороженное. Кроме того, всё ещё встречаются сервисные трудности у дилеров — это поставки запчастей, логистика, диагностика и другие связанные с ремонтом проблемы, отметил Сергей Клоков.
Ещё несколько факторов, объясняющих интерес к подержанным европейским автомобилям, назвала управляющий директор Frank Auto Ирина Франк. Это цена, выбор и техническое состояние таких машин.
— Цена: подержанные автомобили из Европы могут быть значительно дешевле, чем аналогичные модели на внутреннем рынке. Выбор: в странах Европы можно найти редкие или эксклюзивные модели, которые не продаются в России. Техническое состояние: за рубежом владельцы более бережно относятся к своим автомобилям, поэтому можно найти машины в хорошем состоянии, — пояснила она.
Кроме того, как рассказала Ирина Франк, россияне любят традиционные европейские бренды — Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz и другие — и покупка подержанного автомобиля из Европы может помочь реализовать эту любовь за приемлемую цену.
Однако у любой медали есть обратная сторона, и у подержанных европейских машин есть очевидные минусы. И их может быть значительно больше, чем плюсов.
Первым и главным очевидным минусом покупки подержанного европейского автомобиля является риск «нарваться» на машину со скрученным пробегом или даже участием в ДТП.
— Практически во всех автомобилях из Европы перекупщики «скручивают» пробег — это факт, — констатировала Ирина Франк.
Конечно, есть способы с этим бороться: Ирина Франк рекомендует для этого запросить VIN-номер авто у продавца и ввести его в поисковик — так можно получить информацию о том, где автомобиль продавался и в каком состоянии. Сегодня существуют даже специальные чат-боты в Telegram, которые позволяют произвести аналогичную операцию, и платные интернет-сервисы. Осуществляют проверку и специальные компании, предоставляющие отчёты об истории автомобиля.
Кроме того, «родной» пробег можно узнать при подключении специального устройства к блокам авто, однако это возможно только при получении доступа к машине — то есть либо по прибытии в страну, либо при подборе посредником, доверять которому стоит не всегда.
Есть и другие минусы, среди них — скрытые дефекты, которые можно выявить только после покупки при диагностике, и дополнительные расходы на таможенное оформление и доставку.
— Найти недорогой и при этом «живой» автомобиль бывает очень сложно. Многие машины из Европы, которые предлагают на отечественном рынке, попадали в аварии: например, среди них большой процент «утопленников». Дело в том, что перекупщику невыгодно покупать в Европе хорошую машину и перепродавать её в России. Куда выгоднее найти авто с дефектами, купить её «за копейки» и уже в России провести определённые ремонтные работы и выставить за неё огромный ценник, — резюмировала Ирина Франк.
Согласен с ней и Сергей Клоков: он также объясняет повышенный интерес к автомобилям из Европы желанием перекупщиков заработать.
— (Предприниматели. — Прим. ред.) как раз хотят использовать любую возможность зарабатывать, даже если придётся, откровенно говоря, обманывать потенциальных покупателей ввозимых автомобилей и государство, — отметил он.
При этом в подобных «махинациях» рискуют и предприниматели, и покупатели, констатировал эксперт. Однако если перекупщики могут компенсировать свои риски, то покупателям приходится сталкиваться с ними лицом к лицу — и «расхлёбывать» в одиночку.
Риски для покупателя, как объяснил Сергей Клоков, возникают буквально на каждом этапе покупки подержанного автомобиля в Европе — в основном денежные, но не только. Всего таких этапов четыре: поиск автомобиля, диагностика за рубежом, перегон в Россию, растаможка. И каждый этап обойдётся не только в серьёзные суммы, но и в большую нервотрёпку.
— Вам как покупателю придётся заплатить предоплату, в лучшем случае 50% от сделки, а в худшем и все 100%. Отдавая свои финансы незнакомым людям, даже если они имеют громкое имя и авторитет, покупатель испытывает высокую эмоциональную нагрузку. Не одномоментно ему доставят автомобиль: возможно, придётся сидеть на иголках от трёх недель и дольше. Вам придётся ждать результата по каждому этапу, — предупредил эксперт.
Сергей Клоков рассказал, как проходит каждый этап покупки подержанного автомобиля в Европе. Сначала нужно задать параметры желаемого автомобиля, и исходя из них его будут подбирать, высылая на почту фотографии и вводные данные: количество владельцев, как использовался автомобиль, карты техобслуживания, объём средств, которые владелец в него вкладывал. При этом фотографиям и данным придётся верить «на слово», поскольку проверить их не получится.
— Раньше оплата услуг этих брокеров была ежедневной. Каждый день вы перечисляли некую сумму плюс средства на расходы брокера, который ездил по разным городам и весям Европы в поисках вашего автомобиля. Якобы ездил. Сейчас, полагаю, брокер в основном сидит дома в Интернете и смотрит какие-то периодические издания и просто присылает вам те фотографии, которые он нашёл в Сети. Вы выражаете готовность приобрести авто, после чего подборщик едет смотреть его и высылает видеоматериал, — описал процесс подбора Сергей Клоков.
Важно, чтобы «брокер» ответственно подходил к вопросу, смотрел автомобиль лично и, конечно, разбирался в транспортных средствах и документах — так он снизит риск покупки автомобиля после ДТП. Затем по договорённости с продавцом машину отвозят на сервис, чтобы провести диагностику (она тоже платная).
— А диагноз может показать, что, допустим, двигатель на этом автомобиле при смерти. Скорее всего, автомобиль этот вы покупать не будете, но брокеру вы уже заплатили и за диагностику свои деньги отдали, — отметил Сергей Клоков.
Поиск начинается заново и, допустим, завершается успешно. Автомобиль выбран, и возникает вопрос о его доставке. Есть разные пути в зависимости от региона: самолётом, морем, перегон своим ходом. Чем дальше покупатель от региона покупки, тем выше будет стоимость доставки.
Наконец, финальный этап — растаможка в России, и здесь могут возникнуть новые проблемы.
— Растаможить автомобиль могут официальным путём и неофициальным. Если официальным путём, то, скорее всего, это, опять же, будет удорожание автомобиля. <…> Если же брокер использует неофициальный способ, то все ваши финансовые затраты и нервные переживания, которые были описаны выше, покажутся сказкой по сравнению с тем, что вас будет ожидать, если вдруг в ГАИ при постановке автомобиля на учёт скажут, что автомобиль растаможен нечестно. Все эти неприятности описывать не буду, но смею уверить, что это будет колоссальное потрясение, — указал Сергей Клоков.
Отдельно эксперты отметили, что сегодня существуют специальные фирмы, которые берут на себя все вышеперечисленные неудобства и «ведут» покупку автомобиля от первого до последнего этапа, гарантируя, с одной стороны, отсутствие признаков ДТП у машины, с другой — юридическую чистоту сделки. Однако это тоже вопрос доверия, ведь узнать точно, способна ли фирма действительно честно выполнить обязательства, заранее нельзя.
В целом эксперты сделали вывод, что покупка подержанного автомобиля из Европы больше подходит для очень узкой группы людей и уж точно не для тех, кто стремится сэкономить (учитывая затраты на все описанные выше этапы приобретения такой машины).
— Стоит ли подержанный автомобиль всех этих моральных потрясений и финансовых затрат? Если вы готовы к неприятностям — да. Если вы являетесь приверженцем какой-то марки, которая сейчас не продаётся в России, — возможно, да. Но риски будут исключительно вашей зоной ответственности как покупателя. Риски есть. И риски колоссальные, — предупредил Сергей Клоков.
Ирина Франк отметила, что покупка таких автомобилей требует очень внимательного подхода к выбору и проверке его истории.
— Важно помнить, что чудес не бывает, и нужно постараться, чтобы дёшево приобрести достойный автомобиль. Без тщательной проверки авто из Европы лучше не покупать, поскольку перекупщики хотят на вас максимально заработать, скрывая родной пробег, кузовные и прочие дефекты, — указала она.
Единственный плюс в подобном механизме покупки — это возможность приобрести свою мечту. Она может компенсировать все неудобства и риски, но только если вы их трезво и хладнокровно взвесили.
— В пример хочу привести высказывание одного великого человека — Генри Форда: «Лучший автомобиль — это новый автомобиль». Я с этим целиком и полностью согласен, — резюмировал Сергей Клоков.