Прямой эфир

Наживаются на хайпе? Маркетплейсы взвинтили цены из-за беспошлинного порога в 200 евро

Лилия Батршина
8 апреля, 14:31
С 1 апреля порог беспошлинного ввоза товаров с иностранных маркетплейсов опустился с 1000 до 200 евро. Волонтёры пугают нехваткой беспилотников для зоны СВО, маркетплейсы предупреждают о повышении цен и просят вернуть порог обратно. Чем на самом деле обернётся понижение беспошлинного порога для россиян, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Фото: freepik.com

Новый-старый порог

Порог беспошлинного ввоза товаров с иностранных маркетплейсов в размере 1000 евро появился не так давно — в 2022 году, напомнил адвокат, управляющий партнёр коллегии адвокатов «Григориадис Групп» Дмитрий Григориади.

— Согласно законодательству ЕврАзЭС, порог на беспошлинный ввоз составлял с 2020 года 200 евро и был поднят в 2022 году до 1000 евро временно, в целях поддержки рынка, по инициативе российской стороны, как свидетельствуют издания ЕЭК. Норму как таковую продлевали несколько раз, — рассказал он.

Действительно, до 2019 года порог беспошлинного ввоза товаров составлял 1000 евро. Однако в течение года его несколько раз снизили, пока в январе 2020 года он не достиг 200 евро. В пандемийное время порушились цепочки логистики, поэтому с заказами на иностранных маркетплейсах и без того было сложно, и такой низкий порог мало кого волновал. А в 2022 году началась СВО, следом Запад ввёл беспрецедентные санкции, и порог беспошлинного ввоза вновь подняли до 1000 евро и 31 килограмма.

— Прежде всего увеличение порога было необходимо, чтобы в период перестроения логистики, смещения акцентов на Восток, потребитель мог как организовать покупку на иностранных маркетплейсах, так и ввезти самостоятельно товар. Сейчас архитектура логистики относительно налажена, стабилизировались каналы поставки, а вместе с тем пропадает и дефицит товаров, — констатировал в беседе с 78.ru доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Владимир Николаев.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Теперь же, когда порог вновь опустили обратно к 200 евро, покупателю нужно будет заплатить пошлину в 15% от стоимости товара, но не менее 2 евро за 1 килограмм. Причём касается это не только России — решение принимал Совет Евразийской комиссии и действует оно для всех стран объединения. Это, кроме России, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

— Хотя в Армении порог в 500 евро и 25 кг действует давно. Там меняется только порог для посылок, — уточнил Владимир Николаев.

По текущему курсу новый-старый порог коснётся любых покупок, стоимость которых превысит примерно 19 913 рублей за товар. В этот список попадают практически все товары народного потребления, пояснил эксперт — за исключением тех, которые законодательно не считаются товарами для личного пользования, но их обычно и не покупают на маркетплейсах. Их перечень закреплён Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года №107. Он включает 20 позиций, среди которых двигатели внутреннего сгорания, природные алмазы, икра, рыба и ракообразные, этиловый спирт и табак — в объёмах, превышающих объёмы ручной клади, солярии для загара, мебель и некоторые другие.

Конечно, россияне не покупают икру и солярии на иностранных маркетплейсах, но сумма порога в пересчёте на рубли намекает на то, что они останутся без зарубежной техники — например, смартфонов, которые официально не поставляются в страну. Кроме того, волонтёры, оказывающие помощь военным в зоне СВО, беспокоятся, что повысятся цены на иностранные беспилотники. Но так ли это фатально?

Удар по «серому» карману

Прежде всего нужно уточнить, что данный порог действует только для физических лиц и только для товаров народного потребления. Это означает, что товары, которые приобретаются в соответствии с ним, подходят исключительно для личного пользования. Между тем порог в 1000 евро открывал более серьёзные возможности, и совсем не для рядовых покупателей.

— Порог в 1000 евро позволял ввозить коммерческие партии практически беспошлинно, чем пользовались многие селлеры, хотя порог предусматривает ввоз товаров для личного потребления, — указал Владимир Николаев.
Фото: АГН Москва/globallookpress.com
Фото: АГН Москва/globallookpress.com

Согласно данным статистики, в России средняя стоимость покупки на зарубежных маркетплейсах составляет всего 40–50 евро — это около 5000 рублей. При этом на прямые заказы из-за рубежа приходится только 3% товарооборота маркетплейсов, и занимаются ими в основном не обычные россияне, а перекупщики. Поэтому, по законам логики, на рядовых россиян снижение порога не должно оказать никакого влияния — слишком невелик масштаб таких покупок.

Однако маркетплейсы с этим не согласны: они утверждают, что многим россиянам придётся отказаться от запланированных покупок, поскольку с учётом пошлины товары станут дороже, чем они могут себе позволить. Владимир Николаев считает, что такое подорожание — следствие скорее инфоповода, нежели действительно реального повышения стоимости закупки.

— Возможно, подорожают немного телефоны, техника, запчасти — всё, что стоит свыше 200 евро, но ненамного в процентном отношении. Скорее, если и произойдёт подорожание товаров на маркетплейсах, то вследствие инфоповода, а не вследствие реального повышения стоимости закупки. Маркетплейс — это коммерция, и привоз товара — это коммерческая партия, а беспошлинный порог у нас только для товаров личного пользования, — пояснил он.

Подорожание уже произошло: Ozon начал предупреждать о пошлине при заказе из других стран от 200 евро — на карточках товаров появилась дополнительная строчка с суммой и уточнением. На других маркетплейсах некоторые товары известных зарубежных брендов подорожали примерно на 15%. Вероятно, сказываются два фактора: «хайп» как повод поднять цены и «оскудевший карман» перекупщиков.

— Тех, кто ввозил товар в «белую», уплачивая все пошлины и налоги, это не особо коснётся, а вот для перекупщиков и «серого» импорта немного ударит по карману, — отметил Владимир Николаев.

Подтверждает эту теорию тот факт, что порог в 200 евро распространяется только на посылки и багаж, ввозимый любыми видами транспорта, кроме воздушного, и в пешем порядке, как указал руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин.

— Для тех, кто пересекает границу на машине, порог 500 евро, а для самолётов остаётся 10 000 евро, — дополнил Владимир Николаев.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Вряд ли товары с маркетплейсов организованно перевозятся через границу в пешем порядке, так что, вероятнее всего, перекупщики действительно «хайпуют» на удачном инфоповоде, и покупателям нужно это понимать.

Зачем поднимают порог

Сергей Елин в разговоре с 78.ru отметил, что дискуссия о понижении планки порога беспошлинного ввоза для физлиц ведётся давно. Связано это с тем, что, с одной стороны, благодаря ему большое количество зарубежных товаров могло ввозиться без пошлины — в условиях ограничений 2022 года это было в приоритете.

— Высокая планка увеличивала количество такого товара, которое ввозилось через индивидуальные заказы, через зарубежные площадки. По более низкой цене завозилось большее количество товаров, по меньшей цене оно попадало потребителям, что в условиях санкционных ограничений, в условиях возможных сбоев, удорожаний поставки отдельных западных товаров было бы плюсом, — констатировал эксперт.

Однако есть и обратная сторона — из-за повышения беспошлинного порога в бюджет поступало меньше таможенных пошлин. В условиях лихорадочной перестройки логистики первого года СВО они не ставились в приоритет, причём на всех уровнях (тогда даже нефть продавали с огромной скидкой ради установления контактов и новых контрактов, на какое-то время отодвинув в сторону стремление к сверхприбылям). Однако сегодня, спустя два года, можно констатировать, что новые логистические цепочки выстроены, дефицит товаров предотвращён, а значит — повышенный порог выполнил свою задачу. Ситуация успокоилась, и пора задуматься о доходах.

— Снижение порога до 200 евро — это снова поиск баланса между поступлениями денежных средств в виде таможенных платежей и доступностью товара. Учитывая то, что российская экономика во многом адаптировалась, в части логистических цепочек и товаров-заменителей, приоритет сделан в пользу бюджета. Фактически была поддержана позиция Минфина, которою он сформулировал в письме-ответе в адрес крупных игроков — маркетплейсов, — указал Сергей Елин.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Кроме того, пониженный порог поможет избавиться от некачественных и несертифицированных товаров на рынке — на это обращала внимание Ассоциация компаний розничной торговли в своём письме к вице-премьеру Алексею Оверчуку. Председатель президиума Ассоциации Игорь Караваев указывал, что из-за повышенного порога на рынке большое количество товаров без гарантии, без инструкции и информации на русском языке.

— Это создаёт неравные условия для добросовестных российских ретейлеров, которые уплачивают все таможенные пошлины, выполняют обязательства по сертификации и сервисному обслуживанию товаров на российском рынке. Также на фоне высокого порога беспошлинного ввоза растут риски поставок низкокачественных, нелегальных и контрафактных товаров, от чего страдает в первую очередь потребитель, — отметил он в беседе с РИА Новости.

Теперь отечественные ретейлеры могут успокоиться: вероятно, иностранные маркетплейсы будут окончательно вытеснены с российского рынка. Сработает в плюс это и для отечественных производителей: в долгосрочной перспективе, как указали эксперты 78.ru, снижение порога стимулирует появление локальных предложений. Интересно, что и без того статистика показывала падение интереса к заказам на зарубежных маркетплейсах — понижение беспошлинного порога стало для него просто завершающим штрихом.

Впрочем, для маркетплейсов и перекупщиков ещё не всё потеряно: 12 апреля состоится очередное заседание Евразийской комиссии, есть шанс, что там тему беспошлинного порога вновь поднимут. Пока же его обсуждение напоминает качели: с одной стороны — пессимистичные оценки e-commerce, маркетплейсов, малого и среднего бизнеса, с другой стороны — восторг представителей крупных сетей, отметил Дмитрий Григориади.

— Безусловно, данная мера (повышенный порог. — Прим. ред.) здорово поддержала отечественный рынок, помогла выйти многим предпринимателям на хорошие обороты, а также поддержать людей в турбулентное время. Как будет развиваться ситуация, покажет время, — резюмировал он.