Для закупающих пиво по оптовым ценам ретейлеров его стоимость вырастет в среднем на 8%. Для покупателей скачок будет большим: 10—15%.
В основном производители ссылаются по повышение акцизов с 1 апреля с 25 до 26 рублей за бутылку и наступившую ясность в политике с маркировкой, которая стала теперь обязательной с января 2024 года для всех без исключения видов тары. Но кто-то готов пожаловаться не только на набившие оскомину логистику и инфляцию, но и рост стоимости солода и взвинтившие цены на свои услуги элеваторы.
Эксперты парируют: расходы на маркировку выросли отнюдь не столь сильно, и это не сравнимо с предстоящим подорожанием, которое больнее всего ударит по эконом-сегменту.
Как рассказали 78.ru участники рынка, уведомления о повышении стоимости пивной продукции с 1 апреля продуктовым ретейлерам направили ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Объединённые пивоварни, ООО «Трёхсосенский», ЗАО «Московская пивоваренная компания», ОАО «Томское пиво». Тексты теоретических документов имеются в распоряжении редакции.
Самые краткие пояснения предоставляют в OOO «Трёхсосенский». В компании отмечают, что повышение связано «исключительно с инфляционными процессами» и предлагают отнестись к ситуации «с пониманием». У этой компании есть такие бренды, как «Дуб и Обруч», «Мельница на реке», «Жигулёвское» и т.д.
В ОАО «Томское пиво» уже уточняют: цены выросли из-за повышения акцизов с 1 апреля, удорожания содержания оборудования и логистики на 20%, увеличения зарплат персоналу и введения маркировки продукции.
— Изменение цен является плановым и производится как следствие инфляционных и других объективных процессов в России. Кроме того, с 1 января 2024 года увеличился акциз на пиво с 25 до 26 рублей за литр, а также 15 января 2024 года финализировался процесс введения обязательной маркировки пива во всех видах потребительской упаковки (бутылка, банка, ПЭТ, кеги), — отмечают в «Балтике», производящей более 100 пивных брендов.
Там также подчёркивают, что повышение цен компенсирует затраты производителя лишь частично. Подорожание произойдёт для оптовиков в среднем 8%.
Наиболее длинный список причин перечисляют в ЗАО «Московская пивоваренная компания». Там речь уже идёт о подорожании, в том числе, светлого солода на 18% и росте цен на производство этикеток более, чем на 50%, услуги элеваторов.
78.ru направил запросы в компании с просьбой прокомментировать ситуацию и факт рассылки писем, но на момент подготовки материала ответов не последовало. Редакция готова опубликовать позицию производителей, если она будет предоставлена.
Между тем, как сообщают эксперты и участники рынка, пиво, действительно, подорожает с 1 апреля. «Письма счастья» приходят с завидным постоянством.
Как вспоминает генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, продукция дорожала и в прошлом году, но не так стремительно. Теперь для конечных потребителей оно с 1 апреля 2024 вырастет в цене на 10—15%.
— Так вышло, что в 2023 году к руководству пивных гигантов пришли отечественные менеджеры, заменившие западных, которые таких скачков стоимости продукции себе не позволяли.
С одной стороны, объективно подорожало всё. Есть и те же затраты на маркировку. Напомню, в прошлом году она стала применяться в отношении кегов и стеклянной тары, а с 1 января 2024 года вступили в силу и требования по маркировке жестяной и пластиковой тары. Но в пересчёте на одну бутылку затраты выросли на 60 копеек с учетом НДС. А нам же теперь предлагают рост на 10—15%. То есть, с другой стороны, такое повышение стоимости вряд ли можно назвать объективным, — рассуждает эксперт.
Максим Черниговский обращает внимание и на ещё один важный момент. На сегмент эконом-класса приходится до 80% оборота продукции.
— И именно он, к сожалению, подорожает больше всего, как это и происходит сейчас со всем ассортиментом продуктов. Полагаю, что цены на крафтовое пиво либо не увеличатся в принципе, либо там будет незначительный рост. Так как изначально там в цене заложены дополнительные затраты.
Почему всё смешалась в итоге с 1 апреля — это риторический вопрос. А как так вышло с куриными яйцами? — констатирует аналитик.
Как подтверждает совладелец сети кафтовых пивных баров Денис Миронов, только за последние дни им пришло четыре уведомления о повышении цен. Но поставщиков у организации много, около четырёх десятков.
— Стоимость продукции вырастет для потребителей в среднем на 5—10%. Но мы в основном имеем дело с крафтовым пивом, хотя мы и делали расчёты, что введение маркировки для того же эконом-сегмента обернётся подорожанием, как минимум, на 7%, — прогнозирует он.
Генеральный директор MKS Management Company и совладелец брендов (рестораны грузинской кухни «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури») Максим Кораблёв-Дайсон отмечает, что в их заведениях уведомления о повышении цен на пивную продукцию пока не получали, хотя у них есть и эконом-сегмент.
— Видимо, в этой ситуации HoReCA пострадает в меньшей степени, чем розничный ретейл с его колоссальными оборотами. Вот так происходит, что нас всегда пугают повышением цен. Вот теперь говорят, что цены увеличатся на 10—15%. Потом поднимут на 5%, и все будут в итоге счастливы. Мы сами производим своё крафтовое пиво, пока экспериментируем с рецептами. Тот же солод мы закупаем порциями и в разное время, так что объективно динамику цен на компонент отследить сложно, — признаётся он.
Владелец сети заведений «Бюро» Пётр Лобанов не слышал о том, что цены должны скоро вырасти.
— Но дело в том, что у нас пьют именно крафтовое пиво, а не эконом-сегмент. В крафте и правда всё уже заложено в более высокий ценник, а сочетание бокал пенного и гамбургер всегда были классикой, — соглашается он с коллегами.
При этом, как признают все участники рынка, потребление пива всегда росло с наступлением весны, хотя в целом и не увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.