Прямой эфир

Весне дорогу: как «переобуть» авто к лету и не переплатить за шины

Лилия Батршина
22 марта, 18:41
Температура в средней полосе России неуклонно повышается, дороги освобождаются от снега и льда, а это значит, что скоро водителям предстоит «переобуваться» в летнюю резину. Как сегодня обстоит ситуация на рынке шин в России, на что обратить внимание при «переобувке» и как не переплатить, разбирался 78.ru вместе с автоэкспертами.
Фото: unsplash.com, Alexey Belkin/globallookpress.com

Всё не пропало

Накануне зимней «переобувки» 2023–2024 годов в некоторых изданиях публиковались алармистские статьи с общим посылом «всё пропало»: после ухода западных производителей шин с российского рынка отрасль в кризисе, ей грозит дефицит, качественную резину найти почти невозможно, в том числе с помощью параллельного импорта, а цены вот-вот взлетят до небес. Однако тема быстро сошла на нет и забылась, и сегодня, накануне очередного «переобувания», о ней вспоминают уже не столь часто.

Причины в том, что дефицита так и не случилось, а цены на шины, напротив, начали снижаться, как пояснили 78.ru в пресс-службе ГК «Автодом».

— Средняя стоимость автомобильной шины в России за 2023 год снизилась на 5%: с 6300 рублей до 6000 за штуку. В настоящее время отечественный рынок активно пополняется недорогими покрышками из Китая, при этом доля премиальных брендов снижается. Дефицита автомобильных шин также не отмечено: в прошлом году в РФ было продано 70 млн покрышек, что на 15% больше показателей 2022 года. 50% приходится на шины российского производства, около 25% — доля автошин из КНР, ещё 25% — импорт из других стран, — рассказали в пресс-службе.

Действительно: как и во многих других отраслях, на помощь российскому автомобильному рынку пришёл Китай. Однако к продукции этой дружественной страны у нас принято относиться скептически, критикуя за неподходящее качество. Это несправедливо для абсолютного большинства водителей, которые не практикуют езду на высоких скоростях, указал автоэксперт Сергей Клоков.

— Стоит присмотреться к китайским брендам. Конкретизировать ничего не буду, потому что их просто масса. Но дам совет потребителям летней резины. Он прост: выберите себе импортную резину, которая находится в топе рейтингов, и ищите китайские аналоги по рисункам или по каким-то другим показателям. Китайские производители отлично научились делать аналоги, реплики отличить можно разве что по названию на колесе, — отметил эксперт.
Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

При этом разница между продукцией западных и китайских брендов будет заметна только при разгоне до критических скоростей — больше 80 км/ч, уточнил Сергей Клоков. До таких скоростей определить качество резины можно только по её шумности, а до 130 км/ч любая резина в целом ведёт себя более или менее одинаково.

Если же китайские аналоги всё-таки по каким-то причинам не подходят, а в средствах водитель не стеснён, имеет смысл обратить внимание на продукцию бывшего завода Nokian во Всеволожске, посоветовал эксперт — завод работает, сменив лишь название на «Айкон Тайерс», и выпускает шины Nordman в среднем ценовом сегменте и Ikon Tyres в премиальном.

— Что касается дефицита — никакого дефицита не было и не будет. Его никогда не было, даже в самые жестокие 90-е годы. Какую-то резину можно было и тогда купить. Всё будет зависеть от того, на что вы потратите деньги. И если, условно говоря, вы поймёте, что резина ведёт себя как-то не так, вы просто приспособитесь по манере езды. Поэтому то, что ушли западные бренды и оставили нас без своей продукции, я вообще не считаю проблемой. Мы подготовились, китайцы нам в этом помогли, — констатировал Сергей Клоков.

Когда менять и как правильно выбрать

Самое важное в замене шин — это, конечно, сроки, поскольку именно от этого зависит, как долго они прослужат и насколько будут соответствовать дорожной обстановке.

— Сроки замены зимних покрышек на летние определены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, где пункт 5.5 предписывает замену летних шин до наступления календарного лета. Поскольку погодные условия в Российской Федерации сильно отличаются в зависимости от региона, рекомендуется дождаться устойчивой тёплой погоды, когда температура воздуха в течение нескольких дней будет составлять не менее +5 градусов, а снежный покров и лёд на дорогах полностью сойдёт, — отметили в пресс-службе ГК «Автодом».

Очень важно дождаться устойчивой плюсовой температуры — известно, что летние шины даже на минимальных минусовых температурах начинают трескаться, а это их быстро выводит из строя.

При выборе же шин Сергей Клоков рекомендует обратить внимание на несколько моментов, особенно когда речь идёт о покупке китайских аналогов. Первое — это вес шины.

— Можно, допустим, узнать в Сети, сколько килограммов весит зарубежная летняя Nokian с таким-то рисунком, и найти китайскую резину с тем же рисунком — посмотреть её массу. Если разброс больше двух килограммов, то стоит призадуматься; если плюс-минус килограмм и менее — тогда, в принципе, никаких проблем не будет. Вес резины очень сильно влияет на расход топлива, — пояснил эксперт.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Второе — это параметры шины. При этом не нужно читать отзывы — они не репрезентативны, и не стоит тратить на них время, лучше его провести за изучением параметров предполагаемой покупки.

— Изучите её на фото, определите, был ли у неё прародитель в виде какого-то импортного известного бренда. Если да, сверьте параметры, массу. Точно не стоит ехать на рынок с деньгами и слушать продавцов — лучше посидите в Интернете, потратьте час времени. Но не на отзывы, а на выбор по параметрам, внешнему виду. Допустим, резина имеет хорошие водоотводы, грунтозацепы — определите, насколько для вас важны такие параметры, исходя из того, как вы эксплуатируете автомобиль. И ищите китайский аналог, — рекомендовал Сергей Клоков.

При этом эксперт не советует «заморачиваться» на таком параметре, как рисунок протектора — всё равно идеального не существует, он должен быть уникален в дождь, в сухую погоду, на песке, на грунтовой дороге. Обычному водителю такие сложности в подборе не нужны.

И третье — это, конечно, собственный бюджет. Необходимо заранее изучить, что можно приобрести на имеющиеся деньги, и ни в коем случае не слушать продавцов на рынке, ведь их задача — продать как можно более дорогой товар.

Где «переобуть» автомобиль

По мнению Сергея Клокова, вопрос, где и как совершать процесс шиномонтажа, — даже более важный, чем сам процесс покупки.

Во-первых, желательно все работы производить в сервисном центре — просто потому, что там специалисты смогут квалифицированно проверить шины.

— Если шины установлены на дисках, то замену можно произвести самостоятельно с минимальным количеством инструментов. При этом необходимо провести проверку давления в покрышках, их целостность, отсутствие порезов или трещин, сделать балансировку. Всё это лучше провести в сервисном центре, — указали в пресс-службе ГК «Автодом».

Во-вторых, шиномонтаж нужно выбрать правильно. Сергей Клоков дал несколько советов по этому вопросу:

1. Шиномонтаж должен выдавать документы о проведённых работах.

— У вас на руках после выполнения всех работ по шиномонтажу должен остаться документ с печатями, с подписями, с реквизитами исполнителя. Вы должны получить услугу и подтверждающий документ, свидетельствующий о её выполнении, — указал эксперт.
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Шиномонтажи, где оплата производится наличными или переводом без документации, эксперт советует избегать.

2. Шиномонтаж нужно производить правильными инструментами.

Сергей Клоков также советует избегать шиномонтажей, где используют гайковёрты при затяжке болтов, гаек, колёсных дисков, а также головки без пластиковых втулок для откручивания и закручивания колёсных литых дисков. Вместо гайковёртов следует использовать только динамометрический ключ, чтобы соблюсти рекомендации производителя автомобиля, а головками можно повредить колёсные диски.

— Если вы ни разу не меняли на своём автомобиле резину, если вы ни разу не снимали диски, вам 100% повредят колёсный диск, а именно — то место, куда вставляется болт или гайка, потому что при отворачивании или закручивании болта или гайки сам ключ, так называемая головка, будет своими гранями, своей внешней стороной царапать внутреннюю часть поверхности углубления в диске. Во-первых, это некрасиво. Во-вторых, может вызвать коррозию. В любом случае диск будет повреждён, и его придётся как минимум ремонтировать, — указал эксперт.

3. На шиномонтаж нужно приезжать либо заранее, либо после ажиотажа.

Лучше всего, конечно, приезжать на шиномонтаж заранее, оценить, как его специалисты производят свою работу. Однако в условиях ажиотажного спроса, который вот-вот наступит, это может быть неудобно.

— Сейчас начнутся колоссальные очереди на шиномонтажах. У пользователей будет желание скорее «переобуть» свой автомобиль, дабы не портить зимнюю резину, и, собственно говоря, на какие-то другие факторы люди перестанут обращать внимание. Я настоятельно рекомендую лучше подождать, пока спрос будет идти на спад, и только после этого ехать на монтаж. Либо заранее, но заранее это чревато, так как гололёд может ещё проявиться в любой момент на дорогах, — отметил Сергей Клоков.

4. Если есть возможность обратиться к дилеру, лучше это сделать.

Эксперт обращает внимание, что при шиномонтаже у дилера появляются сразу несколько плюсов: во-первых, он выдаёт документ о выполнении работ, во-вторых, можно присутствовать при проведении этих работ, в-третьих, можно убедиться в соблюдении при них технологических процессов.

— Также вы сможете внести какие-то корректировки в работы по шиномонтажу — если вы будете присутствовать во время процесса, с вами будут советоваться, какое колесо поставить на автомобиль вперёд или назад. В каких-то не сертифицированных станциях и шиномонтажах вам, скорее всего, даже не расскажут о том, что это колесо с большим количеством груза, а просто поставят его без раздумий, — отметил Сергей Клоков.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

И самое главное — к дилеру можно будет вернуться за устранением недостатков, если они вдруг проявятся.

Как сэкономить на «переобувке»

Есть несколько «лайфхаков» для тех, кто не хочет переплачивать за шиномонтаж — причём пользуются ими повсеместно, и они по-прежнему работают.

1. Покупать покрышки в несезон.

На это обратили внимание и в пресс-службе ГК «Автодом», и Сергей Клоков: покупать шины нужно заранее, за полтора-два месяца до того момента, когда наступит пора их менять. В это время продавцы предлагают максимальные скидки, что поможет существенно сэкономить.

2. Приезжать на СТО в ночное время.

Если рядом есть СТО, которая работает по ночам, можно этим пользоваться — клиентов ночью меньше, следовательно, не будет очереди, а ночные тарифы часто ещё и ниже.

3. Обращать внимание на китайские аналоги.

Это то, о чём Сергей Клоков рассказывал в начале статьи, — поиск аналогов, подходящих по параметрам, поможет существенно сэкономить деньги, хотя и займёт некоторое время.

— Стоит ли экономить? Тут вопрос больше риторический. Наверное, всегда надо придерживаться того, чтобы не потратить деньги впустую. Но если есть деньги, но нет времени выбирать, нет желания выбирать, нет каких-то пристрастий и, собственно говоря, вы просто хотите приехать и купить то, что вам предложат, вместе с установкой и балансировкой, то можете прислушаться к своему зову сердца и работать по такой схеме, — констатировал Сергей Клоков.