Прошло уже много лет, а поклонники никак не могут забыть о браке Ирины Алфёровой и Александра Абдулова. Уж слишком прекрасна была эта пара. Он — главный секс-символ советского кино и самый желанный мужчина. Она — звезда театра, актриса и просто красавица. Между ними просто не могло не случиться романа…, но всё рухнуло в 1993 году. С тех пор мы слышим про Алфёрову всё меньше и меньше.
Ирина Алфёрова родилась 13 марта 1951 года в Новосибирске. Отец Иван Кузьмич и мама Ксения Архиповна — ветераны Великой Отечественной войны, которые после возвращения с фронта отправились учиться на юристов. Оба они до конца своих дней работали правозащитниками и параллельно занимались воспитанием дочек — кроме младшей Ирины в семье подрастала старшая дочь Татьяна.
— Мой папа, Алфёров Иван Кузьмич, прошёл всю войну, был серьёзно ранен. И мама воевала. Она сначала на заводе делала бомбы, очень тяжело было, а потом добровольцем записалась на фронт и воевала, — вспоминала актриса.
Родители не бедствовали, поэтому могли позволить для дочек немного больше, чем все другие советские люди. Поэтому, когда Ирина прониклась театром, начав ставить спектакли не только дома, но и с соседскими детьми, её тут же решили записать в театральную студию и развивать талант. Позже она стала ставить сценки и с одноклассниками.
— Я оказалась в окружении невероятно умных людей, которые постоянно вели научные разговоры. Мне всё это нравилось, я стала посещать их клуб «Под интегралом», где обсуждались любые вопросы, даже советская Конституция. Спорили там до посинения, — рассказывала актриса.
Вспоминался Алфёровой и другой забавный эпизод из жизни — однажды к ним в театральную студию приехали молодые барды, в частности, Владимир Высоцкий. Он предложил устроить конкурс красоты, где каждой конкурсантке нужно было отдать яблоко той, кого она считала достойной победы. Алфёрова решила сама съесть фрукт! Кстати, тот конкурс она выиграла.
После школы друзья родителей посоветовали ей отправляться в Москву и поступать в ГИТИС, да и мама была не против, поэтому поехала поддерживать дочку. Конечно же, Ирина поступила.
— Вместе с мамой я приехала в Москву поступать в театральный институт — с косичками с голубыми бантами, в платье с белым воротничком и с куклой в руках. Когда мы приехали в институт, полным ходом шёл второй тур. Я уже было отчаялась, но кто-то из преподавателей, увидев меня в коридоре, сказал: «Ну-ка, идите, попробуйте». Я прочла какое-то стихотворение. Слышу: «А танец вы приготовили?». А я и знать не знала, что его надо готовить. Говорю: «Смогу импровизировать». Танцевать я любила, когда-то даже хотела быть балериной. После второго тура я поняла, что меня отметили. В общем, поступила, получила место в общежитии. Вскоре мама уехала домой, а я начала самостоятельную жизнь. И очень тосковала по дому… — говорила Алфёрова.
Актриса органично смотрелась не только на сцене театра, но и во многих советских и российских картинах. Но прежде чем стать знаменитостью, ей пришлось пройти тернистый путь.
Ирина Алферова получила диплом актрисы в 1972 году. Она рассказывала, что в начале обучения стеснялась и была зажатой, даже думала бросить занятия, но затем раскрылась и к выпуску считалась прилежной ученицей и талантливой актрисой. Поэтому её звали в столичные театры — в частности, в легендарный «Ленком», в труппу которого она вошла в 1977 году.
— Театр. Меня наконец-то взяли. Я иду по улице Горького, счастливая. Бегу. «Я в театре». Я всегда хотела работать в театре, но меня пригласил Ордынский в «Хождение по мукам». Я считала, что «Мосфильм» — это разврат. Когда меня взяли в «Ленком», я просто летела. Я помню, по улице Горького бежала, это был сентябрь, там продавали цветы. Видимо, у меня был такой счастливый вид, что какой-то мужчина, который меня увидел, выхватил эти цветы из ведра и сказал: «Это вам». Я просто счастливая была», — вспоминала артистка.
В то время худруком был Марк Захаров, который посоветовал Алфёровой сначала потренироваться на маленьких ролях, а затем браться за серьёзные постановки.
— Как-то меня Захаров не очень любил, если честно. Он, думаю, и сам не знал, почему, — признается Ирина Ивановна. — Несколько раз мне высказывал: «Почему вы так себя ведёте?» Думаю, как? А я просто от ролей отказываюсь от плохих. Если мне не нравится героиня, то я не соглашалась. Помню, спрашивает: «Вы что, считаете, что вы звезда?» А у меня на тот момент уже «Хождение по мукам», «Три мушкетера»…. Но я и сейчас себя не считаю звездой. А тогда вообще была все время в работе, максимум, что нужно — накормить, напоить. Но он вот советовал, вести себя скромнее», — вспоминает актриса.
У Ирины Ивановны было много громких спектаклей, но раскрылась она больше в «Школе современной пьесы» — именно там она сыграла в таких спектаклях как «Пришёл мужчина к женщине», «Медведь», «Ночь с незнакомцем».
Несмотря на то, что Алфёрова большую часть времени посвящала театру, мысли о кино не оставляли её. В 1977 году её фото попались на глаза режиссёру Василию Ордынскому — он как раз искал актёров для экранизации романа Льва Толстого «Хождение по мукам». Девушку пригласили на пробы, где пришли в восторг от её таланта.
Режиссёр был в смятении, ведь Алфёрова только начинала свой путь в большое кино, все отговаривали Ордынского от сотрудничества с ней. Тогда им пришлось договориться — она не будет сниматься в других проектах и играть в театре, пока у них идёт работа. Правда, через несколько месяцев у режиссёра случился инфаркт.
— У меня ещё не было никакого практического опыта, профессионализму училась на съёмочной площадке. Когда после пяти лет съёмок я начала играть в театре, то не могла понять, почему в зале не видны мои слёзы, — говорила Ирина Алфёрова.
После завершения съёмок актриса с головой погрузилась в репетиции. А в это время руководство «Госкино» приметило молодую и красивую артистку, дав задание снять её ещё в новом фильме — и посоветовало Георгию Юнгвальду-Хилькевичу присмотреться к ней, ведь тогда уже были планы на фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». Тот уже хотел взять Симонову на роль Констанции, но пришлось уступить.
— Ирину Алфёрову мне навязали. И это меня очень раздражало. Алфёрова нравилась руководству телевидения, потому что хорошо снялась в «Хождении по мукам». <…> Ира не знала этого. У нас были нормальные отношения, и она осталась довольна своей ролью. Но ей было трудно на съёмках. Были проблемы с музыкальностью. Ей было тяжело танцевать и петь одновременно, — признавался Георгий Юнгвальд-Хилькевич в книге «За кадром».
После выхода картины работой Алфёровой восхищались, а режиссёр критиковал её за недостаточный артистизм и отсутствие динамики. Публика же назвала Ирину Ивановну главной красавицей советского кино.Она стала активно сниматься — на рубеже 80-х и 90-х годов Алфёрова только и успевала, что переезжать со съёмки на съёмку, работая в пяти картинах в год. Сама она считала, что произошло «перенасыщение», поэтому в 2000-х звезда несколько ушла в тень, теперь же внимательнее относится к проектам.
Например, она решила попробовать себя в «Ёлки-2», затем в «Распутине» и «Последнем испытании» Алексей Петрухина. Молодая публика помнит её по сериалу «Водоворот», где её партнёрами стали Владимир Вдовиченков и Аристарх Венес.
Образ Ирины Алфёровой не был бы полным, если бы вокруг неё не крутились самые звёздные мужчины советского и российского кино. Особняком тут стоит Александр Абдулов, но и кроме него у артистки были видные кавалеры.
Первый муж
Алфёрова рассказывала, как во время учёбы в ГИТИСе регулярно получала знаки внимания со стороны мужчин. Но первым её расположения добился болгарский дипломат Бойко Гюров — именно он смог довести актрису до ЗАГСа. В браке у них родилась дочь Ксения в 1974 году.
— Бойко учился в МГИМО, участвовал в автогонках, которые проходили в разных городах. Отношения, тогда возникшие между нами, были только дружескими. Но однажды, вернувшись с очередных съёмок в «Хождении по мукам», я нашла у себя в комнате записку: «Позвони мне, пожалуйста. Бойко». Позвонила. Не объясняя ничего, Бойко попросил приехать к нему в посольство. Когда вошла в комнату, то увидела его всего в гипсе: во время очередной автогонки он попал в аварию. Я стала навещать больного друга. И как-то Бойко спросил: «Ты станешь моей женой?». Я растерялась от столь неожиданного вопроса: «Как же так? Ты ведь меня совсем не знаешь». В ответ услышала: «Я тебя люблю, а остальное не важно», — вспоминала Алфёрова.
Чтобы поддержать мужа, Алферова даже переехала в Софию, но регулярно возвращалась в Москву на съёмки. В итоге актриса поняла, что не хочет всю жизнь быть при муже, и подала на развод.
— Со стороны всё казалось замечательным. Я всем сердцем полюбила Болгарию и обрела там преданных друзей на всю жизнь. Но я плакала каждый день в течение целого года. И как ни старалась принять ту жизнь, ничего не получалось, — говорила актриса.
Второй муж Александр Абдулов
— Я вхожу в театр — и стоит Саша. Сразу видно по лицу, что что-то с ним произошло. И Янковский подошёл. Посмотрел на меня, на него и сказал: «О-о-о, твоя жена». Да, у него было так, он такой интуит, — вспоминала Алферова.
Говорят, что первая красавица также удостоилась внимания и от Олега Янковского и Александра Збруева, но в итоге Абдулов победил всех, так как очень красиво ухаживал, а вскоре и вовсе позвал замуж.
— Сидим с Абдуловым как-то за столом, пьём. Справа какая-то дохлая тётка. Ну дохлая-дохлая. Я спрашиваю: «А что ты её пригласил?». В ответ услышал: «Валя, это моя невеста, это Алфёрова». А я же привык иметь дело с красивыми девушками, а Алфёрова замечательная тут… Ну, видимо, она увлекла его, потому что детей у него не было, а у неё подрастала дочь, — вспоминал цирковой артист Валентин Гнеушев.
Все биографы говорят о том, что Абдулов тепло принял дочь Алфёровой Ксению, относился к ней словно к родной. Сама девочка только в 16 узнала, что знаменитый актёр не её родной отец.
— Достаточно было того, как он смотрел. Я всегда видела себя в его глазах. Это не длинные беседы… Это просто знание, что ты прекрасна, вот и всё. Папа не должен воспитывать девочку, — размышляет актриса.
Парой Абдулова и Алфёровой восхищались все — это был звёздный дуэт, который хотели заполучить все. Несколько раз они снимались вместе, например, в картине «С любимыми не расставайтесь». Но через 15 лет брака, в 1993 году, они развелись.
— Какие-то базовые женские вещи дала мне мама. Достоинство, любовь к себе… Правда, если говорить о любви к себе, то нет. Это не моё. И моя мама, к сожалению, не умеет любить себя. Хотя это важное качество, которому стоит научиться каждой женщине, — делилась Ксения своим мнением в одном из интервью.
Говорят, что причиной стали многочисленные измены со стороны актёра. Кто-то писал, что есть другая проблема — Абдулов очень хотел детей, но Ирина Алфёрова отказывалась рожать.
— Давно не видела Женю. В последние годы они в театр не приходят. Рада, что исполнилась самая большая мечта Абдулова — о своём ребёнке. Он обожал детей и мечтал, чтобы Ира Алфёрова от него родила. Но Ира не хотела. Почему — не знаю. Скорее всего, ребёнок — обуза для актрисы. Ради него приходится отказываться от ролей. Я ради семьи, воспитания сына отказалась от съёмок в кино. И с радостью на это пошла. А вот Алфёрова предпочла карьеру, — заявляла как-то Людмила Поргина.
Многие думали, что влюблённые все-таки сойдутся, ведь даже после развода они играла в одном театре и даже снялись в кино. Но чуда не произошло.
— Мне было горько видеть, как после расставания с Ирой Саша стал себя просто-напросто специально разрушать, буквально уничтожать. Абдулов тогда страшно пьянствовал, уходил в загулы, играл в казино, — делится фотограф Валерий Плотников.
Третий муж Сергей Мартынов
Третьим супругом Ирины Алфёровой стал актёр Сергей Мартынов. С ним она впервые встретилась во время работы над фильмом «Братья Рико» в 1978 году. Всё это время они дружили, а когда Алфёрова разошлась с Абдуловым, то сблизилась с Мартыновым. В 1995-м они сыграли свадьбу.
— После тех съёмок мы не расставались. Я благодарна Богу, что он свёл нас с Серёжей. С ним я стала по-настоящему счастливой женщиной, — заключает Ирина Алфёрова.
Дети Мартынова называют актрису своей второй мамой, которая помогла им пережить тяжёлые времена и сделала жизнь лучше.
— У меня был сложный период, моя жизнь рухнула. Но появился в моей жизни другой человек… Ещё не появился, но я уже его знала, он мне очень нравился — актёр Сергей Мартынов. В него были влюблены все: Ален Делон даже рядом не стоял. Помимо таланта и красоты, Серёжа всё может. Знаете, как это, когда человек всё может? Не знаете. Потому что так не бывает. А вот в случае Сергея Мартынова — бывает. Он может компьютер собрать, может столик сделать, да всё! Он и есть счастье моё. Он необыкновенный, настоящий, на него можно положиться и доверять полностью. Если муж что-то сделает в этой жизни, значит, так было надо, значит тут нет вариантов, — с восхищением высказалась народная артистка про нынешнего избранника.
Также Ирине Алфёровой приписывали роман с Александром Серовым. Дело в том, что актриса снялась в клипе на песню «Ты меня любишь» и кадры настолько запали в душу зрителям, что многие стали писать про их отношения. На самом деле оба не были тогда свободны, поэтому ни о какой близости не могло быть и речи.
Долгое время ходили слухи и о её предполагаемых отношениях с Михаилом Боярским. Особенно это стало мусолиться после того, как они снялись вместе в фильмах. Спустя годы актёр вспоминал.
— Я был на посту, никому не позволял подходить к Ирине, оберегал честь Сашки Абдулова. У меня по сценарию есть поцелуй с ней… Она очень трогательный и скромный человек. Мужчины прибегали на площадку, чтобы посмотреть на Ирочку, а рядом стоял я и охранял её, — вспомнил Боярский.
Ирина Алфёрова крайне избирательна в плане ролей и берётся теперь лишь за одну картину в год. По слухам, в 2024-м появится сериал с её участием, но пока что официальных анонсов не было. А пока знаменитость периодически приходит на разные ток-шоу, даёт интервью, но делает это значительно реже, чем раньше.
По материалам «Тасс уполномочен заявить», «СтарХит», «Судьба человека», «Пусть говорят», «Телепрограмма», «Караван историй».