Под крики детей и ворчание мужа: как женщины на самом деле выбирают автомобили

Миф №1. Женщины предпочитают компактные машины
Правда: половина женщин-водителей выбирают кроссоверы и внедорожники.
Женщины-водители, как это ни странно, бывают разные и выбирают себе авто для разных целей. Поэтому обобщать, что все женщины любят «маленькие машинки», было бы некорректно.
Компактные автомобили действительно удобны в городе, где бывает сложно найти подходящее место для парковки. Однако в современных условиях женщины-водители обращают внимание не только на это, но и на то, насколько вместителен будущий автомобиль.
— В России есть всего два типа женщин — те, кто выбирает для себя компактный автомобиль, и те, кто берут для себя высокий внедорожник. Первые — это в основном одинокие молодые женщины. Вторые — это женщины семейного уклона, с заработком выше среднего, которые интересуются больше безопасностью авто, — рассказала 78.ru руководитель отдела внешних коммуникаций сервиса «Автокод» Ксения Тимофеева.
То, что женщины чаще выбирают кроссоверы, подтвердили и в пресс-службе ГК «Автодом». А в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» отметили, что в 2023 году российские женщины высоко оценили кроссовер Chery Tiggo 7 Pro.

Миф №2. Женщины предпочитают красные авто
Правда: женщины-водители отдают предпочтение практичным цветам.
Выбор в пользу «маленькой красненькой машинки» — распространённый миф, связанный с автомобилями для женщин. На самом деле всё не настолько однозначно, рассказали эксперты.
С одной стороны, как отметили в ГК «Автодом», женщины действительно чаще выбирают автомобили ярких цветов.
— Автомобили ярких оттенков действительно чаще выбирают девушки. Среди таких цветов наиболее популярны красный, фиолетовый и синий, — рассказали в пресс-службе.
С другой стороны, доказано, что касается это не только не всех, а скорее меньшинства женщин-водителей.
— Что касаемо цвета — это действительно миф. Ещё лет 10 назад европейские исследователи доказали, что женщины предпочитают не красные авто. Самый популярный цвет машин среди них — белый. На втором месте — серый. И объяснение довольно простое — именно на этих цветах наименее всего видны сколы и царапины, — пояснила Ксения Тимофеева.
Однако пресловутая «женская натура», выражающаяся в непостоянстве и пристальном внимании к выбору цвета автомобиля, всё же проявляется — о сложностях на этом поприще 78.ru рассказал автоэксперт Сергей Клоков.
— Мой опыт работы в автомобильном бизнесе демонстрировал много интересного при выборе женщиной автомобиля. Цвет автомобиля они выбирают, как правило, самый сложный с точки зрения подбора краски во время ремонта. И ещё доплачивают за цвет во время покупки. Были случаи, когда мне приходилось принимать претензию от девушки на расторжение ДКП (договора купли-продажи. — Прим. ред.) просто потому, что разонравился автомобиль. Хотя прошло примерно часа два с момента приобретения, — поделился эксперт.

Миф №3. Женщинам в автомобиле важен только дизайн
Правда: женщины выбирают автомобили по тем же критериям, что и мужчины.
Считается, что женщины при выборе автомобиля обращают внимание прежде всего на дизайн, а всё остальное их не интересует. Это в корне неверно, рассказали 78.ru эксперты.
— На самом деле в выборе транспортного средства дамы ничем не отличаются от мужчин. Критерии на 100% одинаковые: статус, амбиции, доход, практичность, а иногда даже познания в техническом смысле, — отметил Сергей Клоков.
Почти 80% мужчин считают дизайн важным критерием при выборе автомобиля, а девушки более лояльны в этом вопросе, рассказали в ГК «АвтоСпецЦентр». Конечно, некоторые отличия от мужчин в выборе авто у женщин есть: так, девушки меньше внимания обращают на технические характеристики, отдавая больше предпочтений безопасности и комфорту. Однако в целом критерии подбора и у женщин, и у мужчин одинаковые, особенно если речь идёт о премиум-сегменте.
— Авто такого класса способны удовлетворить запросы как женской, так и мужской аудитории. Например, основным аргументом в пользу покупки полноприводного кросс-купе EXEED RX для женщин становится золотая награда Международной премии в области дизайна, которой был удостоен автомобиль. Кроме выдающегося экстерьера, автолюбительниц привлекает и легкость вождения, которые обеспечивают 20 ассистентов ADAS, включая систему мониторинга слепых зон и систему предупреждения столкновений. Те же качества EXEED RX привлекают и мужчин, но главное для них — интеллектуальная система полного привода, предлагающего режимы движения по различным покрытиям, песку, снегу, грязи, бездорожью и подвеска СDC c регулируемой жёсткостью амортизаторов, — констатировали в ГК «Автодом».

Как женщины выбирают автомобиль на самом деле
Конечно, некоторые гендерные различия в том, как женщины и мужчины выбирают автомобиль, всё-такие есть — о них эксперты также рассказали.
Например, женщины больше склонны верить отзывам.
— Мы с «Автокодом» проводили исследование среди женщин в прошлом году и выяснили, что они больше склонны в принципе верить в мифы и отзывы об автомобилях. То есть если кто-то скажет женщине, что этот автомобиль плох/хорош, а 100 тыс. км пробега — это слишком много, то она, скорее всего, воспользуется этими советами, а вот мужчина наоборот — решит проверить, так ли это, и не будет ориентироваться на чужое мнение, — отметила Ксения Тимофеева.
Также женщины чаще мужчин остаются верны одной марке — вплоть до того, что в текущей ситуации предпочитают скорее пересесть на автомобили с небольшим пробегом, чем обратить внимание на новинки рынка.
— В плане верности одному автомобилю женщины показали завидные результаты — больше половины автолюбительниц остаются верными одной марке почти весь свой автопуть, в то время как мужчины более склонны «пробовать что-то новое». Это видно даже по ситуации с нынешними «китайцами» — их покупают преимущественно мужчины, — рассказала Ксения Тимофеева.
А ещё женщины часто при покупке автомобиля ориентируются на потребности семьи, то есть машину они покупают для бытовых поездок, когда красота менее важна, чем вместительность и удобство — и это может стать серьёзным испытанием для автомобильных салонов.
— Покупка машины многодетной мамой. Продавец, который будет работать с таким клиентом, должен обладать стрессоустойчивостью уровнем не ниже лётчика-испытателя. Она же приедет выбирать машину с детьми, колясками, игрушками и мужем. Модель, бренд, цвет — всё будет обсуждаться в напряжённой обстановке под крики детей и бормотание мужа. А если нравится три варианта — три разных автомобиля, — то ситуация становится тупиковой, — отметил Сергей Клоков.

А как у них?
Отличаются автомобильные предпочтения не только у женщин внутри одной страны, но и у женщин по всему миру. Так, например, в Европе и США машины отбирают по иным критериям, нежели в России.
Как рассказали в ГК «АвтоСпецЦентр», на Западе женщины чаще смотрят на марку автомобиля, отодвигая технические характеристики на второй план. При этом они склонны доверять отечественным брендам. К сожалению, в России ситуация иная.
— Женщины (в России. — Прим. ред.) редко покупают отечественные автомобили — их доля составила всего 7% от общего количества проданных авто, — отметили в пресс-службе.
Кроме того, в Европе множество женщин выбирают в качестве домашнего авто спорткары — это связано с менталитетом и развитием индустрии профессиональных гонок.
— В Европе огромное количество женщин, которые выбирают для себя спорткары. И в принципе являются профессиональными автовладельцами. И связано это лишь с тем, что автоистория у Европы гораздо более старая, уже более 100 лет там популяризируют и развивают индустрии профессиональных гонок, снимают сотни фильмов об этом и выпускают множество спортивных авто. В то время как у нас спорткары практически не пользуются популярностью у женщин как «домашнее авто», только если они занимаются гонками на профессиональной арене, — рассказала Ксения Тимофеева.
Лучшие автомобили для женщин
Хотя женщины обращают внимание на определённые характеристики при покупке автомобиля, они всё же не настолько сильно отличаются от мужских предпочтений, чтобы производители специально «затачивали» какие-либо автомобили под женскую аудиторию. Однако, несмотря на это, эксперты из года в год составляют рейтинги машин, которые больше всего подойдут, по их мнению, именно женщинам.

Есть даже мировая премия под названием World Women’s Car of the Year, где женщины из 52 стран (исключая Россию и некоторые страны Азии и Африки) выбирают лучший женский автомобиль года. В 2024 году лучшим семейным автомобилем стал Volvo EX30 — это компактный электрический кроссовер от известной шведской фирмы. Правда, построен он на модульной платформе SEA китайского холдинга Geely…
Для России переход на электрические автомобили — пока ещё дело будущего: не во всех регионах они эффективны, да и инфраструктура ещё не готова к массовому наплыву «электричек». Поэтому в России эксперты отдают предпочтение традиционным вариантам — и делают свои выводы на базе некоторых мифов, не без того.
Так, по мнению издания «ВыборЭксперта», лучше всего для женщин подойдут семейный хетчбэк Audi A3 III, супермини Opel Corsa, кроссоверы Lexus RX350 III и Mazda CX-5 II и, конечно, малолитражка BMW Mini Cooper — повсеместно признанный «женский» автомобиль.
В рейтинг Carsweek.ru 2023 года «затесались» новинки: это и китайский электрокар ArcFox Kaola, куда встроили даже столик для пеленания, не говоря уже о детском кресле, и продукция холдинга Chery кроссовер Omoda C5, и культовый Range Rover Evoque.
Тем временем статистика показывает, что 45% женщин в России покупают кроссоверы, а в массовом сегменте среди новых автомобилей они, как и мужчины, предпочитают «китайцев».
— В любом случае — это очень индивидуальная история, и нет единого ответа «что хотят женщины», — резюмировала Ксения Тимофеева.




