Каждый год федеральный государственный фонд по защите вкладчиков выплачивает жертвам пирамид десятки миллионов рублей. Максимальная сумма выплат для обычного россиянина — 35 тыс. рублей, для ветеранов — 250 тыс.
Однако в России десятки миллионов пострадавших от пирамид, и у них очень маленькие шансы получить хоть что-то. Хотя изначально деньги государством выделялись для всех понёсших ущерб от финансовых махинаций сетевых компаний.
Чтобы понять почему деньги выплачиваются далеко не всем, надо обратиться к истории.
Больше четверти века назад Россию захлёстнула волна махинаций, построенных по принципу «попал сам — затяни другого». Организаций было множество, от крупных, таких как «МММ», «Хопёр-инвест», «Властилина», до небольших кооперативов на десяток человек. Но ждал их всех один конец — любая пирамидообразная «фирма» разваливалась, а большая часть вкладчиков оставалась ни с чем.
В конечном итоге, на тот момент президент РФ Борис Ельцин отреагировал на ситуацию указом, в котором поручил помочь потерпевшим. Был учреждён фонд, основной задачей которого стала выплата компенсаций обманутым вкладчикам. Источником финансирования были, как указано на его официальном сайте, «средства, поступающие в Фонд от приватизации федерального имущества и приращенные за счёт управления управляющими компаниями собственные средства».
Сумма этих самых средств в период с 1996 до 2001 года составила 542 млн рублей.
Как пояснил нынешний руководитель организации Марат Сафиулин в беседе с 78.ru, с тех пор фонд государственных денег не получал.
— Фонд живёт, так сказать, на полном самообеспечении. Инвестиции приносят достаточно денег, чтобы фонд продолжал жить и выплачивать деньги вкладчикам, — заявил он.
В тот период далеко не все эти деньги после попадания в Фонд были выплачены. Как пояснил Сафиулин, это могло получиться из-за того, что по уставу организации (п.12.1.1) выплаты можно начислять только тем пострадавшим, которые доказали причинение ущерба, то есть в идеале получили решение суда. Но такие тяжбы могут длиться долгие годы.
— На данный момент в нашем списке больше 600 организаций. Многие из них закрылись ещё в начале 00-х или в 90-е, но к нам попали совсем недавно. Когда фонд начинал свою работу, деньги выплачивать получалось только после решения судов, — объяснил Марат Сафиулин.
В 90-х руководство решило: просто так деньги на счетах лежать не должны. Средства начали инвестировать в самые различные сферы. Получилось крайне удачно, фонд начал вкладывать государственные деньги, получая хороший процент.
Вкладчики пирамид были вынуждены годами ждать хоть малой части компенсаций.
Минуло 25 лет и новые обязательства перед истцами начали вступать в силу. За это время фонд выгодно вкладывал выделенные средства.
В то же время руководство фонда успела полностью смениться. По сути, государственным он остаётся лишь номинально, поскольку уже 20 лет не получает субсидий. И всё же новое руководство продолжает манипуляции с выделенными средствами, тогда как для вкладчиков установлены минимальные лимиты выплат.
—Это такая вот уникальная история, можно сказать единственная в своём роде, — рассказал глава фонда.
На официальном портале фонда можно также найти свежую информацию о различных организациях, которые, по мнению авторов, имеют признаки пирамид. Однако выплаты пострадавшим начнутся не скоро, если вообще случатся. Например, одна из крупнейших пирамид — «Финико», признанная Центробанком, по словам Марата Сафиулина, может «не являться субъектом финансового рынка».
— То есть, здесь ситуация двоякая. С одной стороны, у «Финико» есть все признаки пирамиды, но у неё не было лицензии от Центробанка, поэтому у вкладчиков «Финико» мало шансов получить от нас компенсации на выплаты у них, — заявил руководитель фонда.
Петербуржец Игорь Иванов в своё время неудачно вложил деньги в «Бествей», пирамиду, которая имела лицензию от Центробанка. Сумма ущерба составила более 100 тыс. рублей. Но, как выяснил он, получить компенсацию шансы невелики.
— Я связался с фондом, подал документы, однако получил отказ. Было, конечно, неприятно, так как была надежда на хоть какое-то возмещение ущерба. Но потом я понял, что ничего вернуть не получится, — заявил петербуржец.
Выяснилось, что о деятельности фонда в сети имеется большое количество негативных отзывов. Пользователи жалуются, что получить выплаты практически невозможно, а юридическая помощь, предоставляемая организацией, оказалась бесполезна.
«Я являлся клиентом этой компании. Рассказывают красивые сказки... везде пишут сами себе отзывы. Я как раз и пошёл к ним, потому что начитался везде какие они хорошие и как помогают людям, но мне так никто и не помог. Моё дело ими было погублено, просто завалили судебный процесс!», — поделился Роман, один из недовольных услугами фонда в сети.
Некоторые пользователи заявляют о том, что фонд брал с них деньги за свои услуги, но к положительному результату это не привело. При этом, судя по информации с официального сайта Фонда, все услуги предоставляются бесплатно.
«Люди, стороной их обходите. Контора по отъёму денег у населения. После внесения денег в их кубышку вы для них отработка», — жалуется пользователь под ником Люся на одной из публичных площадок с отзывами.
И таких негативных комментариев, в которых пользователи обвиняют фонд в сомнительных махинациях, пугающе много, но это могут люди, которые воспользовались помощью сомнительных юридических фирм.
Один из главных вопросов, которым задаются люди — откуда у фонда финансы на выплаты потерпевшим? Возможно, ответ кроётся в официальных документах организации. Как выяснилось, на официальных ресурсах нет документации, подтверждающей участие в деятельности фонда всех перечисленных государственных структур. Есть только скан закона 1995 года о защите прав вкладчиков.
Известно, что «Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров» является юридическим лицом, свою деятельность ведущим с 1996 года. Учредители фонда тоже заслуживают внимания - это разные структуры, имеющие свои уставные цели деятельности.
Порядок определения выплат пострадавшим также интересен. В первую очередь тем, что он мало кому понятен. Фонд заявляет, что выплачивает до 250 тыс. рублей в счёт компенсации пострадавшим вкладчикам. Но такую сумму могут получить только инвалиды и ветераны ВОВ. Остальные категории россиян не смогут рассчитывать на выплаты более чем 35 тыс. рублей. Стоит отметить, что обычно суммы вкладов в сомнительные схемы обманутыми кратно больше озвученных цифр.
Фактически фонд принимает решения кому готов выплатить в текущий момент компенсацию и её размеры. В таком случае решения могут приниматься не с принципа справедливости, а с учётом поданных документов.
Вернёмся к первоначальному вопросу — откуда у фонда средства, если он не получает государственного финансирования? Организация позиционирует себя как образовательную и занимается обучением населения финансовой грамотности. Эта информация находится в том числе на отдельном сайте stoppiramida.ru.
Информационный портал СтопПирамида.рф действует с 2017 года и выявляет новые псевдоинвестиционные схемы, однако заявленные цели по оказанию реальной помощи пострадавшим также могут быть сомнительны.
Дело в том, что реестр фонда хоть и пополняется новыми организациями, признанными им как финансовые пирамиды, чьим вкладчикам он обязуется выплачивать деньги, но делает это медленно, к тому же все эти юрлица основаны в 1999 году и расформированы в 2002-м.
В сети отмечают, что подобные действия имеют признаки мошеннических схем, когда в отсутствии прямых продаж своих услуг, потенциальным клиентам делаются коммерческие предложения посредством «холодных» звонков. Им обещают помощь и содействие за вознаграждение, однако в результате обманутые пользователи остаются без помощи и денег. В таком случае сайт фонда может быть так называемой «прокладкой» для заманивания пострадавших вкладчиков для продажи своих услуг.
При этом глава организации отрицает подобные случаи.
— Фонд никаким образом не берет с вкладчиков деньги, — заявил Сафиулин.
Стоит отметить, что сам Сафиулин ранее активно агитировал воспользоваться новой программой долгосрочных сбережений (ПДС). Её участники могли бы «разморозить» свои пенсионные накопления, перераспределив их из государственных и частных фондов за определённые преференции от государства. Однако есть в этой программе и минусы — пользователи смогут начать получать ежемесячные выплаты от НПФ только через 15 лет с момента заключения договора, либо по достижению женщинами 55 лет, а мужчинами — 60 лет. При этом упор делался именно на пенсионеров.
Сафиулин активно продвигал страхование этих вкладов в СМИ. Так, в интервью одному из изданий он заявил следующее:
«Радует, что по договорённости со страховой компанией инвестор может после достижения определённого возраста или срока получать деньги регулярными платежами в течение десяти лет. А можно получить всю сумму единоразово», — давал он свою рекомендацию, вероятно связанную с изучением рынка страховых услуг.
В конечном итоге вопросов к фонду больше, чем имеется ответов.
Как объяснил эксперт по защите прав потребителей, весь фонд является типичным наследием весьма специфической экономической 90-х.
— Тогда часто принимались популистские экономические решения. Вот, например, хорошая инициатива — помочь обманутым вкладчикам. Однако реализация идеи, привязка к судебным решениям, сделала помощь, прямо скажем, не самой своевременной и полной. А средства, выделенные на социальную поддержку, оказались в инвестициях, причём все это — по закону, — заявил эксперт.
Стоит ли изменить устав фонда и раздать все активы пострадавшим от пирамид? Этот вопрос, по мнению экспертов, можно задать только на самом высшем уровне. Как и вопросы, связанные с прозрачностью работы фонда и его представителей.
А пока что тем, кто хочет сыграть на финансовом рынке, стоит помнить о том, что даже если организация имеет лицензию от ЦБ, доверять ей сразу — не стоит.