Культура
17:0329 февраля 2024

Сменила трёх мужей и назвала Украину больной: жизнь звезды «Офицеров» Алины Покровской

Фильм «Офицеры» является одной из лучших картин о войне. Не последнюю роль в этом сыграла Алина Покровская, которая могла и не сняться в ленте (на её место претендовали многие актрисы). Казалось бы, после такого фильма жизнь удалась – и есть всероссийское признание. Но как бы не так. Что помешало Покровской стать лучшие советской актрисой – в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: vk.com/Театр Российской Армии, unsplash.com, flaticon.com/Eucalyp

Биография Алины Покровской

Алина Покровская так и говорит, что «с кино у меня не сложилось». Но хотела ли она сама этого? С детства девушка была окружена театром и грезила выходить на сцену до последних дней. Похоже, её мечта осуществилась.

Детство и юность Алины Покровской

Будущая звезда фильма «Офицеры» родилась 29 февраля 1940 года в Донецке. Её мама была артисткой Александрой Коваленко, а отец Станислав Новак был работником сцены. Буквально через год родители расстались, да ещё и началась Великая Отечественная война, поэтому матери пришлось ехать в составе артистической бригады на фронт.

— В паспорте-то записано 28 февраля. Мама родила меня ранним утром и сразу начала умолять акушерку не отмечать в выписке 29-е — ей было горько, что я буду обделена праздниками. Но все, конечно, знали, что я появилась на свет в Касьянов день. Много нехорошего приписывали святому Касьяну, называли его завистливым, скупым, говорили, что приносит несчастья. У нас в театре шёл спектакль «Усвятские шлемоносцы» по повести Евгения Носова. Главный герой Касьян, его играл Костя Захаров, спрашивал старца Селивана — Петра Вишнякова, что означает его имя, и получал ответ: «Шлемоносец, воин». Может, Касьян и послал мне Театр Армии? — рассуждала актриса.

Алину не взяли с собой, а оставили с тётей в тылу. Увидеть маму она смогла лишь через два года — она все также каталась по гарнизонам и поднимала боевой дух бойцов. После того, как русские победили фашистов в 1945 году, Александру Коваленко позвали работать в ансамбль Леонида Утесова — большую часть карьеры она провела там.

— Моё детство трудно назвать счастливым. Я росла в провинциальной семье (родилась в Донецке, в 1940 году). Мне было всего полтора года, когда меня разлучили с мамой и отправили в эвакуацию с маминой младшей сестрой — тётей Линой. Мы уехали во Фрунзе, и там два с половиной года жили. Потом Лина досрочно окончила институт, она училась в медицинском, и уехала на фронт, а меня отправили в Чимкент к маме. Маму я не узнала и какое-то время называла тётей. Потом все наладилось, мы переехали в Вологду, где мама выступала в филармонии, — рассказала Алина Станиславовна.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Мать вышла замуж второй раз за артиста Валентина Александрова, которого Алина и считала папой. Он занимался падчерицей, помогал ей учиться и стал водить в театр, музеи и кино.

— Самый главный человек — мой отчим, он был очень интеллигентным, получил два консерваторских образования, сначала по классу трубы, а потом в качестве дирижёра. Все дет­ство он таскал меня по музеям Москвы и Питера, очень много рассказывал, давал читать прекрасные книги. Мама все время моталась по стране, гастролировала, за исключением тех шести лет, когда работала в оркестре Утесова, а моим воспитанием занимался он, — вспоминает Покровская.

Юная Покровская достаточно быстро поняла, что тяготеет к сцене. Вместе с родителями она нередко каталась по гастролям, во время которых её и заметил Исаак Дунаевский — девочка примеряла платья из реквизита. Композитор предложил ей выйти на сцену, так как другая юная актриса заболела. Алина дала согласие и полноценно вошла в состав спектакля.

— Да, я с детства мечтала о сцене, но долго стеснялась об этом говорить. Я казалась себе неуклюжей, некрасивой, нескладной, на всех фотографиях в последнем ряду, — рассуждала Покровская.

После выпускного класса Алина поступила в два вуза — Школу-студию МХАТ, а также в Щепкинское училище. В итоге выбор пал на знаменитую «Щепку», где мастером был Леонид Андреевич Волков, куда она попала в 1958 году.

Карьера Алины Покровской

В 1962 году Алина Покровская с красным дипломом окончила «Щепку», после чего её приняли в Театр Советской армии — здесь и прошли её лучшие годы. Дебютным спектаклем стала постановка «Душа солдата» 1964 года, а после она выходила на сцену в культовых «Дяде Ване» и «А зори здесь тихие».

Спектакль «А зори здесь тихие
Спектакль «А зори здесь тихие"/ Фото: kino-teatr.ru

За годы карьеры Покровская сыграла в 50 самых известных постановках. Самыми звёздными оказались «Святая святых», «Обретение», «Дама с камелиями», «Британик», «Ваша сестра и пленница», «Волки и овцы» и другие.

— Моя судьба — театр, — считает Алина Покровская.

Также она играла и моноспектакли, что считается у актёров очень сложным — проект назывался «Баба голубиная».

— С кино у меня роман практически не сложился, — сказала Покровская.

Что касается кино, то в ту пору в СССР оно активно развивалось и у Покровской было желание пробовать себя в этом жанре. Дебют состоялся в 1964 году, когда, когда Алину Станиславовну пригласили в фильмы «Государственный преступник» и «Урок литературы». А затем случилось то, что прославило девушку — её заметил режиссёр Владимир Роговой, решивший пригласить звезду на главную роль в свою киноэпопею «Офицеры». Как рассказывают киноэксперты, Покровская всегда больше считала себя актрисой сцены, чем кино, но фильм «Офицеры» прославил её на всю жизнь. После этого она также снималась в таких лентах как «Нежданный гость», «Трое в лодке, не считая собаки», «Кодекс бесчестия», «Слабости сильной женщины».

«Офицеры»

Фильм «Офицеры» вышел в 1971 году. Сюжет строился вокруг жизни военнослужащего Алексея Трофимова, его семьи и лучшего друга Ивана Вараввы. Там играли легендарные артисты — Василий Лановой, Георгий Юматов и Александр Воеводин. Карина стала лучшим фильмом года, её посмотрели почти 55 миллионов человек.

Съёмки фильма «Офицеры
Съёмки фильма «Офицеры"/ Фото: kino-teatr.ru

После этой картины Алину Станиславовну начали называть русской Гретой Гарбо и Симоной Синьоре.

— Фильм действительно очень хороший, его часто по телевизору показывают, не дают забыть. И компания там была славная: Георгий Юматов, Вася Лановой. А сейчас приходишь на съёмки, все начинают тебя сразу оценивать, а ты думаешь: «Ой, быстрее бы домой, в смысле, в родной театр». В кино я не чувствую себя свободной. Мне нужен зритель, мне нужны глаза, дыхание зала, его энергетика, — объяснялась Покровская.

К слову, после успеха Покровская рассказывала, как на роль Любови Трофимовой пробовались такие легенды как Людмила Гурченко, Людмила Чурсина, Светлана Немоляева, Ирина Мирошниченко и многие другие. Интересно, что Роговой сначала видел в роли Елену Добронравову, но затем поспорил с ней из-за образа главной героини, поэтому все-таки выбрал Алину Покровскую.

— Я благодарна этому фильму и тому, что, действительно, он честный, он не фальшивый, он домашний очень! Там ведь много и юмора, нежного такого, неназойливого. И вроде бы ничего там особенного не происходит, — отмечает Алина Покровская.

Работа велась по всему Советскому Союзу — и в Москве, и в Твери, и в Севастополе, и в Ашхабаде. Кстати, во время съёмок под Ашхабадом Покровская чуть было не получила серьёзную травму — ей нужно было ехать верхом, но лошадь не слушалась наездницу и поскакала галопом. Только профессионализм Юматова и Ланового помогли догнать и остановить коня, который бы сбросил молодую актрису.

— Тогда не была знакома ни с Василием Лановым, ни с Жорой Юматовым. Первым увидела Михаила Кириллова — знаменитого оператора, снимавшего ещё довоенные фильмы. Он показался очень строгим. Съёмки начались с последних кадров — с эпизода, когда герой Валерия Рыжакова спрашивает, насовсем ли прибыли Трофимовы или «так, за вещичками». Гримёры стали меня старить — наклеивали лигнин, имитируя морщины, — получалось лицо, поражённое кожной болезнью, решили от таких кардинальных изменений отказаться, как и от парика, — ограничились накладкой из седых волос. Поначалу страшно волновалась, а потом освоилась и с нетерпением ждала съёмок — все-таки интересно двигаться по обратной хронологии, от зрелости — к юности, — сказала Покровская.
Кадр фильма «Офицеры
Кадр фильма «Офицеры"/ Фото: kino-teatr.ru

К ленте «Офицеры» на протяжении этих лет возвращаются ещё не раз. Картина была в черно-белом цвете, но в 2011 году её «оцифровали» и показали в цвете.

— Плохо отношусь, и все, кто работал над фильмом, к этому плохо относятся. Вася Лановой тоже был недоволен. Зачем это надо было? С этим цветом ушла какая-то документальность, наивность, подлинность. Это же не «Кубанские казаки». Не знаю, как это вышло. Кино я люблю, но мало знаю, а уж во внутренней кухне совсем не участвую, — ругалась Покровская.

А два года спустя на Фрунзенской набережной в Москве открыли памятник героям фильма «Офицеры» — в церемонии приняли участие не только актёры, снимавшиеся в картине (Покровская и Лановой), но министр обороны Сергей Шойгу.

— Когда мне позвонили и сказали: «Будет открываться вам памятник. Приглашаем», — я опешила: «Как памятник? Я же ещё жива!» Но тут внесли ясность: «Нет, это фильму „Офицеры“ памятник. И вы там все». Ну хорошо, успокоили, — шутила Покровская.
Фото: wikimedia.org/Miruva
Фото: wikimedia.org/Miruva

Личная жизнь Алины Покровской

В работе у Алины Покровской все было стабильно — на протяжении всей жизни она снималась, работала и добивалась успехов. А вот в личной жизни было много проблем и душевных переживаний.

Первый муж Алины Покровской

В 1962 году впервые вышла замуж за своего преподавателя Алексея Николаевича Покровского, который и дал ей фамилию. Мэтр вёл у молодой Алины несколько предметов и между ними пробежала искра. После этого влюблённые решили пожениться, но в силу возраста брак продлился два года, после чего пара разошлась.

Второй муж Алины Покровской

Вторым супругом Алины Покровской стал актёр Владимир Борисович Сошальский. Вместе они играли на одной сцене и решили узаконить свои отношения в 1964-м. Проблемы в браке стали появляться позже, когда муж стал постоянно пропадать на вечеринках, а также начал прикладываться к бутылке. Он слыл известным ловеласом — только официальных браков у него было шесть штук.

— У меня всегда было правило: если влюбляюсь, сразу ухожу к любимой женщине. Никаких метаний, никакой лжи… — говорил Сошальский.

Алина Станиславовна пыталась сохранить брак и делала все для семьи, но после 10 лет не выдержала и подала на развод. Кроме того, в отношениях было серьёзное недопонимание, так как Владимир Борисович не хотел быть отцом (у него уже была дочь от первого брака), а Покровская мечтала о детях.

Третий муж Герман Юшко

Третьим и любимым мужем Алины Покровской стал актёр Герман Юшко. В этом браке актриса наконец-то стала матерью — у неё в 1974 году родился долгожданный сын Алексей Юшко (он работает главным хранителем отдела письменных источников Государственного исторического музея).

Брак с Юшко был счастливым — пара прожила вместе 40 лет до того, как актёр не скончался в 2010-м. Муж боготворил талантливую актрису, занимался домашними делами и делал все для комфорта семьи.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Увы, он умер от страшного диагноза — рака кишечника. Пара несколько лет боролась с заболеванием и пыталась победить недуг, проходя разные процедуры в России. В какой-то момент даже удалось победить болезнь, но случился рецидив, который Юшко уже не перенёс. Последние дни жизни он провёл в хосписе на сильнодействующих препаратах.

В организации похорон принимала участие вся семья. В том числе и внук Максим, который сейчас много общается с бабушкой и помогает ей.

Алина Покровская сейчас

— Да, я подтяжек не делала, я человек верующий, считаю, что Бог дал, то и носи. Понятно, что молодость хочется продлить, но мне кажется, что не нужно подправлять Господа Бога. Правда, обидно, что так мало возрастных женских ролей. Раньше я задыхалась от того, что по тридцать спектаклей в месяц играла, а сейчас ролей все меньше и меньше, — говорит актриса.

Несмотря на серьёзный возраст — Алина Покровская продолжает выходить на сцену. В её арсенале сейчас больше 5 спектаклей, в которых её регулярно может увидеть московская публика. «Козырным» проектом называют моноспектакль «Баба голубиная», в которой рассказывается судьба героя Надежды Кузякиной из картины «Любовь и голуби». Режиссёр Дмитрия Минченков решил уйти от оригинальной истории — поэтому это не ремейк культовой картины, а самодостаточное произведение, рассказывающее о жизни Кузякиной после конца фильма.

— Невозможно, чтобы все развитие шло вспять. Вся литература, язык человеческий, чувства,. чтобы все это превратилось в какую-то гадость! И эта «больная» Украина, какой-то тяжёлой отравительной «болезнью», которую надо обязательно победить или «вылечить». Все что угодно, только чтобы не осталось это таким уродством! — говорит Покровская.
Фото: vk.com/Театр Российской Армии
Фото: vk.com/Театр Российской Армии

По материалам «Судьба человека», «Пусть говорят», «Известий», КультураРФ, «СтарХит», «Телепрограмма».

Новости партнеров