Прямой эфир

Прижучат или пожурят? Как власти хотят бороться с неадекватными ценами на такси

Светлана Коваленко
26 февраля, 14:18
Депутаты Госдумы ищут управу на таксистов, резко завышающих расценки в плохую погоду, например, гололёд или снегопад. Как считают народные избранники, в такие дни необходимо ввести заградительную предельную планку в 20% для повышения стоимости поездки. Участники рынка парируют: дело не только в том, что в плохую погоду стремительно увеличивается спрос на поездки, но и растут затраты таксистов.
Коллаж 78.ru: freepik.com/senivpetro, Petrov Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/cah nggunung

Идеальный шторм

Бум развития агрегатов такси пришёлся в России на начало 2010-х с развитием современных мобильных платформ и быстрого Интернета. За счёт массовости услуг цена у них была ниже и понятнее, чем у таксопарков и индивидуальных таксистов, которые брали пассажиров на улице и остановках.

Сейчас стоимость у агрегаторов вычисляется специальными программами, учитывающими спрос по конкретным направлениям, наличие машин в определённых локациях, ситуацию с пробками, погодными условиями и т. д.

Грубо говоря, чем более востребованы поездки, тем они дороже, особенно в отдалённых районах.

В 2023 году стоимость услуг таксистов взвинтил идеальный шторм: кратное повышение цен на новые автомобили, рост стоимости ремонта, обслуживания, топлива, страхования, общая реальная инфляция. На этом фоне начал действовать пресловутый федеральный закон о такси № 580, который предъявил неисполнимые и избыточные требования к самозанятым перевозчикам. Вдобавок регионы устанавливают свои требования к цвету автомобилей такси, экологическому классу и т. д.

Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, цены в настоящее время выросли в среднем, как минимум, на 40%.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Между тем, как полагают депутаты Госдумы, в определённые дни с плохой погодой, стоимость поездок может и вовсе расти рекордно в четыре—пять раз. Народные избранники хотят бороться с этим «злом» за счёт введения в такие дни заградительной предельной планки в 20% для повышения расценок.

Участники рынка поясняют, что их затраты по времени и деньгам в плохую погоду тоже кратно увеличиваются, и выдвигают встречное предложение — провести полноценную экономическую оценку стоимости поездок, чтобы выяснить, во сколько на самом деле обходится 1 километр пути.

Разумные ограничения?

Отметим сразу, что никакого конкретного законопроекта об установлении заградительной планки пока не подготовлено. Есть лишь мнения депутатов Госдумы от «Единой России», которых цитируют федеральные СМИ.

Так, как считает парламентарий Алексей Говырин, «расчёт коэффициентов в приложениях на такси в снежную погоду не должен превышать 20% от стоимости поездки в обычных условиях». При таких условиях в проигрыше не останутся ни сами таксисты, ни их клиенты.

Как напоминает депутат, цены на поездки и так растут из-за увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков. По его данным, в плохую погода расценки могут быть выше в четыре-пять раз. Однако машины при этом находятся, и есть заказы. Так что дело заключается явно не в нехватке водителей.

Депутат Виталий Милонов убежден, что на поездки на короткие расстояния, между работой и домом, должны существовать разумные ценовые ограничения.

— Снег или непогода, конечно, являются фактором, влияющим на стоимость, но не должны превращать поездки в роскошь, — цитируют его СМИ.
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

Впрочем, некоторые парламентарии готовы признать: цены взвинтил федеральный закон о такси № 580, благодаря которому, в том числе, в серую зону отправились таксисты-самозанятые, подрабатывавшие раньше на своих машинах по два-три часа день.

Своя экономика и план в голове

Опрошенные участники рынка позицию депутатов категорически не разделяют и выступают против предложений о введении заградительной планки.

Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников подчёркивает, что у каждого из тысяч водителей своя экономика, свой план в голове, каждый сам себе работодатель.

— За прошедшие 10-15 лет с развитием современных сервисов заказа такси услуга разрозненных перевозчиков в определённой мере была стандартизирована. Но в её основе остаётся договорная цена: тот самый баланс спроса и предложения здесь и сейчас. Это универсальный и объективный инструмент ценообразования, — отмечает он.

Павел Стенников подчёркивает: фиксация цен, их госрегулирование, любое принудительное ограничение, занижение или завышение приведёт к тому, что поездка просто не состоится.

При этом изменение цены в непогоду связано не только и не столько с ажиотажным увеличением спроса. На это влияют, например, зимой морозы, снегопады, нечищеные дворы, гололедица, более медленное дорожное движение, затрудненный проезд. Водитель тратит больше времени и топлива на выполнение одного заказа, а значит, за один и тот же период в целом может выполнить меньше заказов и потому заработать меньше. Увеличение цены компенсирует ему потенциальное выпадение дохода.

— Сравнение: рабочий день в офисе стоит фиксированную сумму, и она не меняется от внешних факторов. А на работу такси внешние факторы влияют непосредственно. Почему же водитель должен заработать меньше обычного, если в определённые периоды вынужден тратить больше времени на проезд к клиенту и саму поездку, больше топлива на обогрев салона, больше денег на заправку и мойку? — рассуждает Павел Стенников.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Он добавляет, что по сравнению с аналогичным периодом 2023-го стоимость услуг и так выросла на 20%.

Спасибо за внимание?

Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко готов «поблагодарить» депутатов за внимание к рынку и выдвинутые инициативы.

— У нас есть встречное предложение — провести полноценную экономическую оценку стоимости поездок на такси, чтобы выяснить, сколько на самом деле стоит один километр пути. Убеждён: уже на этапе исследования текущей ситуации станет понятно, что сегодня никакой наценки на услуги такси фактически не существует, а справедливая для всех игроков цена вряд ли может быть установлена, — считает он.

По мнению эксперта, расчёт стоимости поездки экономически нецелесообразен, не только в Москве или Петербурге, но и по всей России.

— Наше предложение состоит в проведении экономической экспертизы обоснования стоимости и себестоимости поездок, а также закреплении справедливого ценообразования законодательно. Другими словами — ввести таксометр, — суммирует он.

Павел Стенников поясняет, что цена километра может определять нижний порог стоимости поездки, некую стандартную константу в идеальных условиях. Но как только возникнет дисбаланс спроса и предложения, сложные дорожные и погодные условия, никто про эту стоимость не вспомнит.

— Возвращение к механическим таксометрам невозможно, потому что это был костыль, не способный учитывать вариативные факторы. Потому в советское время нормально было платить за поездку два-три счётчика. Современные программно-аппаратные средства и алгоритмы справляются с задачей лучше, — резюмирует Павел Стенников.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

По его данным, в Москве в непогоду и другие периоды повышенного спроса стоимость поездок может вырастать до шести раз. В регионах это, примерно, 20—30%.

Петербург по колебаниям цен на поездки занимает промежуточное положение между Москвой и другими субъектами.

Правы по-своему?

Опрошенные 78.ru эксперты признают, что как участники рынка, так и депутаты по-своему правы.

Президент Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин полностью согласен с тем, что из-за плохих погодных условий скорость в пути серьёзно снижается из-за пробок и роста аварийности. Таксист в этом не виноват, но это не означает, что агрегаторам можно и нужно теперь всё спустить с рук.

— Раньше машину можно было заказать заранее вечером, чтобы с утра на следующий день отправиться в аэропорт или на вокзал, и никуда не опоздать. Теперь такой услуги больше нет. Надо делать заказ непосредственно перед выходом, при этом тебя предупреждают: свободной машины может не найтись. Я сам так чуть несколько чудом успевал на самолёт в последний момент.
Никто не спорит, стоимость поездки важна. Но теперь же вопрос стоит так, чтобы уже хотя бы просто доехать. И вот с этим надо плотно работать, — делится он.

Автоэксперт Алик Кортиев отмечает, что нормальная скорость движения при обычных погодных условиях на трассах составляет 100—110 км/ч, в городской среде при пробках она снижается до 30—40 км/ч. То есть, при негативных обстоятельствах 40-минутная привычная поездка может сильно растянуться по времени.

По его словам, проблема заключается в том, что клиент сейчас никаким образом не может проверить, дешевле или дороже поездка по сравнению со стандартной стоимостью. Это может приблизительно выяснить только опытным путём при помощи запроса цен в одно и тоже время суток. И то это будет «температура по больнице».

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Как отмечает Алик Кортиев, дороже всего поездки на такси обходятся по утрам в будние дни с 08:30 до 09:30, когда многие торопятся на работу, и перед праздниками.