Культура
13:3124 февраля 2024

«Господа, вы звери»: Елена Соловей была музой Михалкова, стала прачкой и осталась в США

Монолог из фильма «Раба любви» большинство российских зрителей знают наизусть. Говорят, что образ Елены Соловей вообще повлиял на весь отечественный кинематограф, а её стиль позже скопировала Рената Литвинова. Она могла бы стать великой русской актрисой, обласканной властью, иметь регалии и большие деньги, но выбрала жизнь скромной домохозяйки в США. Почему так произошло – разбирался 78.ru.
Фото: Pixabay, kinopoisk.ru

Биография Елены Соловей

Дружба с Никитой Михалковым, статус культовой актрисы и секс-символа, необычная речь, жеманность — всё это мы вспоминаем, когда думаем о Елене Соловей. Актриса, хоть и не снимается в России, оставила яркий след в истории кинематографа. Как девушка, родившаяся в Германии, прожившая в России, оказалась в Америке и осталась там на вторых ролях, хотя могла бы иметь всё в родной стране, не понимает никто. А она говорит: «Это моя жизнь».

Детство и юность Елены Соловей

Елена Соловей родилась 24 февраля 1947 года в немецком городе Нойштрелице. Дело в том, что её мама и папа познакомились в конце войны в Германии, в то время папа работал политработником в советском гарнизоне, а мама — медсестрой.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Многие припоминали позже Соловей место рождения, намекая на то, что она немка, но в интервью она открещивалась от этих слов, подчёркивая, что всегда считала себя советской гражданкой.

— Я благодарна своему детству, потому что неважно, сытое оно или голодное, богатое или бедное, — оно всё равно остается очень счастливым временем. Даже если это военное детство. Если ты воспитываешься и живёшь в хорошей семье, в которой все дружат и дети окружены любовью, то это самое главное для будущей жизни. Моя семья была такой. Мои родители любили нас, занимались нами, — рассказывала Соловей.

Через три года после рождения Елены семья вернулась в Красноярск, где вскоре у девочки появился младший брат Владимир. Родители рассказывали, что Соловей была активной и творческой, она посещала кружки в доме пионеров, где рисовала, танцевала и пела. Помогала Елене блистать на сцене мама — она шила наряды, а также доставала в ту пору дефицитную косметику.

— В Красноярске у меня была совершенно потрясающая школа, в которой был свой духовой оркестр, роскошный хор, мы даже ставили детские оперы и оперетты. Учителя устраивали праздники для детей прямо у себя дома. Мои родители тоже часто собирали детей дома, устраивали кукольные театры, показывали диафильмы. Это вообще особый вид искусства: закадровый голос, озвучивавший нам, малышне, титры, должен был быть таким, чтобы дети не только заинтересовались, но и что-нибудь запомнили. Это удивительный способ общения между детьми и родителями, — вспоминала Соловей.

Когда Елене было 13 лет, семья перебралась в Москву, где папа стал работать в киоске «Союзпечати», а мама — в больнице. В столице девочка впервые посетила театр и загорелась идеей стать актрисой.

— В одном журнале я прочитала объявление, что при Театре им. Станиславского есть детская театральная студия и туда ведётся набор. Я почему-то решила в неё поступать, хотя до этого никакого специального интереса к театру у меня не было. Экзамены велись как в театральный институт, я прошла все три тура и поступила. Однажды на занятия пришёл Михалков. Нам сказали: «А вот и Никита Сергеевич пришёл». Я тогда ещё подумала: интересно, кто это? Оказалось, он уже был известным режиссёром, — рассказывала Соловей.

В старших классах желание выходить на сцену укрепилось, но в театральный её не взяли — в Школе-студии МХАТ она прошла три тура, но срезалась в финале. Целый год Соловей работала, после чего вновь подала документы на актёрский, правда, уже во ВГИК. Там её мастером был Борис Бабочкин, снявшийся в картине «Чапаев». В 1970-м в руках Соловей был долгожданный диплом.

Театр в жизни Елены Соловей

Когда Елена заканчивала учебу в ВГИКе, то обратилась к Иннокентию Смоктуновскому за рекомендацией, которая поспособствовала попаданию в Малый театр. Соловей быстро набрала вес и стала звездой. Под неё даже была поставлена новая версия «Чайки», правда, актриса, которая на тот момент вышла замуж, бросила всё и перебралась в Ленинград.

В Северной столице России Соловей приняли в Театр им. Ленсовета — её очень желал видеть в своей «Анне Карениной» Роман Виктюк, а после молодую актрису взяли в «Вишнёвый сад». Но главная её роль была в спектакле «Победительница», где на сцену она выходила вместе с Михаилом Боярским.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Затем уже худрук Молодёжного театра на Фонтанке Семён Спивак позвал её на роль «Я — женщина». Критики не слишком высоко оценили эту постановку, а вот сама актриса была довольна. В итоге в местном Комитете по культуру спектакль признали лучшим, а она получила премию.

В театре Соловей прослужила семь лет, но затем решила уехать не только из Петербурга, но и из России в целом.

Кино в жизни Елены Соловей

Кино в жизни Соловей появилось ещё раньше театре. Девушка училась на первом курсе, когда её пригласили сыграть небольшую роль в короткометражном фильме «В горах моё сердце». Год спустя ей доверили роль в фильме «Правдоха».

Расцвет Соловей пришёлся на конец 1960-х, когда она снялась в ленте «Цветы запоздалые», а также «Король-олень» (тут её партнёрами стали Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Олег Табаков и другие).

Затем последовала работа в «Семь невест ефрейтора Збруева», когда Соловей позаботилась не только о себе, но и о своих сокурсницах, прислав режиссёру Мельникову их фото. А после она появилась в фильмах «Дети Ванюшина» и «Дневник директора школы». В 1975 году Елена сыграла в музыкальном фильме «Концерт для двух скрипок» — там ей досталась главная роль.

Но главным режиссёром в жизни Соловей называют Никиту Михалкова. После того, как она снялась в его картине «Раба любви», её стали считать всесоюзной звездой. Сама Елена боготворила режиссёра, отмечая его невероятную харизму, успешность и желание найти подход к каждому.

— Благодарна Никите Сергеевичу Михалкову, который подарил мне опыт жизни с такими потрясающими партнёрами. Михалков отличался тем, что очень любил своих актёров. Ведь по большому счету актёры — те же дети, их надо любить. А если серьёзно, актёрская профессия очень тяжёлая, в чём-то бесстыдная. Она разлагает тебя, вынимает всё, что у тебя есть, выставляет напоказ всё хорошее и плохое. И кому ты можешь всё рассказать, как не человеку, в чьей любви к себе ты не сомневаешься? Перед кем можешь, не боясь, обнажить самое нутро? Никита Сергеевич это очень тонко чувствовал и любил нас всех… Поэтому с ним ты был готов на любые откровения во время работы, знал и чувствовал, что тебя поймут и примут… — признавалась Соловей.

Несмотря на то, что в «Рабе любви» она была не одна (там снимались Александр Калягин, Родион Нахапетов, Юрий Богатырёв и Олег Басилашвили), все запомнили только Елену.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Не многие знают, что изначально фильм должен был снимать режиссёр Рустам Хамдамов, но уже во время работы съёмки приостановили из-за проблем со сценарием. Тогда на помощь призвали Михалкова, который переписал текст — но оставил Соловей в роли главной героини. Елена долго терзалась сомнениями, считая, что предаёт Хамдамова, соглашаясь на новый проект, но затем смогла понять: это совершенно новая история. К слову, с Хамдамовым она позже поработала на проекте «Анны Карамазофф».

— Роли находили меня сами. Я очень счастливый человек. Как говорят, нужно оказаться в нужное время в нужном месте. И то было моё время и моё место. Все роли, все до одной, которые мне предлагали режиссёры, мне сначала не нравились. Впрочем, может быть, лучше сказать по-другому: всем этим ролям я сначала сопротивлялась, как могла… — отмечала Елена Яковлевна.

А в 1975 году вышел другой фильм Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», где актрисе досталась роль Софьи Егоровой. Несмотря на то, что это был её любимый проект, сниматься в него она пошла не сразу. Дело в том, что она только-только стала мамой во второй раз и хотела заниматься семьёй. Никита Сергеевич даже обиделся и уже пригласил другую актрису, но быстро понял — лучше Соловей никто не справится с этим. В итоге последовало письмо с извинениями, предложив актрисе взять с собой семью.

— Это действительно выглядело совершенно нереально. Но рядом со мной была моя мама, которая все заботы взяла на себя. И я была спокойна оттого, что малыш под присмотром мамы. Но мне кажется, что, если бы я не разрывалась между съёмками и грудным ребёнком, я могла бы гораздо лучше сыграть эту роль, — писала Соловей.

Позже вышел ещё один фильм с Михалковым — «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Роль Соловей в проекте была больше, но в итоге режиссёр решил сделать упор именно на герое Олега Табакова, поэтому существенно сократил сцены с Еленой. Но это не помешало ей получить премию «Золотой щит Оксфорда».

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Снималась она и у других режиссёров, например, в апреле 1981 года появилась мелодрама «Вам и не снилось», снятая Ильёй Фрэзом. После вышло ещё несколько громких работ, но в 90-е положение Соловей ухудшилось. В итоге она приняла решение уехать вместе с мужем и детьми в США.

— Я не знаю, на что она рассчитывала в Америке. И рассчитывала ли на что-то с точки зрения актёрского дела. Это был прыжок в неизвестность. Но могло случиться так, что проведи она здесь ещё 3-4 года и её отъезд был бы бегством от нищеты, ужаса, невостребованности, — говорил Михалков.

Работа в США

Елена не уехала в США за лучшей жизнь, так как понимала, что в Америке такой карьеры, как в России, у неё не получится. В какой-то момент она вообще стала домохозяйкой, которая заботится о детях и внуках, а муж обеспечивает быт семьи. Жили все в небольшом городе рядом с Нью-Йорком. Денег не хватало — муж трудился в ювелирной мастерской, а Соловей пошла работать горничной и начала мыть посуду.

— Уезжали мы из-за детей. Я понимала, что в противном случае могу расплатиться их жизнью, а они для меня важнее всего, — сказала Соловей.

Затем Соловей всё-таки решилась пойти работать и стала играть в Театре Александра Журбина на Брайтон-Бич. Кроме того, Соловей устроилась на радио в Нью-Джерси и вела авторскую передачу «Кулисы». В начале 2000-х она создала детскую студию «Этюд», где американцы и дети эмигрантов могли приобщиться к миру искусства.

— Я думаю, что она не вписалась бы в кинематограф того времени, который был востребован. В моих картинах ей всегда было бы место. Конечно, я бы попытался её снимать и искал возможность для этого, — сказал Михалков.

В 2001-м Соловей сыграла в русско-американском телесериале «П. М. Ж.» о российских мигрантах, переехавших в Америку. Основой для работы стала повесть русской писательницы-эмигрантки Анны Левиной «Приходите свататься», но проект не имел большого успеха.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Дальше Соловей снималась в основном в эпизодах. Например, ей досталась небольшая роль Бранки Либински, сиделки Коррадо Джуниора Сопрано, в культовом американском драматическом сериале «Клан Сопрано». В 2007-м она сыграла в триллере «Хозяева ночи», а 2010-м в «Роковой страсти» — фильм после показали на Каннском кинофестивале.

— Мой самый первый опыт был в сериале «Клан Сопрано», где я играла русскую помощницу по дому со странной фамилией. Когда я пыталась объяснить, что в России нет таких имён, режиссёр только отмахивался: это, мол, неважно. Я с удовольствием играла свою роль. Запахи в павильонах были те же самые, что и в Союзе, и люди удивительно доброжелательные. Все работают очень много и продуктивно, как машины. Одно изменилось: благодаря новой технике режиссёры и операторы руководят съёмочным процессом с пульта, поэтому не видишь родных глаз режиссёра, всегда готового поддержать и направить, — сказала Соловей.

Публика могла узнать актрису в драме «Затерянный город Z», где её партнерами стали такие известные голливудские звёзды как Чарли Ханнэм, Том Холланд, Роберт Паттинсон и Сиенна Миллер.

В 2020-м звезда приехала в Россию — она побывала в Москве, посетила Донской монастырь, а также дала несколько громких интервью, например, пообщавшись с Андреем Малаховым и Борисом Корчевниковым.

— Живу я скромно. Небольшая спальня, и здесь же расположен рабочий стол, уютная кухня, большая библиотека. Я привезла свои любимые книги сюда, просто не могла с ними расстаться. Помню, когда в первый раз оказалась на Манхэттене, у меня перехватило дыхание. Было впечатление, что это какой-то сказочный город. Сейчас этого ощущения уже не возникает. Мне нравится местный ритм жизни, что я могу никуда не спешить, спокойно гулять. Представляете, меня до сих пор узнают на улице некоторые русские туристы, хотя мне казалось, что я совершенно неузнаваема, — объяснила Соловей свою жизнь в США.

Личная жизнь Елены Соловей

Елена Соловей была одним из секс-символов советского кино. Необыкновенная внешность, степенная речь и красота привлекали публику. Она рассказывала, как партнёры на съёмках часто влюблялись в неё, например, режиссёр Рустам Хамдамов, но это не вылилось ни во что серьёзное.

Любимым мужем актрисы стал Юрий Пугач. Его она встретила в 1971 году, когда работала над фильмом «Драма из старинной жизни», а будущий супруг трудился как ассистент художника. Они быстро сошлись и в итоге поженились в 1972-м.

Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В браке у актрисы родилось двое детей — дочь Ирина и сын Павел. Дочка в итоге переехала в Германию, у неё трое детей. Соловей уже даже стала прабабушкой. Так как внучка Софья родила сына Леопольда. А сын Елены Павел живёт в Америке, он стал микробиологом.

В 2013-м СМИ активно писали, что у Юрия Пугача проблемы с почкой и ему была необходима пересадка. Несмотря на то, что Елена подходила по всем параметрам, муж отказался и дождался донорского органа. Увы, через несколько лет он всё равно скончался.

Елена Соловей сейчас

Елена Соловей не стала возвращаться в Россию после смерти мужа. США она считает своим новым домом. В Америке она работает в университете, где преподает студентам русский язык и литературу, а также актёрское мастерство.

— Мы занимаемся с ними не только языком, но и театром, музыкой, живописью и танцами. Многие родители, выходцы из России, хотят, чтобы их дети говорили по-русски, чтобы они «оставались в своей культуре», и наша школа им очень в этом помогает, — рассказывала Елена Яковлевна.

По материалам «Пусть говорят», «Привет, Андрей», «Судьба человека», «7дней», «Караван Историй», «Комсомольской правды», «АиФ».

КиноЗвезды
Новости партнеров