Спрос на услуги нянь начал стремительно расти с августа 2023 года. Только с начала этого года потребность в них в Северной столице увеличилась ещё в 2,2 раза.
Так произошло, в том числе, потому что в конце 2023-го Госдума во всех трёх чтениях приняла наделавший много шума пакет законопроектов о сохранении пособий по уходу за ребёнком до полутора лет в случае досрочного выхода родителя на работу.
При этом института сертифицированных нянь в России пока нет, хотя он и существовал в советские времена, когда были популярны не только детские сады, но и ясли, а выпускницам некоторых школ присваивалась категория «медсестра-воспитатель» с возможностью работать даже с грудничками.
Как рассказала руководитель пресс-службы hh.ru СЗФО Мария Бузунова, с начала 2024-го петербургские работодатели разместили более 400 новых вакансий для нянь. По сравнению с концом 2023 года потребность в нянях в городе выросла 2,2 раза.
— С другой стороны, соискатели тоже интересуются этой работой: более 1600 резюме было обновлено нянями в Петербурге с начала года. Но, несмотря на такую активность кандидатов, на одно рабочее место няни в городе сейчас не более 3,5—4 человек. Это в целом свидетельствует о недостатке претендентов для работодателей, — пояснила Мария Бузунова.
По её данным, няням в Петербурге сейчас готовы платить за месяц порядка 42 тыс. рублей, за час работы от 500 до 1000 рублей в зависимости от квалификации специалиста.
Чаще всего нянь в Петербурге ищут образовательные учреждения, причём как государственные, так и частные (41% новых рабочих мест), сервисы, которые предоставляют услуги нянь и гувернанток (30%), а также заведения общепита и гостиницы для детских комнат (29%).
Гувернанткам и няням вменяют в обязанности оказывать помощь детям (одевать, кормить, укладывать спать, гигиена и др.), выполнять бытовые функции (накрывать на стол, смена постельного белья, уборка за ребёнком и его вещей, дезинфекция, уборка), контролировать безопасность подопечного, учить основам языка и т.д.
По данным «Авито» прирост спроса и предложения в январе составил 11%. Но, по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, эти показатели увеличились на 43%. Там также назвали расценки примерно в 450 — 500 рублей в час.
Как отмечает доцент кафедры сравнительных политических исследований Президентской академии в Петербурге, кандидат социологических наук Юлия Зеликова, спрос на ясли для детей от года до трёх лет, и, особенно, для детей до года, стал сокращаться в позднее советское время. Семейная политика того времени гарантировала женщине сохранение заработной платы в течение трёх лет и рабочего места.
Карьерные возможности для женщин тогда были весьма ограничены (по целому ряду причин), поэтому большинство пользовались возможностью воспитывать детей до трёх лет дома, а потом отдавали детей в детские сады, которые были вполне доступны.
— В 90-е годы рождаемость в России резко сократилась. Во-первых, в репродуктивный возраст вступило небольшое по численности поколение, а, во-вторых, в связи с экономическими проблемами, многие женщины откладывали рождение детей. Количество мест в детских садах стало избыточным, поэтому детские сады стали закрывать, — отмечает Юлия Зеликова.
К концу 90-х годов демографический кризис пошёл на спад, в России возник дефицит мест в детских садах и яслях, и, как следствие, появился институт нянь.
Спрос на них также объяснялся тем, что на рынок труда вышло новое поколение молодых женщин, ориентированных на карьеру. Они много инвестировали в своё образование и не хотели из-за детей отказываться от тех возможностей, которые это образование давало. Институт нянь казался хорошим способом для того, чтобы не делать выбор между детьми и карьерой.
— К сожалению, в России не было и до сих пор нет института сертифицированных нянь. Государство никак не участвует в подготовке нянь и не компенсирует затраты на них. Поэтому, няни не только не доступны многим людям, но и ни у кого нет гарантий в их профессионализме, в способности и желании обеспечить качественный уход за ребёнком. Особенно, когда ребёнок ещё совсем маленький, не умеет говорить и не может рассказать, как с ним обращается няня, — особо подчёркивает Юлия Зеликова.
В пример она приводит опыт разных стран Европы, в которых семейная политика дружественна семье.
— Этот опыт показывает, что с задачей раннего ухода за детьми может справиться и институт нянь, и институт ясель. Только няни должны быть сертифицированными, и, в случае низкого дохода женщины, затраты должны быть компенсированы социальными выплатами. Такую политику мы видим, например, во Франции, где рождаемость одна из самых высоких в Европе, — делится Юлия Зелекова.
Социолог и политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра готов привести в пример собственную дочь, которая после рождения ребёнка наняла няню и вышла на работу, когда ему ещё не исполнилось 1,5 месяца.
По его словам, в городах-миллиониках ценность карьеры и независимость от мужчины крайне востребована. И если женщина уходит в отпуск на 1,5 года, то она «выпадает» из коллектива и теряет за это время полезные навыки, не приобретая по работе и новых, которые как раз получают коллеги.
При этом рынок услуг нянь в Петербурге крайне разнообразен. Есть специалисты, которые берут по 700 рублей в час, а кто-то хочет получать за свои услуги и 70 евро в час. Это, например, няни, способные преподавать иностранные языки, либо на профессиональном уровне преподавать предметы.
— Есть на этом рынке и мигранты в хорошем смысле. Это приезжие из небольших областных городков. Устраиваясь няней, например, за городом, такие люди получают не только деньги, но и место для проживания, — рассказывает Дмитрий Гавра.
По его мнению, спрос сформировали также СМИ, кинематография и… сериалы, которые даже для среднего класса сформировали представление о том, что пользоваться услугами нянь вполне можно и даже нужно и это больше не удел только обеспеченных.
По словам Юлии Зелекивой, если говорить о пользе для ребёнка, то считается, что для социализации и воспитания лучше подходят ясли. Там работают профессионалы по раннему развитию, предусмотрены каждодневные занятия.
— И это особенно важно для детей из бедных семей, из неблагополучных семей, для семей, где родители плохо образованы. Также ясли очень полезны для социализации детей мигрантов. И, если страна заинтересована в мигрантах (а Россия очень заинтересована), в хорошей интеграции мигрантов в общество, то ясли — очень важный и эффективных инструмент, — полагает она.
Дмитрий Гавра считает, что подход должен быть комбинированным. Не каждая работающая женщина может из-за графика забрать ребёнка в 16:00, 17:00 или даже 18:00.
При этом именно мать иногда просто не умеет отказывать, а няня адекватно оценивает подопечного со стороны и в состоянии вовремя сказать «нет» и «нельзя».