В пандемийные годы цены на услуги стоматологов росли как на дрожжах из-за разрыва логистических цепочек по поставкам преимущественно импортных материалов и оборудования в отрасли. В 2023-м галопирующие темпы подорожания сбавили обороты, а клиенты вернулись в клиники и даже стали тратить больше, считают некоторые аналитики и участники рынка.
С облегчения вздохнули и представители фитнес-индустрии, они больше не боятся закрытий, а кто-то даже готовится запускать в Петербурге новые точки. Так, Северную столицу в очередной раз пытаются штурмовать москвичи.
Выясняем, что на самом деле происходит на рынке услуг стоматологии и фитнес-клубов и чего ждать от них в 2024 году?
Как сообщили в пресс-службе ВТБ, в 2023-м число оплат услуг стоматологов выросло на 25%. Это следует из анализа платежей, проведённых банком, СК «Росгосстрах» и Первым ОФД. Так, по банковским картам ВТБ выплаты стоматологическим клиникам составили 25,2 млрд рублей.
Средний чек в стоматологиях вырос на 10% к 2022 году. За платными стоматологическими услугами клиенты обращались более 3,8 млн раз, это на 5% чаще, чем в 2022 году. Примечательно, что спрос на услуги активно рос в течение всего 2023 года: так, в четвёртом квартале минувшего года он стал выше на 23% по сравнению с первым.
Как отметил руководитель департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Ростислав Яныкин, в 2021 году рынок стоматологических услуг восстанавливался после пандемии, и спрос нарастал с каждым кварталом. В 2022 году максимальное количество оплат в клиниках приходилось на первый квартал, а дальше спрос падал, что связано с нарушением цепочек поставок импортных материалов и резко возросшими ценами на услуги.
В 2023-м рынок платных стоматологических услуг восстановился. При этом россияне всё чаще используют при лечении полисы добровольного медицинского страхования.
Заместитель директора департамента методологии и андеррайтинга личного страхования СК «Росгосстрах» Ольга Купцова обратила внимание на то, что, несмотря на рост стоимости стоматологических программ из-за роста прейскурантов в клиниках, работодатели стараются сохранить эту часть программы ДМС для своих сотрудников.
Вместе с тем, россияне теперь начали экономить на стоматологических товарах массового потребления: зубных пастах и ополаскивателях для рта. Спрос на них год упал на 11 и 10% соответственно.
Генеральный директор ЗАО «Клиника Доброго Стоматолога» Эмиль Агаджанян отмечает, что профессионалы заранее предрекали успех отрасли в 2023, когда пациенты действительно вернулись в клиники и стали там тратить больше денег, хотя стоимость услуг выросла незначительно: до 10%.
— Лично для нашей клиники он ознаменовался в принципе рекордными показателями. Дело в том, что ввели одно время предложение, по которому, если человек вносил нам аванс, то затем ему устанавливалась фиксированная цена на будущее, на которую бы не влияло изменение курса рубля.
В итоге мы быстро набрали столько клиентов, что даже боялись не справиться с потоком. Программу пришлось свернуть из-за наплыва желающих, — поделился Эмиль Агаджанян.
По его мнению, люди вернулись в стоматологические клиники, потому что многие не смогли отправиться в путешествия за границу или даже не рискнули поехать по стране. Эти средства вложили в своё здоровье. Да и выводить деньги за границу тоже стало намного сложнее.
— Поэтому и произошёл такой переломный момент, и мы чувствуем себя теперь уверенно.
Даже если нового прорыва в 2024-м не случится, то мы отработаем на уровне 2022-го, а это уже хорошо. Хотя, конечно, мы надеемся на лучшее. Пока повышать цены мы не собираемся. Но всё будет зависеть от курса доллара, — отметил Эмиль Агаджанян.
При этом стоматолог впервые слышит о попытках россиян экономить на стоматологических товарах.
— Ко мне пациенты часто обращаются с просьбой: «А что мне ещё стоит купить? А правда паста Rock такая хорошая, хотя она самая дорогая?». Тут стоит пояснить, что никакая самая дорогая паста или зубная щётка не поможет, если у человека нет правильных мануальных навыков по чистке зубов, — констатировал Эмиль Агаджанян.
Главный врач, ортодонт МЦ «Демос» Наталия Апачиди категорически не согласна с коллегой и комментирует ситуацию кратко: массового наплыва клиентов нет, и если россияне и лечат зубы, то речь идёт только о детях, подростках и молодёжи, родители которых это могут себе позволить. Пожилые люди к врачам практически не обращаются.
Как подсчитали в FitnessData, в Петербурге в 2023-м году объём рынка фитнес-услуг перевалил за 18 млрд рублей, а темпы прироста были одними из самых высоких среди крупных российских городов — 28%.
Доля сетевых игроков на рынке приблизилась к 50%.
— Цены на клубные карты выросли на 6% год к году (один из самых низких показателей среди крупных городов).
Общее количество клубов — около 1000 объектов.
Открытия смещаются в спальные районы, более половины открывающихся объектов приходится на окраины, — приводят цифры в компании.
Как рассказал генеральный директор «Фитнес 24» Анатолий Соломонов, в сеть вернулись старые клиенты, которые пропали в пандемию. Прирост по ним составил порядка 10%.
— Поэтому мы чувствуем себе более уверенно, появилась некая стабильность впервые за эти годы.
Люди не выбирают какой-то конкретный вид спорта, они занимаются всем подряд. Клиенты есть всех возрастов, это и мужчины, и женщины, — поделился Анатолий Соломонов.
По его данным, в разных классах заведений стоимость годового абонемента сейчас варьируется в Петербурге от 20 до 40 тыс. рублей. Поднимать её до конца года участники рынка не собираются.
Но при этом и не ожидается и массового притока новых клиентов весной, потому что все, кто хотел возобновить занятия фитнесом, уже это сделали.
Менеджер новых проектов Alex Fitness Артём Курзов сообщил, что в их компании запускаются новые точки, хотя с некоторыми ранее действующими пришлось попрощаться после проведённого аудита.
— В предпродажах в открывающихся заведениях премиум класса в спальных районах цена абонементов сейчас составляет 65—70 тыс. рублей. Но стоимость может сильно варьироваться от точки к точке. Всё это индивидуально. В уже работающих заведениях цены поднимать сложнее, хотя все понимают: сейчас всё только дорожает, — отметил он.
Как добавил Артём Курзов, традиционно большинство клиентов пользуются тренажёрными залами и бассейном, хотя начало развиваться и направление кроссфит.
— Думаю, что весной мы всё-таки увидим новый приток клиентов. Люди понимают, что им нужны не только развлечения, но и физические нагрузки, чтобы сохранить здоровье. И есть такая фраза: каждый день в фитнес-индустрии рождается новый клиент, и я её полностью разделяю, — поделился прогнозами он.
Директор по развитию сетей «Fitness Family/Молот/Легенда» Денис Горнев сообщил, что в их сети запуск новых точек пока не планируется, так как рынок аренды сейчас перегрет. А чем выше по ней ставки, тем дороже по логике должны быть абонементы.
По мнению Дениса Горнева, рынок перегрет из-за москвичей, которые начали очередную экспансию в Петербург. Это, например, московская Spirit Fitness. Зайти в Северную столицу москвичи пытаются сейчас в четвёртый или пятый раз. Но всегда история повторялась одна и та же. Точки открывались, работали какое-то время, а затем «успешно» закрывалось.
— Дело в том, что москвичи перед выходом не изучают хорошо рынок и не чувствуют менталитет петербуржцев, которые не готовы переплачивать, простите, за понты. Жители города на Неве готовы отдать ровно те деньги, сколько реально стоит услуга.
Нельзя сказать, что петербуржцы чересчур рациональные, но они, что ли более цельные, и не живут в таком сумасшедшем ритме, как в Москве, — полагает Денис Горнев.
По его информации, стоимость абонементов для так называемого сухого фитнеса в Петербурге сейчас составляет, максимально, 16 тыс. Если же речь идёт о заведениях с бассейном, это 25—45 тыс. рублей. Больше платить никто не хочет.
Статья подготовлена с использованием материалов FitnessData.