Многие считают Татьяну Михалкову «серым кардиналом», которая руководит мужем и подсказывает ему правильные ходы, ведь именно при ней он расцвёл и добился небывалых успехов в карьере. Между тем, пару нередко разводили…
Татьяна Евгеньевна появилась на свет в Германии в городе Заальфельд 14 февраля 1947 года. Её отец Евгений Соловьёв был офицером советского контингента войск в ГДР, а мама, Таисия Георгиевна, работала учёным-историком.
В то время семья оказалась в Германии, поэтому маленькую Таню рожали именно там, но так как роддома поблизости не было, помогали местные монахини. Первые несколько месяцев девочка с родителями провела в другой стране, а затем военнослужащего-отца командировали в Воронеж. Большая часть детства Татьяна Соловьева (девичья фамилия Михалковой) провела именно в этом городе.
В школу Татьяна пошла особенную, где было углублённое изучение английского языка. Уже подростком она зачитывалась произведениями Уильяма Фолкнера, Джона Голсуорси, а также Уильяма Шекспира. И делала это всё без перевода, наслаждаясь языком оригинала.
Свою жизнь молодая девушка хотела связать именно с языками и литературой, поэтому после выпуска отправилась в столицу и поступила в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза. В будущем Татьяна могла бы претендовать на роль преподавателя или переводчика.
— Девушки мечтали быть учительницами, врачами, учёными. Ну, а мне нравились иностранные языки, иностранная литература — Фолкнер, Голсуорси. Ещё мне очень хотелось посмотреть мир. Поэтому я мечтала о профессии переводчицы, — вспоминала спустя много лет Татьяна Евгеньевна в одном из интервью.
В детстве Татьяну сильно дразнили за излишнюю худобу. В школе у неё даже было прозвище «грохот» и «скелет». Но к 18 годам красотка расцвела и стала шикарной девушкой с роскошными светлыми волосами. Во времена учёбы в университете её считали первой красавицей вуза.
После окончания вуза будущая Михалкова отправилась работать гидом-переводчиком в популярный тогда «Интурист», но через год уже ушла. Как выяснилось, строптивой девушке хотелось больше творческого порыва, а от неё требовали пересказывать чужие мысли.
Татьяна Евгеньевна даже не думала, что когда-то станет манекенщицей и попала на кастинг случайно — это был 1968-й год. Она возвращалась после неудачного собеседования в МАТИ (Московском авиационном технологическом институте), как вдруг на Кузнецком мосту около Дома моделей увидела толпу стильных девушек.
Как выяснилось, все они хотели работать манекенщицами и ждали своего звёздного часа. Встала в очередь и Татьяна, которую отметили сразу худрук Дома моделей Людмила Турчановская и тогда ещё молодой Слава Зайцев.
— Меня попросили пройтись перед комиссией. Славе мой образ понравился: «Это же образ Боттичелли! А какие ножки-то!» — вспоминала Михалкова.
Если кто-то думает, что работать моделью очень легко — то ошибается. Манекенщицам необходимо быть на работе в 9 утра, причём «свежими», красивыми и настроенными на показ, который зачастую заканчивается около 21 часа.
В то время ещё не было штатной должности визажистов, поэтому краситься девушкам приходилось самостоятельно. Целый день были бесконечные примерки, смена образов, а затем показ.
Татьяна Евгеньевна быстро набрала популярность и попала в престижный отдел Дома моделей — так называемый экспериментальный цех, который разрабатывал и демонстрировал коллекции для показов за границей. Там платили другие деньги, а конкурс был намного выше. Причём, чаще всего девушек меняли уже через год, но российская модель была настолько яркой и интересной, что продержалась там пять лет.
— Когда я работала в Доме Моделей, мне тоже казалось, что вся страна одевалась одинаково серо — так работала наша промышленность. Но когда я увидела в нашем Доме лучших 25 художников со всей страны, которые создавали первые миди, макси, шорты — это был необыкновенный мир, неизведанный в Советском Союзе. Я работала в экспериментальном цехе, который мог выезжать за границу. И когда мы попадали зарубеж, то создавали иллюзию, что в наших магазинах всё есть, — вспоминала Михалкова.
Михалкова попробовала себя и в кино, но было это всего несколько раз — в 1974 году он снялась в военной драме по повести Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова «Красное золото», которая называется «Свой среди чужих, чужой среди своих». Татьяна Евгеньевна сыграла роль девушки из грёз атамана Брылова (кстати, её имя даже не попало в титры).
Как только модель попала в экспериментальный цех, её сразу же взяли в оборот: девушка ходила по подиуму не только в здании на Кузнецком мосту, но и в павильонах ВДНХ, в Колонном зале Дома Союзов, в ГУМе и других.
Кроме того, в начале 70-х Дом моделей наделили полномочиями поддерживать связь с иностранцами. Например, в дом на Кузнецком Мосту приезжала первая леди США Патриция Никсон в сопровождении супруги генсека Виктории Брежневой.
Татьяну долго не выпускали за границу по одной неожиданной причине — все дело в её образовании и прекрасном знании и английского языка. Проверяющие органы боялись, что она может попросить политического убежища и остаться на Западе, что в те времена было очень опасным действием. Кстати, тень подозрения падала и на Вячеслава Зайцева.
— Это сейчас он признан во всем мире как самый-самый, стал почётным гражданином Франции. Но все складывалось не так просто в его судьбе. Даже когда во Всесоюзном Доме моделей я выезжала с его коллекцией куда-то за рубеж, его не выпускали, был «железный занавес», — поделилась Михалкова много лет спустя.
В итоге после нескольких месяцев проверок модель выпустили — ей выдали минимальные суточные в валюте, правда, купить на них нельзя было ничего. Если же модель привозила в СССР доллары, то это могло стать настоящей проблемой.
Естественно, девушка пользовалась популярностью у мужчин, но каждодневная работа фактически ставила крест на её личной жизни. Но отношения у неё все-таки завязались с коллегой по Дому моды — это был экс-футболист Александр Шигаев. Мужчина в своё время получил серьёзную травму и оставил профессиональный спорт, после чего пошёл учиться в институт физической культуры на психолога, а параллельно подрабатывал манекенщиком. Роман закончился свадьбой в 1970-м, но отношения с супругом не сложились.
Как выяснилось позже, Шигаев был ревнивцем и постоянно устраивал скандалы дома, а затем и начал поднимать руку на Михалкову. В итоге уже через пару лет Татьяна решила подать на развод — сделать это было легко, так как общих детей у них не было. Вообще, о первом муже Татьяна Евгеньевна вспоминать не любит, и не говорит о нём ни в передачах, ни в интервью. Сам Шигаев после женился ещё не раз, затем попал в тюрьму, а скончался он от инфаркта.
Вторым супругом Татьяны Евгеньевны стал Никита Михалков, с котором она познакомилась во время показа в Доме кино — режиссёр пришёл на премьеры фильма Ролана Быкова.
— Я была слишком молода, чтобы взять себе за правило: коллегам никогда нельзя до конца раскрывать душу, подробно рассказывать, что происходит в твоей личной жизни. Ведь чтобы обойти конкурентку, некоторые девушки были способны на многое. Нет, шлейки на платьях мне не подрезали, стекло в туфли не сыпали. Но те, с кем я делила гримёрку, за моей спиной, оказывается, доносили на меня, — вспоминала Татьяна Евгеньевна много лет спустя.
Как позже признавался сам режиссёр — это была любовь с первого взгляда. Но они не спешили раскрывать всем подробности своих отношений, но руководство откуда-то прознало об этом.
— Наш директор Виктор Иванович Ягловский вызвал меня и строго объявил: «Таня, тебе не надо появляться с этим Маршаком на людях!»» — вспоминала позже Татьяна Евгеньевна.
Пикантности этой истории добавляло и то, что Михалков был женат на актрисе Анастасии Вертинской и у них уже родился сын Степан. Но чувства к Татьяне сыграли взяли верх. Впрочем, чтобы поостыть, Михалков отправился в армию, но даже оттуда писал любимой красивые письма.
— Я храню и его письма из армии, и другие, полученные от него в течение жизни из разных мест. Они так и лежат, перевязанные ленточкой. Иногда их перечитываю. Там есть потрясающие строки, полные любви, нежности ко мне, к детям, сожалений о том, что не может быть с нами. Эти письма были для меня как поплавок, который помогал держаться. В следующем году мы 50 лет как вместе, кто бы мог подумать. Что помогло нам прожить столько лет? Как разложить на составляющие… Уважение, любовь, понимание, прощение, увлечённость каждого своим делом, а не только дети, — подчеркнула Михалкова.
В 1971 году Никита Сергеевич развёлся с супругой, а затем публично сделал Михалковой предложение в Доме кино — Татьяна не могла отказать. Через несколько месяцев он пригласил невесту на Северный Кавказ, где хотели снимать «Свой среди чужих, чужой среди своих». Для этого Михалков специально написал письмо директору Дома моделей и попросил дать избраннице внеочередной отпуск.
— Роду Михалковых я подарила, в первую очередь, троих детей и шестерых внуков. Но когда я попала в их семью, о корнях тогда не говорили — не было личной жизни. Была общественная, государственная. Хотя Михалковы — одна из образованнейших семей в России. О том, что одним из их предков был художник Суриков, я узнала, только когда его внучка, Наталья Петровна Кончаловская дала мне в роддом свою книгу о нем «Дар бесценный». Весь внутренний уклад дома был лёгким — тон задавала как раз Наталья Петровна (мать Никиты Михалкова, жена поэта Сергея Михалкова). Она была творческим человеком, и в то же время стержнем семьи. Никита до сих пор любит жить на даче — не в Москве, не может там ночевать. Сохранилась традиция благодаря ей проводить застолья, собирать друзей, — говорила Татьяна.
Свадьба случилась в 1973 году, а через год Татьяна впервые стала мамой — она родила дочь Анну. Пока позволяли возможности модель ходила по подиуму, хотя муж не слишком радовался тому, что модель всё время занята делами. В 1975 году у пары родился второй ребёнок — сын Артём — и тут супруг уже настоял на том, чтобы жена оставила карьеру ради семьи.
— Ты должна сидеть дома, — сказал любимой Никита Михалков.
В 1986 году на свет появилась вторая дочь Михалковой — Надежда, которая тоже стала актрисой. Сейчас у Никиты и Татьяны Михалковой трое детей и семь внуков.
— Я хожу к ним в школу на собрания. А с маленькими я — типичная бабушка, мы вместе ходим на каток и катаемся на лыжах. Они все очень разные, и по характеру, и внешне. Старшие внуки учатся в той же школе, где учились наши с Никитой дети (спецшкола с углублённым изучением английского языка в центре Москвы). Дети прекрасно выучили английский и смогли учиться за границей. Но не стали там оставаться — сами вернулись, потому что тут корни, семья, друзья, — описывает быт Татьяна Евгеньевна.
Никита Михалков потребовал от Татьяны завершить карьеру, она согласилась, но решила не сидеть дома просто так. Михалкова начала заниматься переводами детской литературы. Со временем её даже позвали преподавать английский язык в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
А в конце 90-х к Михалковой пришла идея создать благотворительный фонд «Русский силуэт», начав поддерживать русских художников-дизайнеров и производителей модной одежды. За эти годы Татьяна Евгеньева помогла нескольким тысячам человек пробиться на подиум, причём, не только в России, но и в Италии, Франции и других европейских странах.
За большие успехи в 2001 году Татьяна Михалкова получила звание «Почетный член Российской академии художеств» за вклад в развитие отечественного дизайна, а восемь лет спустя ей дали пост члена-корреспондента Российской академии художеств.
Уже более 50 лет Татьяна Евгеньевна живёт с Никитой Сергеевичем. Кроме троих детей они также заботятся об общих внуках — их у пары семь. Михалкова не посмела ослушаться мужа и занималась семьёй, но все-таки успевала работать и заниматься своими проектами.
Сейчас она продолжает развивать благотворительный фонд, помогать молодым дизайнерам, а также поддерживать тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
В 2023 году Татьяна начала заниматься здоровьем мужа, который попал в больницу. Громкие заголовки в СМИ сообщали о тяжёлом состоянии Никиты Сергеевича, перенёсшего коронавирус. Но в итоге все обошлось, мэтр лишь заболел гриппом и, благодаря усилиям врачей и любимой жены, достаточно быстро поправился, вернувшись к работе.
— Да замужем вообще непросто всем женщинам. А уж с Никитой, любимцем публики, тем более. Хотя мне дети и внуки говорят: пришло время молодёжи, и то, что происходит в вашей жизни, уже никому не интересно! А я отвечаю — Никита Сергеевич будет интересен всегда. Он такой мощный, энергичный. Я спокойна, только тогда, когда он в работе, когда снимает фильм. Обожаю его как режиссёра и актёра. И как мужа, — хвалит супруга Михалкова.
А весной 2023 года случилась ещё одна беда — умер Вячеслав Зайцев. Для Татьяны Михалковой это был родной и близкий человек, благодаря которому сложилась её карьера.
— Было много разговоров о том, где его похоронить. Как верный пёс, я готова была все сделать. Многие друзья и родственники хотели похоронить его на Троекуровском кладбище, потому что оно более престижное. Меня просили позвонить в Думу и Собянину, чтобы помочь. Я сначала хотела сделать какой-то шаг, но потом ответ был: «Все решает семья. У него есть сын, внучки — они главные, — сказала Михалкова в эфире программы „Малахов“ на канале „Россия 1“.
По материалам ТАСС, РИА Новости, «Малахов», «Судьба человека», «Караван историй», «Телепрограмма», «7дней», «Лента.ру».