В субботу, 10 февраля, начался пожар в доме на Лиговском проспекте. Парадную заполнил чёрный дым, и спасателям пришлось эвакуировать людей, пятеро пострадали - один мужчина скончался. Как выяснится позже, смертельный пожар произошёл из-за поджигателей покрышек: возгорание началось на лестничной площадке, в результате чего полностью выгорела четырёхкомнатная коммуналка. Это была первая смерть в череде непрекращающихся поджогов в петербургских парадных.
Началась серия поджогов в конце прошлого года. В декабре зафиксировали несколько инцидентов с покрышками, в том числе на Репищева, Будапештской и Дунайском проспекте. Под Новый год полиция задержала первого подозреваемого. Он оказался рецидивистом, который согласился зажечь всего за 25 тыс. рублей, а все инструкции получил в мессенджере.
Во время январских каникул поджигатели немного сместились от границы Петербурга и устроили «фаер-шоу» в Новом Девяткино. Вспыхнуло у металлической двери пожилой женщины. Сыном пенсионерки оказался «сотрудник» крипто-«барона» Петра Лунёва. Мужчина предположил, что в данном случае его выбрали не случайно и поджог связан с его работой. Лунёв был партнёром украинского блогера Анатолия Шария - отсюда и появилась версия о причастности последнего к поджогам. Примерно в тех же числах произошёл ещё один «слишком удачный», чтобы быть случайным, поджог. Неизвестные устроили пожар у входной двери в доме на Фонтанке. Оказалось, что квартира принадлежит радиоведущему Трофиму Татаренкову. Журналист также отметил, что его целенаправленно «шли убивать».
- Вынесло все окна в парадной. Выгорело всё вплоть до проводов, интернета, оборудования — парадная сгорела целиком. (Квартиру, — ред.) спасло только то, что была бронированная дверь. <…> Поджигали именно потому, что свет горит — значит, дома кто-то есть. Похоже, была задача — против людей выступали, а не против имущества, - рассказал тогда Татаренков 78.ru.
10 января был задержан мужчина, который, как сообщили в полиции, был причастен не только к поджогу двери Татаренкова, но и к организации других похожих случаев. Однако уже к концу месяца поджоги продолжились. Правда, исполнителей начали совсем уж «бракованных» набирать: в Шлиссельбурге очередной «умелец» дважды не смог поджечь принесённые покрышки, другого, на улице Славы, подвела воспламеняющаяся жидкость.4 февраля после пожара на Будапештской, начавшегося из-за покрышек, госпитализировали двоих: 79-летнюю женщину, надышавшуюся дымом, и мужчину, у которого также были резаные раны. На Фрунзе три женщины отравились угарным газом из-за пожара, который вспыхнул 6 февраля: возгорание началось мгновенно, как рассказали местные жители. Людей пришлось эвакуировать из окон из-за едкого дыма.
10 февраля, после пожара на Лиговском, появился первый погибший.
Вместе с поджогами продолжаются и задержания, которые не остановились на том первом – ещё в 2023 году. Зато в историю про «25 тыс. за поджог двери наркоторговца» уже верится – пойманные рассказывают похожие истории. Например, задержанная за поджог двери Татаренкова троица парней получила заказ не от кого-нибудь, а от Майка Тайсона. Ну, по крайней мере человек так подписывался в мессенджере, предложив за поджог 1000$.
После пожара на Фрунзе, при котором пострадали трое, полиция вообще была шокирована – матёрыми диверсантами оказались натуральные школьники: задержаны ученики 7-го и 9-го классов, подростки из деревни Вартемяги. «Ребятишек» отправили под стражу до 8 апреля.
Похожий сценарий рассказал и задержанный после поджога покрышек в парадной на Новосмоленской набережной. Явку с повинной написал 18-летний петербуржец, который признался, что 2000$ ему обещала «Инквизиция». Из того, что известно. Почти все случаи объединяет один сценарий: в мессенджере находятся готовые на преступления (из тех, кого ловили – рецидивисты, трудные подростки, мигранты и т.д.), им предлагается энная сумма, высылаются инструкции и адрес. Организаторы остаются в безопасности, пока отлавливают всех их «наёмных работников». При этом каких-то внятных аргументов в пользу того, что часть поджогов выполнялась по конкретным «целям», всё-таки нет. Инцидент с Татаренковым может действительно оказаться случайностью, хоть и маловероятной.
Отсюда, конечно, возникает вопрос - кто стоит за поджогами? Тут версии, конечно, высказываются интересные и, наверное, одна из самых распространённых в сети – блогер Анатолий Шарий. Напомним, его имя впервые всплыло в этой истории после поджога в Новом Девяткино, в январе, когда дверь подожгли матери работника крипто-«барона» Петра Лунёва. По информации 78.ru, «след» сбежавшего в Испанию блогера в деле действительно искала полиция, однако тяжело поверить, учитывая масштабы, что за поджогами стоит Шарий.
Куда больше всё напоминает направленную кампанию с территории ближайших соседей. Как это было с серией ложных минирований, а потом с атакующими военкоматы пенсионерками, ведомыми голосом из телефона. То есть конкретного виновника найти будет очень тяжело, учитывая, что это может быть целый отдел в киевском бизнес-центре. Впрочем, опасения вызывает даже не существование таких «заказов», а наличие десятков исполнителей внутри России. Причём людей, готовых за сравнительно малые суммы, некоторые соглашались за 5000, рискнуть несколькими годами жизни – по инцидентам возбуждают дела по части второй статьи об «Умышленном уничтожении или повреждение имущества», а это до пяти лет лишения свободы. Тут можно вспомнить и про другие подобные атаки - поджоги релейных шкафов, которые также делались по инструкциям из мессенджеров. Один из их поджигателей уже получил приговор - два года в тюрьме и шесть лет в исправительной колонии строгого режима.
Стоит, конечно, отметить, что тактика вербовщиков поменялась - идеи больше нет, осталась только «валюта». Если условная Трепова* хотя бы изначально симпатизировала сбежавшим из России журналистам и их рассказам, то теперь никто не верит в «борьбу за свободу» - уже понятно, что даже для «хорошего русского» она закончится в лучшем случае колонией. Видимо, одинокие пенсионерки тоже кончаются, и теперь «вербовщики» выбирают новых жертв - рецидивистов да школьников, с которыми вовремя не поговорили родители.
*внесена в список террористов и экстремистов