Заниматься дизайном он начал ещё в далёкие 1990-е годы, когда это было абсолютно никому не нужно и неинтересно. Большая часть населения России по полгода жила без зарплаты, на улицах то и дело кого-то убивали, шла война в Чечне — а 20-летний Артемий Лебедев уже получил за свой первый контракт 3000 долларов.
Сегодня Лебедев — самый известный российский дизайнер, который создаёт логотипы и дизайн-коды не только для крупных компаний, но и для целых городов. А ещё он популярный блогер, писатель, предприниматель и многодетный отец, причём последняя ипостась нравится ему больше всего.
Артемий Лебедев родился 13 февраля 1975 года в Москве. Его мать — известная писательница Татьяна Толстая. Несмотря на то, что с отцом Артемия, филологом Андреем Лебедевым, Татьяна не была расписана, мальчик получил папину фамилию.
Вообще, родословная «дизайнера всея Руси» достойна отдельной книги. По линии матери он — правнук писателя Алексея Толстого, того самого, который написал «Золотой ключик, или Приключения Буратино». А его папа, профессор философии и кандидат филологических наук Андрей Лебедев — сын генерал-полковника Валентина Яковлевича Лебедева. Интересно, что в жилах Лебедева течёт не только русская кровь: его бабушка по отцу была гречанкой.
Детство нашего героя не было похоже на детство обычных советских детей. Семья Артемия жила неподалёку от деревни Медведково, где, по его словам, в те времена ещё «ездили мужики на телегах с лошадьми», поэтому мальчик рос скорее деревенским пацаном. Он ни одного дня не был в детском саду, а сразу пошёл в школу. К 15 годам он сменил целых три учебных заведения — № 273, 583 и 57.
К дизайну Тёма начал тянуться ещё в младшей школе — придумывал для своих друзей логотипы из первых букв из имён и фамилий. А в 1989 году его мать Татьяну Толстую пригласили в США — преподавать русскую литературу. Так Артемий вместе с младшими братом и сестрой очутился в городе Балтимор и стал учеником местной престижной школы.
Но увы, жизнь за океаном подростку совсем не понравилась — целый год он страдал, а затем, не выдержав, вернулся в родные пенаты, в Москву. Там он окончил школу и поступил в МГУ, на факультет журналистики. Как признавался позже сам Артемий, такой выбор он сделал лишь из-за низкого проходного балла. Учиться же ему совершенно не хотелось, поэтому его вполне ожидаемо отчислили уже на втором курсе.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Лебедева, если бы не знакомство с легендарным художником Аркадием Троянкером, который занимался оформлением газет и журналов. Троянкер не очень хорошо владел компьютером, а потому часто обращался к Артемию за помощью. Тот помогал ему верстать «Итоги», а параллельно сам учился у мастера азам оформительского искусства и дизайна. К слову, Троянкер позже назвал Лебедева своим лучшим учеником.
Лебедеву ещё не было и 20 лет, когда он основал свою первую студию веб-дизайна. Правда, за громким названием скрывался всего один сотрудник — сам Артемий, а у фирмы даже не было собственного офиса. Однако уже тогда молодой человек высоко оценивал свои услуги: за первый же проект начинающий дизайнер потребовал 3000 долларов.
Очень быстро прибыль Лебедева достигла суммы в 30 000 долларов, и он решил, что пора расширяться. Нанял других сотрудников, арендовал офис. Уже через два года оборот дизайнерской студии Лебедева составлял порядка 100 000 долларов в месяц, а его имя стало известно на всю страну.
В первые годы студия Лебедева основной упор делала на веб-дизайн, то есть занималась разработкой и созданием веб-сайтов. Но вскоре Артемий понял, что накопленного опыта с лихвой хватит и на другие сферы, поэтому начал брать заказы на разработку дизайна практически чего угодно, от микроволновок до смартфонов. Особое внимание Лебедев уделял созданию фирменного стиля для крупных компаний — среди его клиентов уже тогда были такие «монстры», как Альфа-банк, Microsoft и даже Samsung.
С 1998 года «Студия Артемия Лебедева» остаётся главным детищем дизайнера и его основным источником дохода. В числе клиентов студии за почти 30 лет работы побывали Nissan, General Motors, Hewlett Packard, Xerox, Procter&Gamble и даже российский Центробанк. Именно Лебедев сотоварищи стали авторами знаменитого логотипа «Яндекса», который просуществовал целых 13 лет и изменился лишь в 2021 году, да и то совсем незначительно.
В какой-то момент Артемий Лебедев увлёкся идеей уникальных логотипов для российских городов. Дизайнер считал, что логотип города должен быть узнаваемым, но при этом простым и легко повторяемым. Первым таким опытом стал для него логотип города Пермь в виде лаконичной буквы «П» красного цвета. Этот символ был создан в 2009 году в рамках проекта «Пермь — культурная столица»: предполагалось, что красную букву «П» можно будет наносить куда угодно — хоть на мусорных баках, хоть на афишах.
Правда, «креатив» модного столичного дизайнера местные жители не оценили. Пермяки тогда хлёстко прошлись по предложенному Лебедевым логотипу, назвав его «отстоем». В соцсетях даже появился «улучшенный» вариант его проекта — в виде буквы «П», но с дорисованным «хвостиком» от «Ц».
Впрочем, столь неоднозначная оценка творчества Артемия Лебедева только способствовала росту его популярности. За фирменным стилем к нему начали выстраиваться очереди. Всего за несколько лет скандальному дизайнеру удалось приложить руку к созданию логотипов Ярославля, Костромы, Казани, Рязани, Ельца, Калужской области и даже Одессы.
Затем наступила эра метро: Лебедев и его команда получили большой контракт от Московского метрополитена. Его студия разработала не только новый сайт столичной подземки, но и во многом поменяла её внутреннее оформление — от схемы движения поездов до табличек на них и названий станций.
Транспортная сфера вообще стала коньком для Лебедева и его коллег. С невероятной скоростью его студия выполняет заказы на оформление остановок, аэропортов, дорожных знаков, парковой навигации не только в Москве, но и в других городах России.
При этом веб-разработкой студия тоже не прекращает заниматься: сайт от самого Артемия Лебедева в бизнес-среде уже считается чем-то статусным, вроде пальто от Armani или личного самолёта. Именно его студия создала дизайн сайта для таких крупных игроков рынка, как Wildberries, «Билайн», «Столото», KFC, «Газпром». За услугами к дизайнеру регулярно обращаются и некоммерческие организации и даже госструктуры — например, в портфолио Лебедева и его сотрудников можно найти сайты РАНХиГС и Третьяковской галереи.
Помимо собственно дизайна, который Лебедев считает призванием всей своей жизни, он известен как блогер. В своё время огромной популярностью пользовался его блог в ЖЖ, который он вёл под ником tema. Кроме того, Лебедев обожает путешествовать и объездил уже несколько сотен стран мира. Своими впечатлениями от поездок он регулярно делится с подписчиками.
При этом из России Артемий уезжать не собирается, а Америку и вовсе искренне ненавидит.
Я родился в этой стране, я живу в ней. У меня был миллион возможностей уехать в любую другую страну. Я делаю в этой стране то, что никому не нужно, — сначала веб был никому не нужен, потом промышленный дизайн,
— размышляет блогер.
Ещё одно важное направление деятельности Артемия Лебедева — это учебный проект «Ководство», ставший своего рода азбукой для всех, кто интересуется дизайном, типографикой или веб-разработкой. «Ководство» уникально тем, что оно постоянно меняется и актуализируется в соответствии с запросами времени: с 1997 года выпущено уже шесть версий, последнее обновление произошло в 2020 году.
Лебедев входил в жюри конкурса творческих проектов сайта президента РФ, а в 2021 году стал ведущим рубрики «Бесит» на одном из проектов телеканала RT. В рамках рубрики он критически высказывается о явлениях в обществе, которые его раздражают.
Куда-то исчезли люди-герои. Нет людей-брендов. Нет всем известных конструкторов, инженеров, архитекторов, учёных. Когда народу известны по фамилиям только депутаты и порноактёры, в стране — ***,
— возмущается дизайнер.
В 2020 году Лебедева — неожиданно для многих — наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с формулировкой «за заслуги в становлении и развитии российского сегмента интернета».
К слову, в Рунете Артемия Лебедева почему-то нередко называют «Татьянычем» — в честь матери Татьяны Толстой. Вероятно, тем самым хейтеры хотят подчеркнуть, что Лебедев был рождён вне официального брака. Сам дизайнер утверждает, что на это прозвище он не обижается, более того — якобы он сам его и придумал. Тем не менее, всех, кто в комментариях к постам использует эту кличку, он нещадно банит.
Поскольку у меня есть некое правило о том, что я не разрешаю на своих площадках устраивать дискуссии о моей личной жизни. Любые, даже когда обсуждают моих самых дальних родственников, я просто эту дискуссию прекращаю,
— объясняет дизайнер
Интересный факт: Артемий Лебедев и его студия вдохновили писательницу Татьяну Устинову на создание романа «Запасной инстинкт».
Как любая неординарная и творческая личность, Артемий Лебедев то и дело оказывается в центре того или иного скандала. Чаще всего он провоцирует конфликты своими острыми, прямолинейными, а порой и нецензурными высказываниями. Но иногда неоднозначную реакцию вызывают и собственно плоды творческих мук его команды.
Например, однажды на него подал в суд «Аэрофлот». Причиной стал гневный пост дизайнера, которому компания не компенсировала сорвавшийся перелёт. Суд встал на сторону авиаперевозчика и обязал дизайнера удалить из блога карикатуры и негативные отзывы.
Спустя несколько лет Лебедев оскорбил чувства верующих, объявив конкурс на создание предупреждающего знака «Здесь могут быть оскорблены религиозные чувства верующих». Правда, дело ничем так и не закончилось — скандал, возникший на пустом месте, быстро угас. А вот осадок у обеих сторон остался.
Поэтому, когда спустя пару лет Лебедев объявил конкурс «фотожаб» на основе фотографии патриарха Кирилла, на дизайнера обрушилась волна хейта со стороны верующих. Наказания не последовало, но снимок патриарха Лебедев в итоге удалил.
Не раз проходился одиозный дизайнер и по самому священному для россиян — памятникам ВОВ, которые, по его мнению, «один другого безвкуснее». А однажды даже назвал город-герой Брест «городом трусов», подчеркнув, что звание «героя» нужно было присвоить только крепости. Это высказывание переполнило чашу терпения общественников.
«На своей странице Лебедев назвал фронтовиков трусами, а памятник героям, которые погибли, защищая родину, — не иначе как куском бетона», — возмутился один из ветеранов. В результате суд присудил пострадавшим от высказываний дизайнера компенсацию — одному миллион рублей, а другой — 500 тысяч.
Впрочем, в последние годы скандальный дизайнер всё чаще оказывается по другую сторону баррикад. Например, во время протестов в Белоруссии он активно поддерживал Александра Лукашенко, а в 2020 году высказался за поправки к Конституции России. Правда, позже начал оправдываться и призвал вообще не ходить на голосование.
Лебедева также неоднократно обвиняли в кумовстве: якобы крупные и «вкусные» госзаказы он получает благодаря родственным связям. Кроме того, его беспрестанно критикуют за слишком несдержанную форму выражения мыслей: дизайнер не стесняется использовать мат и нередко оскорбляет тех, с кем не согласен. Например, в 2023 году, когда YouTube заблокировал канал Лебедева с 1 млн подписчиков, он открыто обматерил руководство видеохостинга и пожелал им «гореть в аду». После чего переместился на новые платформы — в соцсеть «Вконтакте» и «Дзен», где, конечно, пока не достиг и малой части прежних охватов аудитории.
Во время пандемии коронавируса Артемий Лебедев резко высказывался в адрес антипрививочников. В своих записях он утверждал, что люди, пытающиеся разными способами уклониться от вакцинации, подвергают себя и других людей большой опасности.
Лебедева нередко обвиняют и в плагиате. Так случилось, например, с логотипом Ярославля, который его студия представила в 2012 году и за который получила 400 000 рублей. Жители города остались недовольны — многие посчитали, что Лебедев не стал «париться» и просто «слизал» новый логотип с фирменного стиля американской компании Up&Up. Похожий скандал случился при разработке дизайна для парка Горького: знатоки усмотрели в работе студии Артемия Лебедева необычайную схожесть с эмблемами лондонского зоопарка и штата Нью-Йорк.
Ещё одна черта, которая многих раздражает в Артемии Лебедеве — это его внешний вид, и особенно причёска. Несмотря на то, что дизайнеру скоро стукнет 50, он не боится экспериментировать: в разные периоды он красил свою шевелюру в самые невероятные оттенки, от розового до кислотно-зелёного, но в последнее время предпочитает лазурный. Один из самых популярных вопросов в Сети — почему у Артемия Лебедева синие волосы? А это всего лишь своего рода «фишка» творческого человека, и он имеет на это право, как бы это ни раздражало окружающих.
Личная жизнь Артемия Лебедева не менее загадочна и неоднозначна, чем его творчество. Сам дизайнер скрывает подробности своих браков, но при этом утверждает, что он многодетный отец: у него якобы 10 детей от пяти женщин.
Если верить СМИ, то первой супругой дизайнера стала журналист Марина Литвинович, которая в 2001 году родила ему сына Савву. Получается, что старшему наследнику Лебедева уже 23 года.
Второй женой Лебедева стала дизайнер Алёна Иванова. В браке появилось шестеро детей, но в итоге семья всё равно распалась. Кто стал новой спутницей дизайнера, так и осталось неизвестным, хотя ходят слухи, что он был женат как минимум 4 раза.
Сам автор «Ководства» хранит в строгой тайне всё, что связано с его детьми и жёнами, правда, в 2017 году не выдержал и раскрыл часть интриги. Лебедев намекнул тогда, что снова стал отцом, кроме того, оказалось, что у него есть потомство «на стороне». «У меня теперь четыре девочки и шесть мальчиков в диапазоне от нуля до 22 лет», — признался дизайнер.
Все дети Лебедева, по его словам, живут и учатся в России. Правда, папу они видят нечасто — тот постоянно путешествует по миру и вообще очень занят. При этом Лебедев считает себя хорошим родителем:
Разные люди знают меня как дизайнера, путешественника, курсанта вертолётного клуба, алкоголика, блогера, ремонтника подъездов, дедушку Рунета, коллекционера, покупателя кефира (привет, Амрияздон!). Это всё прекрасные достижения, но есть одно качество, в котором я достиг самых больших высот, — отцовство.
О своих избранницах Артемий не распространяется, но уверяет, что фотомодели его не интересуют.
Без проблем мог бы встречаться с крайне левой либералкой, феминисткой. Я не делю людей на типы «свой/чужой». У меня могла быть радикальная фемка с отрезанной сиськой и на одной ноге, если бы она мне подходила,
— поделился однажды Артемий.
О своих достижениях в жизни Лебедев говорит нечасто. А вот цели ставит перед собой очень амбициозные:
Я хочу, чтобы страна, в которой я родился, вырос и живу, была лучше. И ещё я хочу, чтобы словосочетание «русский дизайн» имело смысл и не ассоциировалось с лаптями.