Петербуржцы массово жалуются на недобросовестных сотрудников автосервисов, разбирающих машины ради «выдуманных поломок», которые влетают «в копеечку».
Так среди обманутых клиентов оказалась Елена Пулева на роскошном Mercedes. Недавно девушка столкнулась с проблемой — на приборной панели загорелась лампочка check engine («ошибка двигателя»). Автоледи не стала рисковать и отправила Mercedes на диагностику в автосервис на Лабораторной улице.
— Мастера осмотрели автомобиль и вынесли практически «смертельный приговор». Нужно было заменить термостат, поддон и рулевую рейку. Последняя поломка обошлась мне в 150 тыс. рублей. Я выехала из сервиса, что-то застучало снизу. Вернулась, мне сказали, что нужно менять какой-то подшипник, — заявила Елена Пулева.
По её словам, информацию о поломках в автосервисе выдавали постепенно, как будто мастера каждую неделю придумывали «новый диагноз». В итоге девушка заплатила за ремонт 500 тыс. рублей, а потом выяснила, что «специалисты» специально сломали рейку. С заключением независимых экспертов клиентка вернулась в автосервис и пригрозила судом. Подействовало — ей вернули 400 тыс. рублей.
— Знакомая схема. Это жадность. Меркантильность. Не знаю, как ещё обозвать. Зачем делать за 500 рублей, если можно получить пять тысяч, причём многократно. Не пытайтесь повторить, трюк исполняют профессионалы, — уточнил специалист по ремонту автомобилей Олег.
За тридцать лет он насмотрелся достаточно. Модели автомобилей меняются, а вместе с ними и технические характеристики. Не меняются только «шулерские ценности» мастеров.
Ещё одна жертва обмана — девушка с автомобильным именем Лада. Она передвигалась по Петербургу на Ford, но несколько месяцев назад начала перегреваться коробка передач. Вместе с мужем они выбрали автосервис на улице Ватутина. Там мастера сказали, что сломалось сцепление.
— Приезжаем за автомобилем, нам выставляют счёт. Мы понимаем, что оплачивать нужно было через банковский перевод. Они нам даже чек не дали. В итоге перевели на указанный счёт 140 тыс. рублей. Прошёл месяц — проблема с перегревом возобновилась. Тогда же начался знакомый нам «перебор возможных неисправностей», — рассказала Лада.
Супруг девушки снова оставил автомобиль в автосервисе. Тогда же специалисты заменили ТСМ-модуль. За ремонт семейная пара отдала ещё 42 тыс. рублей, но проблему мастера так и не решили. Тогда Лада решила отправить машину на экспертизу.
— Половина запчастей в ней оказалась БУ. Другие даже не меняли. Посчитали, что меня развели на деньги, — вспоминает Лада.
Девушка так и не смогла вернуть деньги, которые заплатила за «выдуманные поломки». Теперь она намерена обратиться в суд.
78.ru решил проверить, насколько качественно и добросовестно работают автосервисы в Петербурге. Для этого мы пригласили Юлию Игнатову. Она мастерски сыграла роль наивной девушки, которая ничего не понимает в машинах. На самом же деле Юлия пять лет работала в автосалонах и может сама починить практически любую поломку. Главным в нашем эксперименте стал красный Citroen Picasso.
Автомобиль показали мастерам трёх автосервисов. В первом посчитали, что посторонний шум в машине появился из-за неисправного подшипника. Во втором мастера посчитали, что сломан глушитель. А вот в третьем — уже на камеру — нашли несколько «маленьких» и одну существенную поломку.
— Из критичного — только гофра глушителей, которая является расходным материалом. Время пришло. Это не неисправность, но то без чего автомобиль в принципе выпустить не можем, — пояснил председатель городского автоклуба Денис Шубин.
Для чистоты эксперимента гофру глушителя и трос стояночного тормоза мы менять не стали. Решили показать автомобиль другим специалистам. Для этого отправились в автосервис на Бухарестской улице. Мастера взяли ключи, загнали машину в бокс и провели диагностику. На это у них ушло целых четыре часа. В помещении образовался консилиум, за которым было очень интересно наблюдать. Когда всё закончилось, хозяйке красного Citroen Picasso сказали, что нужно менять амортизатор, но наш эксперт посчитал, что это необязательно.
— Чашка имеет коррозию, но не такую, чтобы она обломилась под весом автомобиля. Причин для замены я не вижу. Она не прогнила насквозь, — уточнил мастер по ремонту автомобилей Сергей Дыдин.
Позже мастера продолжили «ставить диагнозы». Юлии сказали, что требуется замена масла и масляного фильтра. Вот только попросили за это 20 тыс. рублей. Девушка решила поискать такое же нидерландское масло и нашла в четыре раза дешевле. Вернувшись в автосервис, она призналась, что проводила «контрольную закупку». Мастер тут же начал оправдываться.
— С маслом — это моя ошибка. Я вот сейчас собирался переделывать то, что программа насчитала. Не обратил внимания, а вы заметили. Я собирался вам звонить, собственно говоря, — развёл руками сотрудник автосервиса Денис Бойцов.
Последняя диагностика показала, что ремонт красного Citroen Picasso обойдётся в тысячу с лишним: нужно заменить только лампочки. Хозяйка машины сначала обрадовалась, но потом мастера её быстро «вернули с небес на землю», выставив чек на 65 тыс. рублей. Так Юлия окончательно убедилась в том, что автосервисы в Петербурге — это лотерея.
— Сейчас значительно подорожала стоимость работ по ремонту автомобиля. Выросли цены на запчасти, доставку. Рынок поднялся на 20-30%. Люди всё чаще стремятся сэкономить, — пояснил руководитель Общественной организации автомобилистов «СПб Авто» Святослав Данилов.
По его мнению, в автосервисах есть всё для проведения качественной диагностики. Вот только некоторые водители не хотят обращаться в крупные автосервисы, предпочитая им небольшие мастерские — так называемые гаражные сервисы. С одной стороны, они не торгуют запчастями; с другой — нет задачи продать как можно больше деталей.
О том, что проблема с автосервисами действительно существует, говорит количество обращений петербуржцев в Законодательное собрание.
— Нужно препятствовать [сносу таких маленьких мастерских — прим. ред.] — и это работа нашей комиссии по транспорту. Машины стареют — не все любят китайский автопром. Нужно ещё больше автосервисов в такой среде, а у нас их становится меньше, — заявил депутат Законодательного собрания Алексей Цивилёв.
По данным агентства Автостат, в 2023 году рынок поддержанных автомобилей вырос на 17% по сравнению с предыдущим годом. Оснований для изменения этой тенденции пока не наблюдается.