С начала 2023 года медики выявили в России 77 000 случаев заболевания раком молочной железы. Из них 76 000 случаев у женщин, 1000 случаев – у мужчин. Большинство случаев были обнаружены на ранних стадиях. Женщины болеют, в основном, в возрасте от 55 до 74 лет. Средний возраст заболевания раком груди – 61 год.
Александр Комяхов, кандидат медицинских наук, врач онколог-маммолог НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России рассказал журналистам «78», что в наши дни, безусловно, наблюдается позитивная тенденция в ранней диагностике этой болезни и её успешном лечении:
– В целом, сейчас тенденция гораздо лучше, чем было когда-либо раньше в истории. Раньше диагностировать рак молочной железы на ранней стадии было находкой. Сейчас современные методы скрининга позволяют выявить его на ранних стадиях, что мы и видим по статистике в стране и в мире целом.
Очень большую роль в этом достижении играют новые методы скрининга, а также популяризация внимания к своему телу и здоровью. Чем чаще женщины обращают внимания на новообразования в своей груди, чем чаще обращаются за диагностикой и ходят на профилактические обследования, тем выше вероятность раннего выявления болезни.
Тем не менее, не стоит пугаться любого изменения и тут же диагностировать себе рак самостоятельно.
– Самоконтроль и самоосмотр очень важны. Но клинические исследования говорят о том, что люди не в состоянии сами выявить ранние формы рака молочной железы, – отметил онколог. – Поэтому у нас существует определённый календарь обследований, и его необходимо соблюдать и проходить не только в тех случаях, когда что-то беспокоит, но и обязательно обращаться профилактически.
Как часто следует проходить скрининг?
Схема проста:
– В случае, если у женщины нет никого среди родственников с раком молочной железы или яичников, то после 45 лет нужно хотя бы 1 раз в 3 года выполнять маммографию и 1 раз в год УЗИ с обращением к врачу-маммологу.
Если в семье уже были случаи заболевания раком груди, особенно в каждом поколении, вероятность развития этой болезни у женщины возрастает. А потому и относиться к своему здоровью следует внимательней, отмечает Александр Комяхов:
– В этом случае уже после 25 лет необходимо делать УЗИ и обращаться к специалисту-маммологу. При необходимости маммолог сам назначит выполнение магнитно-резонансной терапии с контрастированием, что является более чувствительным и специфическим методом для данного заболевания.
Онколог рассказал об основных современных способах обнаружить рак груди:
Соноэластография – это дополнительный датчик, который позволяет определить жёсткость и плотность тканей молочной железы относительно друг друга.
– Но каждое обследование – для определённой категории пациенток, – подчеркнул Александр Комяхов. – Потому что маммография не может видеть узловые образования, либо их сложно обнаружить у более молодых пациенток. Это связано с тем, что плотность железы более высокая, и на маммографическом снимке всё будет достаточно рентгенконтрастно, то есть засвечено. Специалисту будет трудно определить, какие участки вновь появившиеся, какие у пациентки в норме.
Самые распространённые первые симптомы рака молочной железы:
Онколог также подчеркнул, что следует обращать внимание на любые изменения на коже. Это может быть важным «звоночком» обратиться к специалисту.
Но не всегда образование в груди, даже если его нашли на маммографии, является раковой опухолью. Обнаружив такое образование, специалист назначает дообследование, которое и покажет истину. Врач отметил:
– Помимо злокачественных образований, бывают доброкачественные: в виде локализованных фибродематозов, фиброаденоматоз, фиброаденом – доброкачественных образований. В перечень дополнительных обследований, как правило, входит УЗИ молочных желёз и цитология либо трепанобиопсия с микроскопическим анализом данного узлового образования. И уже на основании патоморфологического заключения мы можем судить о его природе.
Всего можно назвать 5 методов лечения рака груди:
Схема лечения, разумеется, каждой женщине назначается индивидуально.
– Первоначально она зависит от клинической ситуации, – рассказал Александр Комяхов. – Если у пациентки обнаружен рак молочной железы, выясняется, какова стадия и каков биологический подтип заболевания. В зависимости от этого консилиум врачей, состоящий из хирурга, лучевого терапевта и химиотерапевта, решает, по какому пути сначала пойти.
Основной этап лечения – операция. Опухоль необходимо удалить из тела. Но не всегда это можно сделать сразу – например, в силу большого размера опухоли. В таких случаях пациентка сначала проходит предоперационную гормональную терапию либо химиотерапию. Это позволяет уменьшить опухоль и привести её в операбельное состояние. Во многом необходимость такого лечения зависит от биологического подтипа опухоли.
Лучевая терапия тоже показана не всем. После предоперационной терапии, в зависимости от результатов анализов, врачи решают, необходима ли она. А также нужна ли будет в будущем постоперационная химиотерапия либо гормонотерапия.
– К счастью, не всем пациентам с раком молочной железы необходимо прохождение химиотерапии, – отметил онколог.
А вот иммунотерапия проводится только в том случае, если у пациентки поздняя стадия рака, есть метастазы и поражены другие органы и системы организма, а прочие методы лечения себя уже исчерпали.
В прошлом, в 1970-80 годы, при обнаружении рака молочной железы у пациентки практически не было вариантов – чаще всего грудь, в которой нашли опухоль, удаляли полностью. В наши дни от такой калечащей операции давно отошли, и чаще всего грудь сохраняют.
А если даже молочную железу полностью удаляют, её всегда есть возможность восстановить – либо с помощью собственных тканей, либо с помощью импланта.
От чего зависит необходимость удалить молочную железу полностью? Определяющий фактор – клиническая ситуация, отметил Александр Комяхов:
– Иногда это зависит от расположения опухолевого узла. Помимо одного, может быть множество опухолевых узлов, которые просто не позволяют сохранить ткань молочной железы в нужном объёме, чтобы это эстетически выглядело красиво.
Хоть удаление молочной железы сейчас проводится далеко не в каждом случае, даже в этой ситуации пациентке можно восстановить грудь. Причём дополнительных операций для этого не требуется. Подробнее о восстановлении молочной железы рассказала «78» Елена Бит-Сава, заведующая отделением опухолей молочной железы онкологического центра имени Н.П. Напалкова, доктор медицинских наук, профессор.
– Это доступно и выполняется практически во всех специализированных онкологических центрах, тем более у нас. Восстановление проводится одномоментно или немедленно, когда удаляется молочная железа. Эта методика и называется одномоментная реконструкция, она проводится в одну операцию с онкологической операцией.
Молочная железа может удаляться с кожей или без кожи, с удалением сосково-ареального комплекса либо без такового. Восполнение объёма молочной железы делается либо собственным трансплантатом – это может быть кожно-мышечный либо жировой лоскут, либо это имплантаты. Второй метод реконструкции технически более простой.
Что же такое «собственный трансплантат»? Откуда берутся эти ткани?
– Если мы восполняем молочную железу собственными тканями полностью, то это будет кожно-жировой лоскут, жировой или мышечный лоскут, допустим, из передней брюшной стенки. То есть молочная железа будет восстановлена с помощью тканей передней брюшной стенки женщины, – объяснила Елена Бит-Сава.
Елена Бит-Сава отметила, что операцию по восстановлению груди после удаления опухоли можно выполнить по квоте. Но такая операция нужна далеко не всем пациенткам – напротив, подавляющее большинство прекрасно обходится без таких сложных реконструкций.
– Если мы обратимся к международным цифрам, то реконструктивно-восстановительная терапия рака молочной железы показана 10, максимум 15% пациентов. Это пациенты, которым никак нельзя сохранить молочную железу.
Доминирующим методом хирургии рака молочной железы является органосохраняющая операция. В этом случае мы максимум восполняем небольшой дефект за счёт собственных тканей. Это лоскуты со своей же молочной железы либо с боковых или передних поверхностей грудной клетки.
Часто операция по удалению опухоли из груди и вовсе не требует никаких восстановительных процедур по переносу кожи и тканей.
– Мы должны минимизировать дефект на молочной железе при выполнении операции. Удалить и полностью восстановить, выполнять трудоёмкую операцию нужно только тогда, когда ты ничего более не можешь предложить пациентке.
В тех редких случаях, когда производится удаление молочной железы, иногда не избежать осложнений. К примеру, когда молочная железа удаляется с сохранением кожного чехла, в который позже будет помещаться имплантат, часто развивается лимфорея – истечение наружу лимфы.
– И наши пациентки длительное время ходят с дренажами, куда стекает лимфа – рассказала Елена Бит-Сава. – Это самый непростой период, и иногда может возникать инфицирование за счёт различных причин на фоне этой длительной и стойкой лимфореи.
Среди других рисков возможны:
Некоторые осложнения могут приводить к удалению импланта.
– Кроме того, могут быть риски, связанные непосредственно с антропометрическими данными. Это могут быть более полные женщины, с более высоким индексом массы тела, либо, наоборот, девушки очень худенькие, у которых кожно-жировой лоскут достаточно тонкий.
Также негативным фактором является курение. Но, повторим, такие осложнения, как и собственно удаление молочной железы – большая редкость в наши дни. Чаще всего рак груди, особенно на ранних стадиях, лечится без таких серьёзных последствий.
Обычно выделяется 4 стадии рака молочной железы:
Но, как отметил Александр Комяхов, эта всем известная классификация в наши дни не является определяющей, когда речь идёт о тяжести болезни:
– Сейчас более правильно говорить о биологических подтипах распространения данного заболевания. Классификацией по стадиям мы, конечно, пользуемся. Но именно биологический подтип лежит в основе будущего лечения пациентки. Поэтому, если более благоприятный подтип выявлен даже на поздних стадиях, прогностически это лучше, чем на более ранних стадиях выявить более агрессивный биологический подтип.
Вокруг многих грозных заболеваний возникают различные мифы, пугающие людей, но никак не соответствующие реальности. Иногда они просто смешные, а иногда становятся опасными. Что среди этих мифов правда, а что нет, мы разбирались с Александром Комяховым.
– Это никак научно не доказано. Но физиологически это, действительно, вредно. Носить бельё с косточками нужно в определённые этапы жизни, когда это необходимо. Постоянное их ношение, действительно, вредит вашему здоровью.
– Нет. Просто при выполнении пластических операций на молочной железе необходимо первоначально обследоваться у специалиста онколога-маммолога, который даст допуск и одобрение. А потом уже планировать и выполнять данную операцию, если она необходима.
– Это, действительно, косвенно сопоставить можно. Потому что повышенный эстрогеновый фон сопровождается излишней массой тела. Это происходит как у женщин, так и у мужчин. Но не все формы рака молочной железы чувствительны к эстрогену и прогестерону.
Есть биологические подтипы, которые абсолютно нечувствительны и являются так называемыми трижды негативными. Они эволюционируют и растут исходя из той мутации, которая у них имеется. Они, к сожалению, никак не поддаются гормонотерапии и на них никак не влияет повышенный статус гормона эстрогена и прогестерона.
Подведём итог: если у вас обнаружили рак молочной железы, это совсем не приговор. Данный вид рака хорошо поддаётся лечению, особенно на начальных этапах. К тому же, сохранить грудь после операции получается в подавляющем большинстве случаев.
– Наши пациенты в большинстве случаев на ранних стадиях переживают 10-летний порог, – отметил Александр Комяхов. – В будущем просто наблюдаются и, в принципе, забывают, что у них это заболевание вообще было.
Прекрасный шанс есть даже у пациенток, у которых рак этого типа был выявлен на 4 стадии, отметил Виталий Скворцов, кандидат медицинских наук, заведующий отделением № 2 опухолей молочной железы Городского клинического онкодиспансера:
– На сегодняшний день лечение очень продвинулось вперёд. Появилось множество препаратов, при которых пациентки могут жить комфортно, долго находиться в ремиссии, выполнять свои повседневные дела, ходить на работу, и окружающие могут даже не замечать, что они лечатся от 4 стадии рака молочной железы.
Вероятность рецидива, рассказал Скворцов, зависит от биологического подтипа рака и стадии заболевания.
– Существуют модели прогнозирования. По ним мы можем утверждать, повторится заболевание или нет. Но на сегодня у нас большие успехи в лечении рака молочной железы, и мы делаем всё, чтобы опухоли снова не было.