На пересечении Английского проспекта и улицы Декабристов сто лет назад красовалось удивительное, почти волшебное здание – доходный дом П. И. Кольцова. В народе его прозвали «дом-сказка». И на то имелись веские причины: стены были выложены мозаикой, многочисленные маленькие окошки, балконы и обширные окна мансард пестрели разнообразием причудливых форм, а угол здания украшала поистине сказочная остроконечная башня.
Дом этот можно назвать без оговорок произведением искусства: на одной из стен красовалось огромное панно из майолики, эскизы к которому рисовал сам Врубель. На углу дома также была изображена птица Феникс.
Именно в этом доме до революции жила великая балерина Анна Павлова. В своей квартире она обустроила репетиционный зал, который согревала красивая кафельная печь с веночками и нимфами, а на стене красовался огромный портрет самой Павловой. Здесь балетмейстер Фокин поставил для Павловой танец «Умирающего лебедя».
После революции в здании находилась балетная школа А. Ф. Кларка. Но судьба балетмейстера, как и всей его семьи, оказалась печальной: все они во время блокады Ленинграда умерли от голода.
Тогда же, во время Великой Отечественной войны, случилась трагедия и с самим домом-сказкой. В 1942 году среди зимы в нём разразился пожар. Потушить его пытались несколько дней, но так и не смогли: роскошный фасад обвалился. Позже остатки здания снесли и построили на этом месте обычный жилой дом.
Это сооружение в стиле барокко построил в первой половине XVIII века сам Франческо-Бартоломео Растрелли. Задача у акведука была простая, но крайне важная – снабжать фонтаны Летнего сада водой. Одновременно акведук служил пешеходным мостом через речки Мойка и Фонтанка.
Впрочем, на самом деле судьба у акведука не так проста. Его историю можно начать ещё со времён Петра I – император мечтал о фонтанах в Летнем саду. В саду построили 50 фонтанов, но напор воды в них был слишком слабый. И тогда стали создаваться самые разные проекты по обеспечению этих прекрасных сооружений водой.
Первый, ничем не примечательный акведук мешал проходу судов, и в 1727 году его разобрали. В 1740-х годах старые сооружения перестроил архитектор Растрелли. Из простых водовзводных башен он сделал изящные павильоны в стиле барокко, а сам двухпролётный акведук, по воспоминаниям современников, был богато украшен лепниной. Нижние линии его арок были резными, а по перилам моста располагались скульптуры.
Но в 1777 году случилось наводнение, которое разрушило всю систему фонтанов Летнего сада. Фонтаны решили не восстанавливать, и необходимость в акведуке пропала. В 1781 году его разобрали. Сейчас на этом месте располагается другой памятник архитектуры – Пантелеймоновский мост.
Построенный в последней четверти XVIII века, петербургский Большой театр не имел никакого отношения к современному БДТ им. Товстоногова. На тот момент это было самое крупное в России здание театра и одно из самых крупных во всей Европе XVIII – первой половины XIX века. Даже в Париже к началу XIX века таких больших театров ещё не было. Располагался Большой театр на Театральной площади – там, где сейчас находится Консерватория им. Римского-Корсакова.
Величественное здание было довольно лаконичным. Фасад украшали пилястры, а над входом расположилась скульптура древнеримской богини Минервы с копьём и щитом. На щите была начертана надпись на латыни: Vigilando quiesco («покоясь, продолжаю бдение»). Металлическое копьё исполняло вполне утилитарные функции – оно служило громоотводом. Здание имело 16 выходов, 8 крылец и вмещало около 2 тысяч зрителей.
Театр был открыт в 1784 году, а его первым архитектором стал Людвиг Тишбейн. Однако проект Тишбейна не был первым: ранее над театром трудился сам Антонио Ринальди. Но случился несчастный случай: Ринальди упал с лесов во время строительства театра и не смог продолжать работу. А новый архитектор решил воплотить собственный совершенно новый проект.
Здесь ставили балеты, оперу и драму… Но вскоре места для всех желающих стало мало, и Александр I решил расширить театр. Этим занялся архитектор Тома де Томон. С задачей зодчий успешно справился, но всего через 9 лет, в 1811 году театр сгорел. И тут произошла мистическая случайность: обследуя развалины, Тома де Томон, как и Ринальди, упал с лесов и умер от травм.
Позже здание отстроили заново и переоборудовали. Новая постройка успешно выполняла свои функции до создания Мариинского театра. После появление последнего здание передали под консерваторию. Для нужд музыкантов его частично разобрали и перестроили.
На Большой Морской улице, 58 в наши дни располагается крайне странное по архитектуре и всему своему виду здание. Высокая лаконичная башня в стиле конструктивизма кажется странным тупиком посреди набережной. К остальному корпусу идут четыре яруса балконов. Всё сооружение выглядит весьма нелепо, и непонятно, для чего понадобилось такое строить.
В советские времена этот монстр служил Дворцом культуры работников связи. Но секрет его неприглядного и очень странного вида прост: это советская перестройка из когда-то изящного здания немецкой реформатской церкви.
Церковь в псевдоготическом стиле была построена в 1862-1865 годах и через несколько лет восстановлена после пожара в ещё более прекрасном виде. Башня здания изначально была очень изящна: её вершина тянулась к небу острой пирамидой, под ней располагалась многогранная звонница, ниже геометрические формы сменяли одна другую. Стрельчатые окна, ажурные украшения, витражи – кирпичная церковь была истинной доминантой набережной.
В 1929 году храм закрыли, здание же стало функционировать как общежитие. Ещё через несколько лет его перестроили в стиле конструктивизма, превратив в несуразное, ни на что не похожее чудовище.
История этого огромного здания в Петроградском районе поистине удивительна и печальна. Отель строили около 30 лет – чтобы, в конце концов, снести подчистую на этапе 90% готовности.
Дерзкий масштабный проект исполинской гостиницы стартовал ещё в советские времена, в 1988 году. Подрядчиком выступила компания из Югославии. По планам, гостиница «Петроградская», как называлась она изначально, должна была открыть свои двери для многочисленных постояльцев уже через два года.
Пятизвёздочный отель в стиле модернизм проектировался с размахом: 7 этажей, 247 номеров, подземный паркинг, бассейн, конференц-залы, бары, рестораны… Для конца 1980-х это было не самое распространённое явление. Архитекторы много спорили с чиновниками, в какой-то момент отель переименовали в «Северную корону».
Но в 1991 году перестал существовать Советский Союз, заказчик – Госкоминтурист – исчез, а вместе с тем растворился и югославский инвестор. После этого недостроенная гостиница много раз перепродавалась, в неё вкладывались всё новые и новые средства. На 2017 год инвестиции в неё превысили 100 млн долларов, а её стоимость оценивалась в 2 млрд рублей.
В конце концов, очередной владелец принял решение о сносе здания. В 2019 году началось разрушение огромной, почти достроенной гостиницы на берегу реки Карповки. Тогда же на территории отеля во время демонтажа работ погиб рабочий. А в 90е годы здесь в общей сложности произошло 40 несчастных случаев, из которых 15 – с летальным исходом.
Из-за всех этих несчастных случаев и своей неудачливой судьбы гостиница «Северная корона» получила в городских легендах репутацию «нехорошего места».