Летом 2023 года Жилищный комитет отчитался о том, что все внутриквартальные территории Петербурга переведены на новую систему уборки. Однако её результаты, мягко говоря, можно признать неоднозначными. По мнению экспертов, новая реформа не только не наладила проблему уборки снега, а, наоборот, может усугубить имеющиеся.
Основная задача изменений — убрать из схемы лишние звенья, то есть подрядчиков. В этом и заключается «выпрямление» финансирования: в новой схеме денежный поток идёт не зигзагом, проходя через много рук, а сразу на нужные цели. Для этого государственные унитарные предприятия превратили в бюджетные. Как написано на официальном сайте администрации Петербурга: «Город берёт на себя формирование штатов организаций, которые будут заниматься уборкой».
Власти не раз сетовали на то, что подрядчики халатно относятся к своим обязанностям, а штрафы за неубранные территории просто включают в графу «издержки».
Кроме того, проведение конкурсов постоянно сопровождалось разного рода скандалами, часто можно было прочитать обвинения в картельном сговоре. Губернатор Петербурга Александр Беглов крайне резко высказывался о сложившейся ситуации.
— Проблема в том, что мы начали срывать маски с полукриминальных структур, которые десятилетиями присасывались к бюджету города, — заявил градоначальник.
Реформа должна была одним махом освободить город от бремени частных «кормёжек».
Переход на «новые рельсы», по логике авторов реформы, упрощает и контроль конечного результата. К примеру, в официальном телеграмм-канале Смольного есть информация о том что, по поручению вице-губернатора Петербурга Евгения Разумишкина, ГАТИ создала государственной информационной системе «Объекты городской среды» задачу на очистку проездов во дворах. Кроме этого, из-за перепада температуры воздуха территории районов требовалось обработать средствами против льда, чтобы предотвратить появление скользкости на тротуарах и проездах. О выполнении этих задач в системе отчитались все 18 районов города.
Инспекторы ГАТИ выборочно проверили более 400 из 1923 отчётов, размещённых в системе. Обращали внимание не только на отсутствие снега на проездах, но и на очистку крышек люков от наледи, чтобы при наступлении оттепели талые воды могли без препятствий стекать в ливневую канализацию. Также проконтролировали и задачу по обработке территорий противогололёдными средствами, в том числе, и во время личного мониторинга.
Смотрится такая отчётность очень солидно, и даже создаётся впечатление, что снежная проблема решена, однако эксперты считают, что всё не все так гладко. А скорее даже скользко. Исполнительный директор Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Татьяна Гоцуленко рассказала о том, что после реформы проблема уборки не решилась.
— Если смотреть на реалии, то видно, что дворы убираются не сказать чтобы намного лучше. Несмотря на то, что закуплено большое количество техники, штаты дворников и механизаторов страдают от кадрового голода, — заявила эксперт.
Мнение Гоцуленко подтверждают слова вице-губернатора Разумишкина, который в эфире телеканала 78 жаловался на нехватку людей. Статистика несчастных случаев, связанных с наледью, также говорит о том, что во дворах «не всё чисто».
Одним из главных аргументов в пользу новой системы приводилось мнение о том, что в Москве отлично работает централизованная система уборки. Столица давно стала примером того, как в России надо справляться с зимой. Однако эксперты считают, что сравнивать два мегаполиса некорректно.
Председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин отметил, что бюджеты Петербурга и Москвы отличаются разительно.
— При таком количестве денег московские власти могут спокойно убирать город при любой форме управления процессом. Им просто на всё хватает: как на саму уборку, так и на, так сказать, сопутствующие траты, — заявил эксперт.
При этом в Петербурге критично важно целевое расходование средств — грубо говоря, нужно считать каждую копейку.
Когда государство становится монополистом при жёстко ограниченных ресурсах, это может привести к негативным последствиям в долгосрочной перспективе.
— Монополия, если смотреть с точки зрения экономики, это всегда дорого. Потому что монополисту просто нет задачи удешевлять процессы. Это подрядчика механизмы рынка вынуждают найти способы оптимизации затрат, — заявил специалист.
По сути, реформа должна превратить ГУ ЖА в полноценную компанию, специализирующуюся на уборке снега. Однако с кем и зачем такой организации конкурировать в условиях монополии? Каким образом заставить ГУ ЖА развиваться и улучшать качество обслуживания? Разве что возродить культуру соцсоревнований.
Пока все-таки рано говорить о том, что реформа провалена, первую зиму можно списать на «притирку». Однако в случае, если и 2025 год снова начнется со «сложной для коммунальщиков зимы», то придётся искать новый способ решения проблемы.
Евгений Пургин считает, что надо идти не в сторону отказа от рыночных механизмов, а наоборот, пытаться отладить их работу.
— Система конкурсов и подрядчиков сама по себе вполне рабочая. Нужно сделать так, чтобы она работала. Например, можно проводить больше мелких конкурсов на уровне муниципалитетов, — заявил эксперт.
По сути, идея Пургина состоит в том, чтобы дать больше власти людям на местах. Когда не один большой подрядчик берёт огромную часть города и где-то убирается, а где-то нет, а множество более мелких организаций берут себе по клочку земли и борются за чистоту каждой пяди.
Такая система может работать в условиях, если центральный аппарат будет чутко реагировать на запросы с мест. Но пока это всего лишь гипотеза.