Вас обманули: россияне не спиваются, хоть и покупают в магазинах больше алкоголя

Как правильно считать алкоголиков
Правда ли, что «из-за СВО россияне массово спиваются»? Подобные заголовки в последнее время расползлись по СМИ и блогосфере. Поводом стали данные из сборника Росстата «Здравоохранение 2023». Из них следует, что в 2022 году в России было поставлено больше диагнозов «алкогольная зависимость», чем годом ранее.
78.ru внимательно изучил этот и другие статистические отчёты и убедился, что случайные цифры были выдернуты из контекста ради хайпа, а в реальности в прошлом и позапрошлом году пить россияне стали меньше.
Как следует из данных Росстата, в 2010 году 153,9 тыс. человек впервые получили диагнозы «алкоголизм» и «алкогольные психозы». В 2015 году таких было уже 103,6 тыс., а в 2020-м — 54,9 тыс. В 2021-м количество вновь выявленных алкоголиков продолжило снижаться (53,3 тыс.), а в 2022-м их количество опять выросло до 54,2 тыс. Колебания весом в 900 человек стали поводом для многих десятков комментариев обеспокоенных экспертов.
Чаще всего они ищут причины увеличения числа новых алкоголиков в пандемии, росте геополитической напряжённости и социальных неурядицах. В то же время директор Национального научного центра наркологии Татьяна Клименко заявила, что речь идёт о незначительных колебаниях. Так кто же прав?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы достали всю статистику Росстата по предложенному показателю за 2005—2022 годы. Оказалось, что к 2018 году планка уже опускалась до 52,8 тыс., и это самая нижняя точка за последние 20 лет, а на следующий год, то есть ещё до начала пандемии и массовых карантинов, в стране поставили 70,9 тыс. новых диагнозов. То есть, речь шла о росте почти на 20 тыс., а не на 900 человек. Но никто не придал этому значения, так как для этого не было подходящего повода.

Более того, вопреки многочисленным публикациям, именно в период пандемии количество новых алкоголиков снова радикально снижается, а в течение трёх лет с 2020 по 2022 год речь на фоне предыдущих цифр действительно идёт о незначительных колебаниях в пределах 2%.
Тот же отчёт «Здравоохранение 2023» содержит и другой показатель — «численность пациентов, состоящих под наблюдением у психиатра-нарколога с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы». И здесь мы видим, что общее количество пациентов-алкоголиков в 2022 году снизилось в сравнении с предыдущим годом на 26,3 тыс. Конечно, речь опять идёт о колебаниях в пределах 2-3%, но уже в другом направлении.
В сравнении с 2010-м годом можно говорить о двукратном снижении. Общее число пациентов-алкоголиков уменьшилось с 2 млн до 1. При этом тренд на снижение продержался и в течение всего пандемийного периода.

Понятное дело, заголовки о снижении количества официальных алкоголиков на фоне СВО и пандемии вызвали бы куда меньше ажиотажа, чем игра на панических опасениях. Этим объясняется, почему из двух показателей гонцами за хайпом был выбран именно первый.
Ещё один важный индикатор, связанный с алкогольной проблемой, касается количества умерших в связи со случайным отравлением спиртными напитками. И опять мы наблюдаем в 2022 году снижение — с 6,36 человек на 100 тыс. населения до 5,82. Более того, с 2005-го года этот печальный показатель уменьшился в пять раз. Любопытно, что это сопровождалось таким же резким падением числа убийств и самоубийств.

Согласно многим исследованиям, злоупотребление алкоголем приводит к значительному повышению риска суицида. А из данных МВД известно, что две третьих убийств в России совершалось в состоянии алкогольного опьянения.
Почему россияне покупают больше спиртного
Одновременно все последние годы в России растут продажи алкоголя, в том числе крепкого. И это ещё один постоянно муссируемый в СМИ источник для беспокойства и громких заголовков. На первый взгляд кажется, что здесь всё очевидно. Не для растираний же россияне покупают водку. Раз стали покупать чаще, значит стали пить больше? Сейчас мы докажем, что это некорректный вывод.
Удивительно, но, согласно данным Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынком, продажи алкоголя в тысячах декалитрах устойчиво увеличивались все последние годы. Они начали расти до пандемии, продолжили расти в период массовых карантинов и сохранили рост на фоне СВО.
К настоящему моменту доступна статистика за январь—ноябрь 2023 года. Показатель продаж алкогольной продукции без учёта пива и сидра опять вырос в сравнении с 11 месяцами предыдущего года с 193 322 до 201 232 тыс. декалитров. А за шесть лет прирост и вовсе составил 20%.

Но как это вяжется со всей остальной статистикой? Россияне стали на 20% больше пить, но при этом реже спиваются и травятся? Такое положение дел было бы реальным при существенном изменении структуры употребления алкоголя. Например, массовом отказе от водки в пользу более мягких напитков.
Если опираться только на данные продаж в магазинах, то в 2023 году россияне действительно приобрели меньше водки, но колебания весьма незначительные — 68 253 против 68 845 тыс. декалитров.
На самом деле ларчик открывается проще. Все последние годы на российском рынке устойчиво снижалась доля контрафактного алкоголя. Согласно расчётам ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, ещё в 2019 году на контрафакт приходилось около трети (33%) всего выпитого россиянами алкоголя, а в 2022 году этот уровень сократился до четверти (25,3%).
То есть, россияне стали покупать больше легального спиртного. При этом, если верить расчётам Минздрава, то пить в стране в последние годы стали меньше, и положительная динамика сохранилась и в 2022, и, согласно самой свежей статистике, в 2023 году.

Всего 15 лет назад россияне употребляли 18 литров чистого спирта в год на брата. В 2019-м году показатель составил 9,06 литров, к 2022-му году сократился до 8,62 литров, а по итогам недавно завершившегося 2023-го и вовсе составил 8,44 литра. К 2030-му году в Минздраве рассчитывают прийти к показателю 7,8 литров, и пока это не выглядит нереалистичным.
Самый последний доступный сводный рейтинг ВОЗ по количеству потребляемого алкоголя в литрах чистого спирта на одного «взрослого» человека старше 15 лет датируется 2019 годом. И в нём Россия не входит даже в первую двадцатку.

Хотя ещё сравнительно недавно страна регулярно попадала в топы предыдущих версий рейтинга. В 2010-м году она была на седьмом месте, а в 2005-м и 2000-м находилась в первой пятёрке. С 2019 по 2023 год, по данным Минздрава, показатель уменьшился ещё на 7%, так что в следующем рейтинге ВОЗ Россия вероятнее всего продолжит опускаться вниз, что не может не радовать.
Особенности регионального алкоголизма
Отметим, что положение дел в Петербурге обстоит даже лучше, чем в целом по России. Вопреки знаменитому хиту группы «Ленинград» в 2023 году средний петербуржец выпил всего 5,96 литров чистого спирта. Для сравнения, средний россиянин выпил на 42% больше, а, скажем, средний немец — в 2,5 раза больше.
Впрочем, Северной столице есть куда расти. В Первопрестольной в 2023 году пили ещё меньше (4,9 л), а от лидера, Чеченской республики, город и вовсе отделяет пропасть (0,14 л). Отметим, что в топе находятся и другие регионы Северного Кавказа.

Самыми пьющими регионами стали Еврейская автономная область (17,09 л), Ненецкий автономный округ (16,2 л) и Кировская область (14,38 л).
Как отмечают специалисты, алкоголь по-прежнему вносит ключевой вклад в смертность россиян трудоспособного возраста. Однако текущая динамика внушает оптимизм. Вопреки лживым и ни на чём не основанным заголовкам россияне постепенно меняют привычки, употребляя всё меньше спиртного, и ни СВО, ни пандемия пока не пошатнули этот благоприятный тренд.




