Есть 5 основных групп детских автокресел. Расскажем чуть подробнее о каждом.
«0» – предназначены для малышей от рождения до 9 месяцев (вес до 9 кг, рост до 70 см).
Автокресла группы «0» еще называют автолюльки. Они имеют специальные направляющие для автомобильных штатных ремней безопасности и монтируются продольно движению автомобиля.
«0+» – для малышей до 15 месяцев (до 13 кг)
Автокресла этой категории рассчитаны на детей от 1 года до 2 лет с весом, не превышающим 13 кг. Чаще всего это кресла-переноски, с крепежами, подходящими для прогулочных колясок. В таком кресле малышу будет не только удобно лежать, его можно устроить в полусидячем положении, пристегнув 5-ти точечными ремнями безопасности. Кресло может устанавливается в автомашине только против хода машины.
«1» – от года до 4-х лет (вес 9–18 кг)
Автокресла этой категории производятся для детей от 1 года до 4 лет с массой тела до 18 кг. Они устанавливаются и по ходу, и против хода передвижения машины. У изделий должны быть ремни безопасности, защита для головы, поддержка с боков и регулировка наклона спинки кресла. Модели этой группы одни из самых технологичных. В них часто встречаются конструктивные особенности, обеспечивающие удобства юному пассажиру и упрощающие установку кресла в машину.
«2» – автокресла для детей в возрасте 3,5–7 лет (15–25 кг)
Кресла группы «2» рассчитаны на детей весом от 15 до 25 кг и возрастом примерно с 3 до 7 лет. В таких креслах ребёнка пристёгивают уже не встроенными пятиточечными ремнями (для них он уже слишком тяжёл), а штатным ремнём безопасности машины — прямо поверх кресла.
Кресла 2-й группы устанавливаются только лицом вперёд, а крепление Isofix в них если и встречается, то «декоративное», для более удобной фиксации кресла на сиденье. Силовую нагрузку при ударе несёт только штатный ремень безопасности автомобиля.
«3» – автокресла для детей в возрасте 6–12 лет (22–36 кг)
К третьей группе относят так называемые бустеры, сиденья без спинки. Они предназначены для школьников весом 22–36 кг (6–12 лет). Задача бустера — приподнять пассажира над сиденьем для защиты брюшной полости от подныривания под ремень безопасности.
Многие автокресла являются универсальными, попадающими сразу в несколько весовых групп.
«Кресла, которые относятся к категориям «1-2-3», растут вместе с ребенком. И в конце у него можно снять спинку и останется нижний бустер. Такое кресло рассчитано на длительный срок эксплуатации», – поясняет автоэксперт, гость программы «Полезное утро» Вадим Школьников.
Ребенок должен находиться в автокресле во время движения автомобиля с рождения и до 12 лет. Никаких: «Он у меня выглядит старше своих лет» или «Нам доехать только до ближайшего магазина». Нарушение правил безопасности влечет за собой штраф.
За нарушение правил перевозки детей положен штраф — 3000 рублей. Для юридических лиц, например, такси, наказание строже — до 100 000 рублей. Если ребенок тяжело пострадал или погиб, перевозчику грозит штраф 500 000 рублей либо тюрьма до 6 лет с аналогичным штрафом.
Бустер – это своего рода «сидушка» в автомобиль, которая поднимает ребёнка на достаточный уровень, чтобы автомобильный ремень лежал у него на плече.
«Бустер относится к детям 10-12 лет, у которых роста не хватает, но в кресло они уже не помещаются. Бустер — это способ приподнять место, куда садится ребенок, и пристегнуть его штатным ремнем безопасности», – рассказывает автоэксперт.
Автоэксперты говорят: кресло должно быть прочное и комфортное. Если ребенку будет неудобно, то он будет плакать, истерить, и тем самым отвлекать водителя. Приятного мало. Да и небезопасно. С орущим ребенком очень просто потерять концентрацию, и попасть в ДТП. Поэтому при выборе кресла придерживайтесь определенных правил:
- При покупке автокресла руководствуйтесь весом и возрастом ребёнка.
- Обратите внимание на способы крепления в машине. Это может быть штатный ремень безопасности, системы Isofix и Latch.
- Внимательно изучите системы фиксации ребёнка. И подберите ту, что кажется вам более безопасной для выбранного типа кресла и вашей модели авто. Это могут быть трёх-, пятиточечные ремни, ударный щит.
- Автокресло должно соответствовать стандартам — европейским ЕСЕ R44.04 и R129 (i-Size), российскому ГОСТ Р 41.44.
- Также обязательно наличие тестирований ADAC — оценка модели на безопасность, токсичность материалов, эффективность дополнительных элементов защиты.
- Не упустите из виду особенности ухода — материалы должны быть качественным, а верхний чехол может быть как съёмным, так и вшитым в кресло.
- Также значение имеет дата выпуска детского кресла. Если модель старше 7 лет, то она не соответствует обновлённым европейским стандартам ЕСЕ R44.04 и ECE R129. Это значит, что безопасность находится под вопросом.
Если вы выбираете между бустером и полноценным автокреслом, имейте ввиду — характеристики безопасности у бустера значительно хуже, чем у классического стандартного автокресла с удобными подголовниками и спинкой. У бустера нет устройства для удержания, он просто ставится на автосиденье и затем крепится ремнями, рекомендован для детей выше 120 см и весом более 15 кг.
Полноценное автокресло оберегает ребенка при перевозке благодаря боковой защите, массивной спинке с подголовником и трех-пяти точечным ремням безопасности. Всё это отсутствует в бустере. А учитывая, что бустер приподнимает ребенка над основным креслом, при аварийной ситуации есть вероятность удара ребенка головой о стекло автомобильной дверцы.
Чтобы выбрать между полноценным автокреслом и бустером нужно тщательно взвесить все за и против. Желательно привлечь к этому ребенка, чтобы он смог самостоятельно оценить комфорт выбираемого удерживающего устройства. Если выбор пал на бустер, то необходимо со всей ответственностью подойти к покупке данного устройства.
Прежде всего, обратить внимание на наличие сертификата, подтверждающего соответствие требованиям ЕЭК ООН № 44-04 (ГОСТ Р 41.44-2005), на материал, из которого изготовлен бустер. Наиболее качественными, устойчивыми к нагрузкам являются каркасы из пластика и из металла, покрытые многослойным материалом. При этом обивка должна быть достаточно плотной. Предпочтение нужно отдавать бустерам со специальным креплением Isofix.
1. Ребенок сидит на заднем сиденье машины
Ребенок до 12-летнего возраста должен находиться в детском автомобильном кресле, лучше на заднем сиденье (так безопаснее).
2. Ребенок пристегнут
Ребенок в детском автомобильном кресле должен быть пристегнут, дети старше 12 лет — пристёгнуты ремнями безопасности. Категорически недопустимо, когда ребенок стоит в салоне автомобиля.
3. Ремни безопасности затянуты
Ремни безопасности на ребенке должны быть затянуты плотно — ладонь можно засунуть под ремень, а сжатый кулак не должен помещаться.
4. Отключайте AirBags
Если вы все-таки решили установить детское автокресло на переднее сиденье, то его надо отодвинуть до предела назад. И если детское автокресло устанавливается спинкой вперед, то, обязательно, отключайте подушку безопасности пассажира.
5. С портфелем в кресло нельзя
Никогда не сажайте ребенка в кресло с рюкзаком (портфелем, ранцем, сумкой) на спине. Спина и шея должны быть максимально близко к спинке кресла. Любое дополнительное расстояние увеличивает риск хлыстовых травм шеи и травм при боковых ударах.
6. Не держите своего ребенка на руках
При ударе на скорости в 50 км/ч динамический вес ребенка составит несколько сот килограмм — не удержите. А взрослый — около тонны. И этот вес наваливается на ребенка, которого только что держали.
7. Не разговаривайте по телефону
Кажется, тут и без объяснений всё понятно. Отвлекать вас во время движения ничего не должно.
8. Длительность поездки ребенка в автокресле
Поскольку ребенок в детском автокресле сидит практически неподвижно — поездка без перерывов не должна превышать полутора часов. Более длительные поездки без перерыва может вызвать как онемение, так и перегрев спины и ног.
Разброс цен большой, в первую очередь он зависит от бренда. Европейские модели обычно стоят от 6 до 20 тысяч рублей. Китайские кресла — одни из самых дешевых вариантов, от 2000 до 5000 рублей. Отдельным особняком стоят польские автокресла, которые обладают европейским качеством и невысокой ценой от 3 до 10 тысяч рублей.
«Сегодня все границы стерты, потому что европейские кресла производятся в Китае. Российские производятся в России и тоже есть достойные экземпляры. Мы в силу своего менталитета не очень им доверяем, хотя надо брать и смотреть. Российское уже сейчас — сертифицированное», – делится наблюдениями автоэксперт.
После нехитрого маркетингового исследования мы выяснили: самое дешевое автокресло от 3 до 12 лет (не бустер) на популярном маркетплейсе стоит 1812 рублей. Производство — Китай.
Самое дороге универсальное — подходит от 9 месяцев до 4 лет и стоит 144 746 рублей. Страна бренда — Англия. Производитель — Германия.
При этом российские автокресла стоят от 3000 до 32 000 рублей. Но наиболее популярные отечественные модели стоят порядка 5000-6000 тысяч.