Первый киберпонедельник 2024: на что идут продавцы и какие есть от них лайфхаки?

По оценкам экспертов ЮMoney, с каждым годом популярность январского киберпонедельника растёт. Так, в 2023 году оборот платежей в дни распродажи вырос на 16% по сравнению с 2022 годом и на 84% — по сравнению с 2021-м. Покупок стало на 31% и на 84% больше.
Как считают аналитики, в этом году рекорд снова может быть побит. По традиции, чаще всего на таких акциях приобретают электронику, гаджеты, одежду, мебель. Но, например, в рамках «Чёрной пятницы» 2023 в лидеры ворвались сертификаты на услуги салонов красоты и образовательные программы. Разбираемся, на что надо обратить внимание, чтобы действительно сэкономить и не попасться на уловки продавцов.
Лайфхак №1. Сравнивать цены заранее и постоянно
Как подчёркивают все опрошенные эксперты, следить за ценами надо начинать ещё до старта распродаж и сравнивать все возможные площадки, а также заглядывать и в небольшие on-line магазины. Только тогда реально можно выяснить, есть ли скидка.
Дело в том, что даже в дни подобных акций для маркетплейсов никто не отменяет динамическое ценообразование. Так что стоимость товара может меняться и в течение суток.
— Посмотреть историю цены можно и непосредственно на площадке (например, в «Мегамаркете» при выборе товара можно увидеть динамику), и с помощью специальных браузерных расширений или бесплатных приложений.
Не забывайте также, что на итоговую стоимость покупки может повлиять выбранный пункт доставки и ваша история заказов, — отмечают в пресс-службе ЮMoney.

Лидер покупок на подобных акциях — это бытовая техника и гаджеты.
Как объясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, цены на одни и те же товары могут разниться не только от региона к региону, но и от города к городу.
— Например, в Москве скидки будут и хорошие, а в Петербурге — нет. Или наоборот. Но с учётом возможности доставки (и надо всегда смотреть на её стоимость), проблем возникнуть не должно, — отмечает он.
По словам Эльдара Муртазина, отметать надо и подозрительно низкие цены. Здесь велик риск напороться либо на подделку, либо столкнуться с мошенниками.
Ожидать хороших скидок на ходовые товары предыдущего года в киберпонедельник не стоит. Так «запас прочности» уже выбран. Лучше обратить внимание на промоакции моделей новых поколений.
Лайфхак №2. Менять профили
Из истории заказов возникает и особое отношение продавцов к покупателям. Маркетплейсы типа Wildberries предлагают каждому клиенту, как правило, свою цену.
— Ещё одна уловка — сравнивать цены в одном и том же магазине, но с разных профилей. Некоторые популярные маркетплейсы могут при выставлении цены опираться на данные о пользователе — о его предпочтениях, геолокации и истории покупок. Таким образом, магазины предлагают вам персональные скидки, но они могут быть ниже, чем у другого члена вашей семьи, — отмечают в ЮMoney.

Эльдар Муртазин уточняет: ещё на компьютерах или ноутбуках заходить в браузер в режиме «Инкогнито», так как, исходя из практики, таким клиентам как раз и предлагают самые низкие цены, чтобы привлечь новых покупателей.
— Со смартфонами этот метод не работает. Но для компьютеров и ноутбуков вполне подходит, — даёт совет он.
Лайфхак №3. Определиться, у кого покупать
Как отмечает руководитель консалтинговой компании «МИР» («Мебель. Инвестиции. Ретейл») Алексей Лопухин, важно до совершения сделки определиться с тем, у кого по факту будет совершаться покупка.
На маркетплейсах и в on-line магазинах есть две категории продавцов: непосредственные производители и их субдилеры. Разница у вторых в цене на одни и те же позиции могут достигать 20% и больше.
Субдилеры берут «своё» за счёт более качественной упаковки и собственного агрессивного рекламного продвижения.
— В идеале стоит поискать отметку на странице товара, что его продаёт именно производитель. Но политика некоторых маркетплейсов и on-line магазинов это запрещает, — констатировал Алексей Лопухин.
По его словам, если производителя удалось идентифицировать, то стоит перейти на его сайт и изучить, какие расценки имеются там. Однако здесь могут возникнуть проблемы с логистикой. Не все производители готовы связываться с доставкой, придётся для неё нанимать третьих лиц, и нет гарантий, что покупки, особенно крупные, в итоге не приедут неповреждёнными.

Разобраться потом, был ли это фабричный брак или виноват водитель, крайне сложно.
— Такие сценарии действуют по всем товарам, но для мебели есть свои оговорки. Лучше всего покупать готовую, так как …здесь можно и нужно поторговаться, о чём мало кто знает. Стоит попросить скидку хотя бы в 5%, сославшись на то, что знаете других продавцов, у кого дешевле. Такие компании, правда, стоит поискать.
Если мы говорим о мебели на заказ, то есть предприятия, готовые изготовить примерно такой же вариант, как у дорогих брендов, типа «Марии», но намного дешевле. Но здесь надо быть предельно внимательным к материалам, в которых, увы, разбираются далеко не все, — пояснил он.
Где-то это будет ДСП, МДФ, а где-то и настоящее дерево. Понятно, что потребительские качества окажутся разными.
Лайфхак №4. Знать, чем платить
Эксперты советуют любителям бонусов присмотреться к банковским картам или электронным кошелькам с кэшбэком. Обычно они дают возможность выбирать категории месяца и участвовать в акциях магазинов-партнёров. Это позволит вернуть от 5% до 30% от стоимости покупок рублями или баллами, которые можно тратить на другие товары.
— Поэтому, когда вы нашли подходящий товар, обратите внимание, какие платёжные методы вам доступны. Например, один и тот же смартфон продаётся по выгодной цене на трёх разных маркетплейсах. Но только на «Мегамаркете» при оплате картой определённого банка можно получить ещё и кэшбэк до 50%.
Или, скажем, на Ozon при оплате картой любого банка, привязанной к кошельку ЮMoney, можно получить двойной кэшбэк — один по программе лояльности от банка, а второй от нас. Полученный кэшбэк можно успеть потратить во время распродажи на этих же площадках, — отмечают в ЮMoney.

Лайфхак №5. Обезопаситься от спонтанных трат и мошенников
Ещё один обескураживающий совет, который дают многие эксперты, это… отписаться от рассылок тех продавцов, у которых приобретение товаров в дни распродаж не запланировано, и не открывать их рекламные письма.
Как поясняет кредитный консультант Александр Бида, в дни, когда поступает сумасшедшее количество предложений и предлагается бешеный дисконт, у многих людей включается эмоциональная составляющая, выливающаяся в спонтанные покупки.
— Я сам знаю лично людей, которые на таких распродажах понакупали смартфоны, ноутбуки, планшеты, «плазы», а потом поняли, что всё это им совершенно не надо. А приобретено было по цене в 1,5—2 раза выше стандартной. Что, конечно, тоже выяснилось впоследствии, — делится он.
Александр Бида напоминает, что в дни распродаж активизируются и мошенники. Они прекрасно создают зеркала маркетплейсов, после чего покупатель остается и без товара, и без денег.