Прямой эфир

Двойная жизнь мужа и забытая всеми Наташа Ростова: как сложилась судьба Людмилы Савельевой

Светлана Улитина
24 января, 18:07
Сегодня Людмиле Савельевой исполняется 82 года, но в сердцах миллионов зрителей она навсегда останется юной и грациозной Наташей Ростовой с распахнутым взглядом и живой улыбкой. После выхода на экраны «Войны и мира» на 18-летнюю актрису обрушилась всемирная слава. Тогда никто не мог даже предположить, что на её долю выпадут предательство мужа, тяжёлая болезнь дочери и всеобщее забвение.
Коллаж 78.ru: Russian Look; Archive Sovexportfilm/globallookpress.com, kino-teatr.ru, flaticon.com/Mutualism

В молоденькой Люсе Савельевой режиссёр Сергей Бондарчук на самом деле совершенно не видел свою героиню, жизнерадостную хохотушку Наташу. Мэтр постоянно просил Людмилу больше смеяться, а той чаще хотелось плакать. Кто знает — может быть, восходящая звезда уже тогда предчувствовала, что в жизни её ждут жестокие страдания…

Биография Людмилы Савельевой

На следующее утро после выхода на киноэкраны эпопеи «Война и мир» Людмила Савельева проснулась, как говорится, знаменитой. С подачи Сергея Бондарчука она, вернее, сыгранная ею героиня Толстого, Наташа Ростова, уже несколько десятилетий остаётся эталоном женской красоты, непосредственности и изящества. А ведь в детстве она грезила исключительно балетом и даже успешно дебютировала на сцене знаменитой Мариинки, и танцевала бы дальше, если бы не та судьбоносная встреча в 1967 году.

Детство и юность Людмилы Савельевой

Детские годы маленькой Люси пришлись на страшные и суровые времена: девочка родилась 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде, когда люди умирали от голода и холода тысячами. Как девочке удалось выжить в городе, охваченном голодом — загадка. Сама актриса считает, что её спас столярный клей — первые годы своей жизни она в основном питалась этим «блюдом», причём даже не догадывалась о его прямом предназначении. Когда трёхлетняя Люся впервые попробовала шоколад, ей стало плохо — организм просто не выдержал такого изысканного деликатеса.

После снятия блокады Ленинграда и окончания войны жизнь постепенно входила в нормальную колею. У детей впервые за долгое время появились мечты помимо одной-единственной — досыта поесть. Своя мечта была и у Савельевой — она грезила о балетной пачке и пуантах. Впервые девочка увидела, как танцует настоящая балерина, в 10 лет. Эффектные и грациозные движения так запали Люсе в душу, что она решила расспросить танцовщицу, что такое балет. Так в лексиконе маленькой ленинградки появились слова вроде «выворотность» или «батман», а сама она начала усердно заниматься балетными упражнениями дома.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Все данные, включая грацию, пластику и артистизм, у Люси были от природы: ещё совсем маленькой она, худенькая и прозрачная как пёрышко после чудовищных испытаний блокады, обожала устраивать родным настоящие представления. Но без профессиональной подготовки всего этого было мало, поэтому Людмила решила поступать в хореографическое училище. В этом решении девочку поддержала бабушка: на успех она особенно не рассчитывала, однако отвела внучку в училище.

— Девочек там было несметное количество! — вспоминает актриса. — А я почему-то была уверена, что артистка должна всё время улыбаться.

Первый тур Савельева прошла легко — с техникой было всё в порядке. Во втором туре девочка исполнила вальс и польку, которые поставила себе сама. Члены комиссии сначала даже не поверили, что юная конкурсантка справилась без хореографа. Когда Люся пришла на третий тур, экзаменаторы её сразу вспомнили: «А, это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» Вопрос с зачислением тут же был решён, и Людмила стала ученицей легендарной «Вагановки», которую вскоре успешно окончила.

Практически сразу после выпуска Савельева, как подающая большие надежды танцовщица, попала в труппу Мариинского театра. Надежды она полностью оправдала, и вскоре уже танцевала ведущие партии. Впрочем, впервые на легендарной сцене Кировского театра Люся оказалась ещё в возрасте 11 лет, станцевав в знаменитом «Щелкунчике» танец с кувшинками.

В 1964 году Савельева впервые попала на экраны: она снялась в телеверсии балет «Спящая красавица». После этого некий британский фотограф, восхитившись талантом русских балерин, опубликовал фото юной Людмилы в рекламном проспекте, подписав его почти пророческой фразой: «Будущая звезда русского балета». По удивительному стечению обстоятельств именно этот снимок заставил Савельеву променять прекрасные балетные перспективы на карьеру в кино.

Карьера Людмилы Савельевой

Снимок того британского фотографа попался на глаза Татьяне Лихачёвой, которая в тот момент как раз искала исполнителей для новой картины именитого режиссёра Сергея Бондарчука по роману Толстого «Война и мир». После того, как помощница мэтра посмотрела ещё и телеверсии балета, все её сомнения отпали. В юной Людочке Савельевой она рассмотрела нежность и хрупкость толстовской героини. Девушке предложили приехать на пробы в Москву, и она ухватилась за этот шанс.

Фото: Russian Look/globallookpress.com
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Правда, на самого Бондарчука Савельева никакого впечатления не произвела. Вот как много лет спустя она вспоминала их знакомство:

— Помню, шла на встречу с Бондарчуком, поднималась по лестнице, а он спускался. И как-то странно на меня взглянул, я поняла, что не понравилась ему. Вскоре узнала: он был против балерины, полагая, что та не сможет сыграть драматическую роль, - говорила Савельева.

Стоит отметить, что Бондарчук действительно на дух не переносил «балетных».

«Балерин не смотреть, все они плохие артистки!», — кричал режисссёр помощникам.

Однако время шло, было отсмотрено уже несколько сотен претенденток, а «Наташа» так и не была найдена.

Из жалости и вежливости, а также «чтобы смягчить горечь отказа», Савельеву всё же вызвали на пробы, которые она успешно… провалила. Как вспоминает сегодня сама актриса, на пробах она была ужасна зажата, постоянно забывала слова и заикалась. Бондарчук уже хотел махнуть рукой на невзрачную кандидатку, но настойчивая помощница упросила режиссёра дать Люсе ещё один шанс и попробовать сцену в костюме и парике. И вот тут произошло настоящее чудо:

— Ничего общего у меня с Наташей не было, — вспоминала об этом времени актриса. — Я маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у героини романа, а синие… И вообще какой-то гадкий утёнок… Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей.
Фото: Russian Look/globallookpress.com
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Так роль юной Наташи Ростовой досталась молодой неопытной Людмиле Савельевой. Но сказать, что съёмки в эпопее стали для неё сплошным счастьем, нельзя: фильм снимали целых семь лет, и в очень интенсивном темпе. А поскольку Савельева на тот момент ещё продолжала выступать в Мариинке, ей постоянно приходилось мотаться между Ленинградом и Москвой. Несколько раз от нервного и физического истощения актриса даже падала в обморок прямо на площадке. Тем не менее, Савельева и сегодня считает свою дебютную роль самой значимой в карьере.

- Эта роль дала мне очень многое, — утверждает звезда.

За годы съёмок Людмила буквально сроднилась со своей героиней, а к концу работы стала очень на неё похожа.

Эпопея Бондарчука мгновенно покорила весь мир — картина вызвала такой небывалый интерес, что некоторые страны купили право на её прокат задолго до окончания съёмок. Особенно популярной стала именно исполнительница роли Наташи Ростовой: имя Людмилы Савельевой не сходило со страниц таблоидов в США, во Франции вошло в моду имя «Наташа», а в Японии нашей кинозвезде даже посвятили весь 1972 год.

Впрочем, своей кульминации слава «Войны и мира» достигла в 1969 году, когда работа Сергея Бондарчука была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Это решение киноакадемиков было тем ценнее, что за десять лет до выхода советского фильма «Войну и мир» экранизировали в США, а потому критики не могли не проводить параллели. Кроме того, соперники у Бондарчука были один другого круче: Милош Форман со своим «Балом пожарных», Марио Моричелли с «Не промахнись, Ассунта!», Франсуа Трюффо с комедией «Украденные поцелуи». И даже несмотря на это, наша картина была признана лучшей.

На церемонию награждения в США Сергей Бондарчук приехать не смог — был занят на съёмках своего нового фильма «Ватерлоо». Поэтому честь получить «Оскар» выпала именно любимице зрителей Людмиле Савельевой.

— Я была с картиной в Аргентине, — вспоминала актриса. — И вдруг мне позвонили и сказали: «Срочно вылетайте в Лос-Анджелес».
Фото: Russian Look/globallookpress.com
Фото: Russian Look/globallookpress.com

История до сих пор хранит уникальные кадры с церемонии награждения — хрупкая Савельева в элегантном белом платье получает статуэтку из рук самого Грегори Пека. Как признавалась позже сама Людмила Михайловна, от волнения она почти ничего не соображала — шутка ли, тысячи зрителей, сотни кинокамер, куда ни глянь — всемирно известные актёры и актрисы.

— С высокой прической, в белом платье я сидела в зале, дрожала, и когда объявили, что премию получает наш фильм, я взлетела на сцену и думала, что непременно упаду оттуда, — вспоминала звезда.

К слову, всех советских актёров на церемонию одевали лучшие модельеры Советского союза: таково было распоряжение легендарной Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР. Она требовала, чтобы все наши артисты выглядели не хуже западных, поэтому давала им разрешения на пошив нарядов в партийном спецателье ЦК и даже лично помогала искать достойные украшения.

Но вот с тем самым платьем Савельевой история произошла совсем другая — актрисе его подарили американцы. Надеть столь изысканный наряд актрисе довелось лишь один раз, после чего оно на долгие годы заняло место в шкафу — Савельева в шутку называла это платье «Унесённые ветром». Лишь много позже артистка решила расстаться с раритетом и просто отдала его подруге.

В СССР между тем вручению премии «Оскар» советскому фильму не слишком обрадовались.

— Поначалу все поздравляли, обрывали телефоны, но все изменилось, как только я вернулась в страну, — признавалась Людмила Михайловна. — Меня встретили в аэропорту какие-то одинаково мрачные чиновники, сразу забрали статуэтку и буркнули, что, мол, в СССР есть свои достойные премии.

Людмила Савельева: фильмы и роли после «Войны и мира»

После такого триумфа Людмила была уверена, что звёздные роли посыплются на неё как из рога изобилия. Но этого не произошло, в том числе и из-за разборчивости самой актрисы. Взяв столь высокую планку, Людмила Савельева просто не могла соглашаться на второсортный киноматериал или сомнительные сценарии.

Кадр фильма
Кадр фильма "Бег"/ Фото: kino-teatr.ru

Впрочем, несколько ярких и звёздных ролей у неё всё-таки было: в 1970 году она воплотила на экране образ Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по роману Михаила Булгакова, который сняли режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов.

Эту роль Савельева сыграла так блестяще, что даже вдова Булгакова, Елена Сергеевна, посмотрев финальный вариант картины, разрыдалась. А потом сказала, что сам Михаил Афанасьевич был бы очень доволен тем, что получилось — и это была наивысшая похвала.

В том же 1970 году к кинобиографии Савельевой добавился ещё один интересный опыт — она снялась на одной площадке с итальянскими суперзвёздами Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Говорят, что именно режиссёр Витторио де Сика настоял на том, чтобы в его кинодраме «Подсолнухи» снялась именно Савельева.

И с Софи Лорен, и с Марчелло Мастроянни Людмила быстро сдружилась. С последним они часто обсуждали русскую литературу — Мастрояни признавался в любви к российским писателям, особенно ему близок был роман «Обломов». В шутку он говорил Людмиле, что сыграть Обломова — его давняя мечта: мол, он тоже любит лежать на диване и ничего не делать.

В 1970—1980 годах Савельева всё ещё была популярна, но слава её постепенно меркла и сходила на нет, а приглашений сниматься становилось всё меньше. Тем не менее, она успела сыграть в довольно успешных картинах «Всадник без головы», «Юлия Вревская», «Шел четвертый год войны», «Успех», «Нам не дано предугадать» и других.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Что произошло и почему режиссёры стали воздерживаться от работы с Савельевой — никто доподлинно не знает. Возможно, до них доходили слухи о проблемах в личной жизни звезды, кроме того, в кулуарах муссировали сплетни о «непростом» ребёнке артистки. Так или иначе, в 1990-х и 2000-х имя Савельевой практически забыли — последней ролью актрисы стала небольшая роль врача в мелодраме Андрея Селиванова «Дочки-матери», которая вышла в 2009 году, после чего с кино она окончательно попрощалась.

Впрочем, сама актриса не считает себя забытой и невостребованной — просто, по её мнению, в кино должны сниматься молодые. Кроме того, по-настоящему интересного материала ей просто не предлагают.

— Сериалы мне неинтересны, люблю сниматься у своих режиссеров, которых я знаю, но их становится все меньше. Я бы снялась в художественной кинокартине, если бы для меня написали хороший сценарий, но никто ж не пишет, — объясняет народная артистка России.

Личная жизнь Людмилы Савельевой

История любви Людмилы Савельевой и Александра Збруева длится уже более полувека, однако счастливой её можно назвать разве что с натяжкой. Их считали одной из самых красивых пар Советского Союза, но мало кто знал, какие страсти бушуют за благополучным фасадом.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

С «учащимся Ганжой» Людмила Савельева познакомилась, когда снималась в «Войне и мире» — в соседнем павильоне тогда шла работа над фильмом «Чистые пруды», в котором Збруев играл одну из главных ролей. Обаятельный артист со сногсшибательной улыбкой в те годы уже был кумиром зрительниц, как сейчас сказали бы — секс-символом. Людмила, конечно же, не устояла перед чарами красавца, и между молодыми артистами вскоре вспыхнул бурный роман.

Александр Збруев очень красиво ухаживал за тоненькой изящной девушкой, правда, далеко не сразу он осознал, что именно она и есть та самая Наташа Ростова. Актёр в то время много играл на сцене «Ленкома» и постоянно приглашал пассию на свои спектакли — когда из зала на него смотрели влюблённые глаза, Збруев превосходил на сцене самого себя.

Артисты вскоре стали жить вместе, а в 1967 году расписались официально. В том же году у них родилась дочь — и разумеется, по поводу имени никаких сомнений у молодых родителей не было.

- Конечно, я назвала свою дочку Наташа, иначе и не могло быть, — говорила актриса.

И Людмила, и Александр мечтали о том, чтобы их дочь тоже проявила себя в кино или на сцене. Но девочка оказалась «особенной», чем очень расстраивала амбициозных маму и папу. Чем больна дочь Збруева и Савельевой, точно неизвестно, однако близкие семьи и их соседи рассказывали, что характер у наследницы Збруева и Савельевой с самого детства был очень тяжёлый.

— Наташа с детства росла замкнутым ребенком, — рассказывали журналистам соседи Збруевых. — Почти ни с кем не дружила… Они таскали дочь по врачам. Пытались вылечить. Но, видно, не помогало…

Людмила и Александр даже подняли все свои связи, чтобы Наташа смогла попробовать себя в кино. В итоге девочка сыграла небольшую роль в картине «Если верить Лопотухину», причём сыграла весьма неплохо. Однако на этом кинокарьера Натальи и завершилась — в актрисы она так и не пошла.

Кадр фильма «Если верить Лопотухину»/ Фото: kino-teatr.ru
Кадр фильма «Если верить Лопотухину»/ Фото: kino-teatr.ru

Окончив школу, дочь Людмилы Савельевой поступила в вуз, но внезапно бросила учёбу и устроилась на работу простой продавщицей. Родители купили Наташе отдельную квартиру, но жить одной у неё тоже не получилось: в 2005 году она даже чуть не погибла от пожара. А вскоре ей выпало ещё одно испытание — трагически погиб мужчина, с которым её связывали романтические отношения. Если верить слухам, он имел какое-то отношение к криминальному миру. После потери любимого Наталья окончательно замкнулась в себе, перестала верить людям и особенно мужчинам.

Этому была и ещё одна причина: девушка узнала, что её знаменитый отец много лет жил фактически на две семьи. Любовницей Збруева ещё в 1989-х годах стала звезда «Ленкома» Елена Шанина, блиставшая тогда в роли Кончиты в рок-опере «Юнона и Авось». «Служебный роман» Збруева и Шаниной длился много лет и вылился в 1992 году в рождение дочери Татьяны. Но даже несмотря на это Збруев не ушёл из семьи — пометавшись туда-сюда, он решил сохранить с Шаниной дружеские отношения и окончательно вернулся к Савельевой.

Чего стоило Людмиле простить мужа, много лет крутившего роман с коллегой у всех на глазах, никто не знает. Скорее всего, она решила сохранить семью ради дочери, а потому усиленно делала вид, что никакой Шаниной не существует. Не признала она и существования внебрачной дочери мужа: во всех интервью Савельева подчёркивала, что у её супруга только одна семья и один ребёнок. Она также всегда была категорически против знакомства Натальи с Татьяной, поэтому единокровные сёстры практически не общаются.

При этом сам Збруев никакой вины за собой не чувствует: говорит, что, мол, многие талантливые люди не смогли избежать любовных треугольников.

— Вспомните Бунина, Тургенева, Пастернака. Они жили непросто, выбирая между двух женщин, и оставались при этом порядочными людьми. Давайте не будем ханжами. Уверен, что в самой идеальной семье нет такой женщины и такого мужчины, которые ни разу не завели роман на стороне. Это не распущенность, это природа, эмоции. Да, у нас с Леной была любовь, родилась дочь Танечка, и это большое счастье», — говорит актёр.
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

Збруев также постоянно говорит, что любит обеих дочерей одинаково, но умалчивает, что старшая дочка на него страшно обижена из-за романа на стороне. В 43 года Наталью сразил инсульт, она долго лежала в больнице, а после долго проходила психиатрическую реабилитацию. Но даже тогда отец не приехал навестить её. В редких беседах с журналистами женщина рассказывала, что Збруев стесняется её психического заболевания и всячески скрывает его.

— Один раз отец даже бросил в сердцах: «Нужно вообще проверить, моя ли это дочь!» — вспоминала Наталья.

Сам же Александр Збруев реагирует на вопросы журналистов о старшей дочери крайне остро. Он говорит, что Наташа ни разу не высказала ему ни одной претензии по поводу его недостойного поведения.

— Мне повезло с любимыми женщинами. Меня понимают. Ни Люся, ни Наташа, ни Лена, ни Таня никогда не упрекали меня, не устраивали сцен и разборок, — похвастался как-то актёр.

Между тем он при каждом удобном случае хвалит свою законную жену:

— Люсю называют одной из красивейших женщин нашего кинематографа, но при этом она — скромный, домашний человек, который живет только интересами семьи. Она отказывается от ролей, не ходит на тусовки…

Младшей, внебрачной дочери Александра, Татьяне, уже 31 год, и она, в отличие от старшей, действительно пошла по стопам знаменитых родителей. Девушка окончила ГИТИС и стала актрисой, с 2014 года она служит в «Ленкоме» и даже иногда играет в одном спектакле с прославленным отцом. Впрочем, до его славы девушке далеко: Татьяна Збруева лишь изредка снимается в кино, кроме того, иногда её приглашают озвучивать турецкие сериалы.

Татьяна Збруева/ Фото: kino-teatr.ru
Татьяна Збруева/ Фото: kino-teatr.ru

Наталье же уже 56 лет, она совершенно непубличный, замкнутый человек. Женщина после неудачного романа решила больше не заводить отношений, она живёт с родителями на доходы от сдачи своей квартиры. По информации журналистов, дочь Збруева и Савельевой — глубоко верующий и набожный человек, её часто можно увидеть в храме. Фото дочери Людмилы Савельевой крайне сложно найти в соцсетях, но по тем, что есть в публичном доступе, видно, что Наташа, увы, красоту матери не унаследовала.

Сама Людмила Савельева, несмотря на жестокий обман и унижения, которые ей довелось вытерпеть от любвеобильного супруга, считает себя счастливой женой.

— Чудо, что уже столько лет живу с любимым человеком, — заявила она однажды журналистам.

Здоровье Людмилы Савельевой

Удивительно, но даже в 82 года Людмила Савельева выглядит очень хорошо. А главное, у неё по-прежнему молодые лучистые глаза и искренняя улыбка, которая сразу выдаёт в ней всё ту же озорную и наивную Наташу Ростову. Правда, здоровье народную артистку всё чаще подводит — Людмила Михайловна много лет живёт с кардиостимулятором, из-за которого, по её словам, вынуждена отказываться от работы в кино.

«Аппарат на мне. Но я все проверила. Выяснилось, могу жить пока», — поделилась с журналистами актриса незадолго до своего 80-летнего юбилея.

Конечно, звезда иногда жалуется на плохое самочувствие, но в таком возрасте это и неудивительно.

— 80 лет за пазуху не спрячешь. И ничего от жизни я уже не жду, — признаётся народная артистка. — Только здоровья. Чув­ствую себя не очень. Погодные качели, все эти перепады температур на меня очень влияют. Может, последствия блокады…
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Поклонники, хоть уже и не столь многочисленные, как лет 30-40 назад, рады и тому, что их любимица жива, пусть даже больше не радует зрителей своими ролями.

— Чудесная! Изумительная! Незабываемая! Сколько в ней благородства, изящества и нежной красоты! Преклоняемся перед её талантом. Желаем Людмиле Савельевой здоровья, творческого долголетия и мирного неба над головой, — пишут киноманы в соцсетях.

Где сейчас живет и чем занимается Людмила Савельева

Несмотря на свою популярность, Савельева и Збруев живут достаточно скромно. У них нет в собственности виллы в Италии и даже загородного дома на Рублёвке — их единственная квартира расположена в старом доме на Тверской улице. По словам тех, кто бывал в гостях у актрисы, ремонт в её доме далёк от современных стандартов, но при этом в квартире очень уютно — стены украшают фотографии коллег-артистов с автографами, а полки заставлены подарками от поклонников.

Сама Людмила Михайловна ведёт непубличный образ жизни. Она часто гуляет, много читает, иногда сопровождает дочь в церковь. Незадолго до своего 80-летия актриса призналась, что в будущее смотрит без особого оптимизма, а юбилеи вообще терпеть не может — даже ради круглой даты гостей на праздник решила не созывать.

— Вообще не люблю праздновать свои дни рождения. А уж сейчас тем более. Буду дома с близкими,— рассказала тогда актриса.

Савельевой больно осознавать, что большинство её друзей уже ушли из жизни.

— Ужас! Даже фильмы свои не могу видеть — того нет, этого нет, — грустит Людмила Михайловна.