Как рассказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, в 2023 году цены на бытовую технику выросли в среднем на 30%. Больше всего подорожала крупная техника, самая востребованная сейчас из-за многочисленных ремонтов в квартирах.
На втором месте по росту стоимости расположились цифровые фотоаппараты. Меньше всего подорожали смартфоны, но с рядом оговорок.
— Идущие по параллельному импорту iPhone и Samsung тоже подскочили в цене на 30%. Но если мы говорим о китайских брендах, то здесь цены могли и вовсе не измениться, либо вырасти в пределах 5—7%, — отметил эксперт.
Как напомнил Эльдар Муртазин, одно время давались прогнозы, что в 2023 году произойдёт рост спроса на б/у технику. Но в итоге этого не случилось. Показатели остались на прежнем уровне в 6,5% от общего объёма рынка.
— Например, в 2023 году продажи смартфонов приблизились к 33 млн, а по б/у устройствам этот показатель составил лишь 2 млн штук. Не думаю, что рост произойдёт в 2024 году и мы выйдем за рамки этих 6,5%.
В принципе 2024 год должен оказаться хорошим для отрасли, хотя вряд ли будет какой-то прорыв по продажам в сравнении с 2023, когда на рынке были поставлены рекорды и отмечался прорывный рост по сравнению с 2021 и 2022, — поделился прогнозами эксперт.
Впрочем, столь благостную оценку ситуации разделают далеко не все эксперты. Как отмечает основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков, судя по финансовому отчёту «М. Видео» за первое полугодие, а это единственный публичный игрок в отрасли, выручка у сети упала на 18%, а убытки оценивались в 6 млрд рублей.
— А это произошло ещё до политики ЦБ по повышению ключевой ставки. При этом 50% техники, особенно крупной и дорогой, всегда покупалось в кредит. Теперь в ноябре и декабре, насколько я знаю, продажи практически прекратились. А те, кто собирался что-то приобрести в конце года, пересмотрели своё решение в пользу отказа от покупок, —подчеркивает аналитик.
Как добавляет Иван Федяков, ситуация в отрасли в целом очень непростая. Сети на свой страх и риск вынуждены закупать те же iPhone и Samsung по параллельному импорту, и это по сути контрафакт, без дальнейших гарантий обслуживания.
— Да, в середине года продажи активизировались. Да, рост был существенным осенью, особенно, если сравнивать с аналогичным периодом 2022 года, когда прошла мобилизация. Но теперь ситуация изменилась, и никто не знает, что будет дальше. По сути, вопрос стоит о выживании отрасли в принципе. Бытовая техника — это даже не автомобили, от покупки которых откажутся не все и в последнюю очередь. Отрасль больше всех других пострадает от решений ЦБ, — уверен он.
Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов прогнозирует дальнейшее развитие тренда на расширение присутствия китайских и турецких брендов.
— Мы знаем из СМИ, что на рынок может выйти один иранский производитель. Но к нам в Ассоциацию он пока не обращался, — признаётся он.
По словам Антона Гуськова, дать прогноз по тому, что будет с ассортиментом в 2024 году, пока трудно. Здесь процесс зависит от многих факторов: от объёмов производства, а по расчётам Росстата, правда, для всех отраслей, в РФ не хватает 4,8 млн работников, от наличия компонентов и т.д.
Иван Федяков отмечает, что уже сейчас идет засилье китайских марок. Китайцы поставляют практически всю крупную технику: телевизоры, стиральные и посудомоечные машины и т.д.
По мнению эксперта, здесь важно понимать следующее: техника из Поднебесной уступает на одно-два поколения европейской и корейской.
— Samsung и LG на голову впереди по мониторам, чем китайцы. И если бы китайцы делали также качественно, то Apple бы закупался бы у них, а не у корейцев. Но этого не происходит.
Вообще в бытовой технике происходят примерно те же процессы, что и на автомобильном рынке. В матрице что-то меняют. И если раньше мы обсуждали BMW и Mercedes, то теперь Haval и Geely. А здесь, если раньше это был LG, Bosh и Samsung, то сейчас мы говорим о китайских брендах, — эмоционально высказался он.
Примечательно, что в октябре 2023 года компания «Мегафон» сообщила о старте продаж шести новых моделей телефонов собственной торговой марки (СТМ). В ноябре пришла очередь для аксессуаров: защитных стёкол, аккумуляторов, проводных и беспроводных наушников, адаптеров, аудио и дата‑кабелей, сетевых и автомобильных зарядных устройств, проводных гарнитур. Такая практика давно стали мейнстримом для отрасли, как и в общепите, говорят участники рынка.
Как рассказывает Антон Гуськов, сейчас СТМ уже есть у «М.Видео — Эльдорадо», Ситилинка, ДНС и других сетей и экосистем «Яндекс», «Сбер» и других. В основном речь идёт о телевизорах, умных колонках. Например, у Ozona есть СТМ по телевизорам Hartens. Для телевизоров у «Яндекс» есть собственная операционная система.
— Такая продукция востребована, потому что она практически всегда кастомизирована (от англ. сustomer — покупатель, прим. редакции), то есть, заточена под покупателя.
СТМ, а это в основном бюджетный и средний ценовой сегмент, обещает наличие товара, а люди стремятся покупать то, что есть на полках, и даёт гарантии в случае возможных выявленных дефектов, — объясняет он.
Как добавляет Антон Гуськов, подобная продукция может производиться как в России, например, в Зеленограде есть завод «Квант», так и в Китае. И есть много отечественных брендов, для которых электронику собирают на мощностях Поднебесной.
Как вспоминает Иван Федяков, одной из первых СТМ начала осваивать ДНС. У сети в кризисные времена такой продукции всегда было больше, когда всё налаживалось, компания начинала вновь делать ставку на мировые бренды. При этом, если «китайцы» отстают на одно-два поколения, то СТМ на два-три, хотя сделать его и не так уж трудно.
— Сейчас продаются именно экосистемы, а не даже бренды. Человек покупает телефон Apple, когда у него уже компьютер этого бренда, телевизор, планшет и т.д. Так же происходит и с Samsung. СТМ для сетей такой возможности пока не даёт, но сейчас серьёзными наработками в этом направлении занимается «Сбермаркет». Там работают не над конкретными технологиями устройств, а едиными операционными системами, — делится аналитик.
Как считает Эльдар Муртазин, в 2024 году цены на бытовую технику могут вырасти в пределах 15% без учёта колебаний курса валют. Если рубль сильно просядет, то, конечно, стоимость пойдёт сразу вверх.
— При этом подчеркну, что рост цен — это общемировое, а не только российское явление, — констатирует он.
Эксперт добавляет, что меняется специфика самих покупок. Люди приобретают сейчас больше позиций, но по более низким ценам и в бюджетном сегменте. При этом сами товары выбираются всё более придирчиво, а время на их подборку всё больше растёт.
Антон Гуськов комментирует ситуацию кратко: производители не присылали в РАТЭК информацию о планах по повышению цен, как и о том, что её не будет.
По его словам, покупки действительно стали более продуманными, ведь в основном люди не становятся богаче, а за свои деньги хотят получить максимум качества и комфорта.
Так, распространена схема, когда человек что-то изучает в интернете в каталоге сети, затем идёт в магазин, щупает и проверяет всё руками, потом возвращается домой и делает on-line заказ.
Иван Федяков напоминает, что цены на импортную технику зависят от того, что будет происходить с рублём. Но, понятно, подчёркивает эксперт, что увеличение стоимости произойдёт. Остаться на стабильном уровне или даже подешеветь могут лишь нераспроданные предыдущие поколения устройств.