В начале декабря прошёл Game Awards 2023, где были названы лучшие видеоигры года. Уходящие 12 месяцев нашли чем запомниться — поразившая большую часть игрового сообщества Baldur’s Gate 3, забравшая «главный приз», долгожданный Alan Wake 2, впечатляющий вариативностью The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom и другие релизы тому очень помогли. Хотя даже по ним можно заметить проблему с ААА-проектами: все упомянутые — продолжения. Бюджеты игр уже давно могут перекрывать голливудские, оттого и выпускают разработчики меньше, и не глядя делают выбор, когда он стоит между новым именем и уже измученной дойной франшизой.
Учитывая сказанное, интересно посмотреть, что ждёт нас в следующем игровом году и найдутся ли новые названия в бесконечной веренице ребутов, римейков, приквелов, сиквелов и прочих -квелов?
Начать можно сразу с одной из самых ожидаемых игр-продолжений в культовом в нашей стране сеттинге со стрельбой по мутантам. Правда, в новостях «Сталкер 2» всплывает скорее с напоминалкой — «не выйдет в России»: разработчик GSC Game World базируется на Украине, так что не стоит объяснять почему до наших прилавков игра напрямую точно не доедет. Впрочем, обходные пути всё ещё найдутся: от турецких аккаунтов до перекупов, если не смущает позиция разработчиков. Ну или трекеров (совершенно не одобряем, это воровство) — если смущает.
Теперь «ходить» по полюбившимся локациям «Зоны» вроде Чернобыльской АЭС можно будет комфортнее — из игрового мира убрали загрузочные «швы». Подтянули графику, что, конечно, ожидаемо — последняя часть франшизы вышла в 2009 году, но главное, что видно даже по скриншотам, подвезли атмосферу «уставшего» постсоветского пространства, которая так полюбилась «выживальщикам» и любителям заброшек.
Следующая игра от Ubisoft Montpellier — снова продолжение франшизы (привыкайте) и снова с «осадочком», но по другим причинам. Уже девятая часть «Принца», выходящая на компьютерах (считая Apple II и DOS), представит нового персонажа, но вернётся к «корням» 1989 года — виду сбоку. При этом по стилю цветастая и яркая инкарнация с «рисованной» картинкой будет ближе к Prince of Persia 2008, а не к любимой фанатами трилогии «Песков времени».
Игровые журналисты на западе игру хвалят, говоря о крайне динамичных схватках и платформинге, а вот у аудитории трейлеры вызывают смешанные чувства. Не все поняли шаг назад в виде отказа от камеры сзади, нового главного героя, а также не помогают и ассоциации с «Принцем» 2008-го, который был встречен относительно прохладно.
Следом выйдет амбициозный ролевой проект от немецкого разработчика Keen Games GmbH. Игра уже попала в лидеры списков желаемого в Steam по понятным причинам: по обещаниям, в ней объединили множество трендов последних лет. Выживание — есть, большие возможности строительства — есть, фэнтези с мечами и магией — есть, кооператив — есть. Бонусом — большое древо навыков и средневековый вингсьют, чтобы почувствовать себя белкой-летягой.
Учитывая амбициозность замыслов, немного пугает, что раньше немцы делали игры по фильмам о морских свинках-шпионах и Ханне Монтане. С другой стороны, последние годы они сосредоточились на Portal Knights (2019), которая в упрощённой форме предлагала многое из того, что сейчас уже во «взрослой» стилистике хочет сделать Enshrouded.
С момента выхода предыдущей части серии прошло шесть лет, что обозначает ожидания. С одной стороны, хочется сказать, что в целом ничего не изменилось — это всё ещё файтинг с сохранёнными механиками Tekken 7, а не пошаговая стратегия. С другой, новое, конечно, есть.
Во-первых, картинка — Tekken 8 первым из «больших» файтингов решился на переход на Unreal Engine 5, и игрокам уже показали и смену погоды, и капли пота на бойцах, и глубину прорисовки арен. Во-вторых, в дополнение к «Ярости», появляющейся на последних крохах здоровья, добавилась ещё одна механика «Жар» (Heat) — позволяющий 10 секунд наносить больший урон. В-третьих, у игры появится мультиплеерный режим «лаунжа», куда игроки смогут приводить виртуальных аватаров. В остальном — это Tekken, что полностью описывает большую часть элементов геймплея.
Релиз «Трауматурга» от поляков из Fool’s Theory сразу подкупает, поскольку место действия — Россия. Ну почти Россия: альтернативная Варшава 1905 года, когда это ещё была часть Российской империи, но теперь там обитает и нечисть — салюторы, которых нужно и изгонять, и использовать. Играть предстоит за Виктора Шульски, собственно трауматурга или «чудотворца», изгоняющего зло.
Игра представляет из себя action/RPG с изометрической камерой, режимом расследования, прокачкой, чернокнижием, ветками диалогов и вкратце очень хочется описать её как «Ведьмака» с Распутиным. То, что издателем выступает 11 bit studious, в числе основателей которой выходец из CD-Project RED, не помогает. Впрочем, если игра будет на уровне с известной серией о Геральте из Ривии — жаловаться грех.
Приятный глазу кооперативный «выживач», который вроде не предлагает ничего принципиально нового в жанре, но зато в какой обёртке: викторианский стим-панк вещь не то, чтобы редкая, но привлекающая внимание. В плане геймплея же игрокам предстоит тупить топоры и мотыги ради шалашей, забивать встреченных тварей ради одежды и испытывать другие радости жанра. Из интересных особенностей — система порталов. Помимо стульев и шапок сделать можно специальные карты, с помощью комбинации которых контролируются особенности следующего процедурно сгенерированного мира, который лежит по ту сторону «врат».
Представленное в трейлерах разнообразие действительно радует: тут тебе и динозавры, и какие-то зелёные болота, но, конечно, история с убивающей скукой и однообразием релизной версии No Man’s Sky до сих пор не даёт полностью расслабиться, когда речь идёт об играх с процедурно сгенерированными мирами.
Следующая игра того же февраля уже без всяких скидок происходит в России. «Смута», где вы играете за боярина Юрия Милославского, который присоединяется к ополчению Минина и Пожарского в 1612 году, стала скандальной до релиза и интерес к ней, скажем так, «спортивный». Слишком много вышло новостей: от выделения 250 млн рублей «Институтом развития интернета» до исчезновения разработчиков из Cyberia Nova, а потом их возвращения с геймплейным трейлером, который, конечно, вызвал вопросы. Главный — успеют ли за короткий срок до выхода вылизать картинку, поправить лицевые анимации, убрать другие шероховатости, которых, судя по опубликованному, было довольно много? Впрочем, остаётся шанс на то, что у разработчиков получится русский симулятор средневековья, даже при всей риторике о патриотичности проекта, что, к сожалению, зачастую звучит как заранее уложенная соломка — проще объяснять негативные отзывы «происками врагов».
Но мы что-то слишком долго говорим об оригинальных проектах, аж три позиции, время вернуться к ремейкам и сиквелам — и вот тут мы прямо по адресу. Популярность этой серии в России в целом ниже, чем в мире, но и обойти релиз нельзя. В конце концов, игра была названа самой ожидаемой на упомянутом Game Awards 2023. Что особенно впечатляет, учитывая, что новая FF — вещь сама по себе довольно странная. Это сиквел перезапуска седьмой «финалки» 1997 года, которую решили разделить на три части, обновив графику, геймплей, локации, подкорректировав оригинальный сюжет о противостоянии экотеррористов и мегакорпорации, но оставив главное — полюбившихся героев вроде легендарного Клауда Страйфа.
Серия ушла от пошаговых корней чуть дальше в сторону слешера, добавив ещё в Final Fantasy VII Remake перекаты и блоки, но игроки всё ещё набирают группу из трёх персонажей, хоть активным одномоментно и может быть только один, остался и некий отголосок тактической паузы. Конечно, новая игра — не лучшая для знакомства с серией (только пытаясь разобраться в приквелах-сиквелах можно заблудиться), но однозначно та, которую ждут и фанаты оригинальной игры 1997, и уже выросшие на новых «финалках».
Следующего продолжения ждали 21 год. Первая космическая стратегия из серии Homeworld вышла в 1999, а её сиквел в 2003. Да, в 2016 вышла игра-предыстория, но это всё же не было прямым продолжением. Ожидания ещё и подогрели заявления Роба Каннингема, бывшего соучредителя Relic Entertament (разработчика первых двух частей), теперь работающего над новой игрой в Blackbird Interactive. По его мнению, Homeworld 3 — это версия-мечты Homeworld 2, где смогли реализовать все амбиции, до которых не позволяла дотянуться техника 20 лет назад. В частности, разработчики смогли реализовать «ландшафт» в космосе, что на порядок увеличило количество вариаций действий на поле боя.
Игра — переосмысление ставшего культовым хоррор-оригинала 1992 года. Новый Alone in the Dark обещает следовать традициям — пугать зомби, непонятными кусками плоти с зубами, атмосферой, галлюцинациями, отсутствием патронов и решением головоломок в готическом особняке. Можно полагать, что новая картинка, вместе с актёрами Джоди Комер и Дэвидом Харбором и общим подходом добавят кинематографичности, «усугубляющей» жуткий опыт, что в данном случае хорошо. Впрочем, есть и реальные опасения, связанные с игрой: например, что это будет первый проект, выпущенный не Atari (оно же Infogrames до 2003-го), а THQ Nordic, а разработчик, Pieces Interactive, не имеет за спиной опыта работы в жанре.
Ещё один номинант самых ожидаемых игр года на Game Awards, входящий и в состав лидеров списка ожиданий в Steam. Кстати, первый сиквел в истории мастеров «боевых сказок» Supergiant Games (Bastion, Transistor, Pyre). Главным героем станет Мелиноя, «принцесса» подземного царства и сестра протагониста первой части. Теперь нам нужно не сбегать из царства мёртвых, а спасать отца, попавшего в лапы Хроноса. Стильный рисованный рогалик в древнегреческом антураже крайне полюбился игрокам за забавных и запоминающихся персонажей, но главным образом — за вариативную и динамичную систему боёв, что обещают повторить и во второй части, добавив «новые сюрпризы» и расширив игровую вселенную. Конечно, стоит учитывать, что в 2024 году выйдет не финальная версия игры, а лишь её ранний доступ, в рамках которого доведут до ума оставшиеся элементы вместе с активными игроками.
Самобытная градостроительная стратегия прямиком из топа ожидаемых в Steam. Помимо обещанного развитого строительства, которое базируется на принципах реального устройства средневековых городов с учётом ландшафта и ресурсов территории, и боёв в стиле Total War с формированием больших ватаг в «свиней» и прочие произвольные формы, игра может предложить и интересную историю «за кадром». Изначально у проекта был всего один разработчик Slavic Games. Не в смысле компания, а буквально — один человек с может и странной, но мечтой о строительстве средневековых городов.
Следующая игра — пример расширяющейся географии игропрома. Проект, над которым работали минимум шесть лет, уже успели окрестить «китайским Dark Souls» за некоторую схожесть боевой системы и подмигивание тёмному фэнтези, что не совсем справедливо (хотя бы потому что «вдохновлённый DS» уже само по себе отдельный жанр), но хорошо передаёт идею, ведь игра подаётся как первый локальный ААА-проект. Разработчики из Game Science сделали ролевой боевик в антураже родной для себя мифологии, где мы играем за воина-обезьяну, вооружённого боевым посохом. От тех же «соулзов» игра, по крайней мере по трейлерам, отличается боевой динамикой, а также механиками вроде похищения образов поверженных врагов, которые по законам жанра выглядят оригинально и «сочно» — так и просят палки. Конечно, завышает ожидания и страна производства: не то, чтобы от Китая ждали революции в жанре, нет, но вот запрос на «что-то новенькое» посреди засилья уже измученной интеллектуальной собственности огромен.
Многострадальный сиквел культовой RPG 2004 года по настольной ролевой игре, который уже многократно переносили «на радость» всем, кто оформил предзаказ ещё несколько лет назад (изначально релиз был назначен на 2021). Издатель, Paradox Games, уже пообещал, что в этот раз всё точно получится. Новой команде из The Chinese Room, которые заменили фирму, начинавшую работать над проектом, потребовалось время, чтобы вникнуть и поставить игру на новый движок. Замена разработчика — всегда тревожный звонок, и эти перестановки поубавили пыл, который возник во время анонса возвращения вампирских будней с запоминающимися диалогами и льющимися на экран литрами крови во время боёв. Однако всё ещё надеемся и ждём, хоть и уже очень долго.
Последний из выбранных релизов 2024 с уже известной на данный момент датой выхода по очереди, но не по значению, особенно для Петербурга. Разработкой сиквела рубилова цепным мечом превращающихся в месиво сотен противников занималась компания из Северной столицы Saber Games. Ранее мы подробно рассказывали об игре и том, как разработка по вселенной Warhammer 40,000 докатилась до наших широт.
Остаётся только надеяться, что дату релиза не сдвинут опять — игра должна была выйти ещё в 2023, но буквально месяц назад заявили, что придётся ещё подождать. Переносы сейчас — общая болезнь индустрии и зачастую в компаниях стараются не указывать точную финальную дату до последнего: от этого есть целый ряд проектов, выход которых обозначен пока только годом.
Новая ролевая игра от первого лица в фэнтезийном сеттинге из предыдущих проектов компании Obsidian Entertainment, мастеров жанра (Fallout: New Vegas, Tyranny), которым после Outer Worlds, видимо, надоели цветастые лазеры. Сюжетно герою предстоит расследовать возникшую на острове чуму, параллельно разбрасывая врагов мечом и магией — показанное в трейлерах пока навевает ассоциации и с серией TES, и с подзабытым бриллиантом фэнтезийных экшнов от первого лица — Dark Messiah of Might and Magic.
Ещё один проект 11 bit studious, который был бы стандартным «выживачом» на необитаемой планете (собираем ресурсы, строим базу, стараемся не умереть от голода), если бы не особенность из названия. «Альтеры» — это копии оставшегося в одиночестве на станции протагониста, механика Яна, но не клоны: при их создании вносятся изменения в ключевые жизненные решения, из-за чего может получиться гитарист или учёный — альтернативная версия персонажа. Обещают, что придётся ещё и угождать конфликтующим интересам этого шизофренического табора ради выживания, что уже гораздо интереснее, чем бесконечно дробить камни ради руды для очередного улучшения базы.
Продолжение успешного интерактивного кино с персонажами из серии комиксов Fables, где Волк, Красная шапочка и прочие сказочные персонажи стали обитателями нуарного города, от специализирующихся на жанре Telltale Games. Второй сезон приключений сыщика-волка должен был выйти ещё в 2023, но его перенесли на следующий год, обосновав это заботой о команде — компания столкнулась с обвинениями в ужасных условиях труда в 2018-м, так что нынешняя риторика понятна. Остаётся только надеяться, что слова руководства правда и нас ждёт продукт от отдохнувших и счастливых «теллтейлов».
Интересный по задумке симулятор главы голливудской студии на заре звукового кино, на который можно было бы не обратить внимание, если бы не создатели. Weappy Studio уже показали в This is the Police, что при помощи минимального инструментария могут рассказывать очень глубокие и трагичные истории о живых людях. С 2016 разработчики окончательно выжали тему с «мальчиками в синем» за четыре игры и теперь переходят к новой, Голливуду, где со всеми шантажами, угрозами, домогательствами и театральными истериками, точно найдётся место крайне неприятным и сложным решениям для игрока.
Необычная игра с родным для петербуржцев названием от испанской Nomada Studio о метафорическом путешествии девушки Альбы и волка. Neva, как и предыдущий проект студии, Gris, можно охарактеризовать как «созерцательный платформер» — формально игра даёт задачи для рук, но суть не в этом, а в самом процессе медитативного «растворения» в «пастельном» визуальном ряде под ласкающий душу аккомпанемент.
Две этих очень разных игры объединяет одно — их выход в 2024 году пока не более чем слухи.
BioWare, разработчики четвёртой части RPG-игры во вселенной Dragon Age, пока раскрывают об игре довольно мало. Известно, что действие перенесут в новый регион, империю магов Тевинтер, а также, что подход к главному герою будет взят из второй части, где у персонажа была фиксированная предыстория. Анонсировано и возвращение старых героев франшизы, а вот с датой выхода пока всё сложно — проект пережил нелёгкие времена и последние сообщения от «биоваров» обещают новости в начале следующего года. Многие надеются, что может быть объявлена дата релиза, в том числе и 4 квартал 2024 года, ведь альфа-тестирование игра прошла в октябре 2022-го.
С Death Stranding 2 ситуация ещё сложнее: Хидэо Кодзима (создатель серии Metal Gear и Death Stranding), конечно, гений, но не очень любит делиться подробностями об играх в разработке. Так, например, согласно его заявлениям о геймплее, игроков ждут серьёзные изменения в «симуляторе ходьбы» первой части, но при этом они «ощутят ностальгию по предыдущей игре». Хотя бы рассказали, что Норман Ридус вернётся к своей роли, а вместе с ним в актёрский состав вошли Леа Сейду и Эль Фаннинг. Даты выхода пока нет, однако известный инсайдер под ником Shinobi602 намекал, что игра может оказаться доступна уже в первой половине 2024-го.
Под конец оставим три проекта, которые не то чтобы ждут, скорее на них натыкаются с застывшим в глазах вопросом: «Чего?».
Pigeon Simulator — как можно догадаться, симулятор голубя, но с непреодолимой тягой к разрушению и безумствам. Например, птица-бодибилдер, может спокойно таскать людей, а ещё дышать огнём, увеличиваться в размерах и другими способами уничтожать всё на своём пути.
Saborus — анонсированный на 2024 год хоррор с необычным протагонистом, курицей. Игроку придётся в роли несушки бежать с птицефабрики смерти.
Ну и наконец Militsioner от русских разработчиков, который уже заинтересовал людей и на Западе за счёт «вау-эффекта». Концепт следующий: вы в городе, откуда пытаетесь сбежать различными путями, и всё это было бы не так интересно, если бы не гигантский милиционер, который следит за порядком, возвышаясь над крышами. Даты выхода пока нет, но разработчики обещали новости в начале 2024, так что есть вероятность релиза в следующем году.
Упомянутая в начале проблема с топ-проектами, конечно, никуда не исчезнет и из списка можно это заметить, но бросается в глаза и другое. Широкая активность инди-разработчиков, которые нащупывают свой стиль, программисты-одиночки, идущие на эксперименты, всё новые страны выходят на ААА-уровень — это вселяет надежду на островки разнообразия в море продолжений. Эти явления не назвать новыми в индустрии, однако радует, что они продолжают развиваться.
Сиквелы мы тоже, конечно, любим — как торты, например. Просто, продолжая аналогию, диета на одних тортах убьёт буквально, а на повторах — умрёшь от скуки. Пока же перспектива без перспектив на оригинальность маячит на горизонте, но ещё не стала реальностью.