В эти новогодние праздники наш город ожидает рекордное число туристов: эксперты полагают, что гостей впервые будет чуть ли не больше, чем в доковидном 2019 году. Власти Петербурга уже основательно подготовились к приёму приезжих: обновили иллюминацию, залили катки, поставили горки, организовали целых три масштабные ярмарки. А в новогоднюю ночь гуляющим обещан грандиозный концерт в самом сердце города.
Однако стоит учесть, что далеко не всегда ожидания совпадают с действительностью. Некоторые популярные места Питера в сезон новогодних праздников лучше обходить стороной — и здоровья ради, и кошелька для.
Главная артерия Санкт-Петербурга и в обычные дни, мягко говоря, перегружена пешеходами и машинами. Прогулка по Невскому была приятной и размеренной разве что во времена Пушкина или Гоголя, теперь же туристам приходится толкаться в шумной толпе, пытаясь сфотографировать хоть что-то, где нет людей.
Ну, а в предновогодние дни, и особенно в ночь с 31 на 1 Невский окончательно и бесповоротно превращается в бурлящий поток нетрезвых туристов всех мастей и цветов кожи. К тому же именно среди подгулявшей толпы особенно вольготно чувствуют себя карманники. Так что за умиротворяющей новогодней атмосферой вам точно не сюда.
Если так уж хочется побывать на Новый год в центре, лучше свернуть в любую из многочисленных улочек, идущих от Невского — они ничуть не менее колоритны, зато и движение там поспокойнее, и народу на порядок меньше. Уютная Малая Садовая, Караванная с кучей интересных кафе, тихая Казанская, да в конце концов, чудесные набережные Фонтанки и Мойки — здесь можно спокойно гулять часами и делать изумительной красоты снимки на фоне кружевных мостов и роскошных зданий.
Кстати, метро в Петербурге работает всю новогоднюю ночь, а вот для легковых машин центр с вечера перекрывают — имейте в виду.
Пойти на Дворцовую площадь — самое глупое, что можно сделать в новогоднюю ночь. Атмосферы праздника там не дождётесь: вместо неё огромные толпы народу, пьяные разборки, спонтанные драки тут и там, кучи мусора, а главное — дикие очереди. Что? Да! Дело в том, что на Новый год всё пространство вокруг ёлки огораживают, а на входах ставят полицию, которая тщательно досматривает каждого — не проносит ли с собой алкоголь. Вам оно надо?
А в этом году ожидается особенная жесть: возле Певческого моста планируют построить горку с — внимание — бесплатными ватрушками. Не нужно обладать фантазией Джеймса Кэмерона, чтобы представить, какой апокалипсис там будет твориться.
Новогодний концерт на Дворцовой — отдельная тема для критики. Вот что пишет о своём опыте посещения новогоднего Петербурга одна из разочарованных путешественниц.
«На самой площади было не протолкнуться! Сцены с выступающими артистами не видно и к ней не подойти — только если на большом экране, что установлен там же».
Кстати, посмотреть салют с Дворцовой тоже толком не получится: его оттуда не очень видно. Наблюдать за расцвеченным небом лучше всего с другой стороны Невы, со стрелки Васильевского острова. Оттуда же получаются самые эффектные кадры.
А на Дворцовую можно сходить в любой другой день: и отличные снимки сделаете без риска разбить телефон в толпе, и красавицей-ёлкой полюбуетесь. В этом году, кстати, её украсят в стиле «Щелкунчика» — будет очень нарядно и эффектно.
В последние годы остров Новая Голландия, на котором раньше размещались склады, стал центром притяжения петербуржцев и гостей города. Зимой здесь заливают огромный каток и ставят необычные украшения. Но откровенно говоря, в пик новогодних праздников сюда лучше не соваться.
Каток в Новой Голландии, бесспорно, хорош, но в праздники он так переполнен, что о нормальном катании не может быть и речи. Уже хорошо, если вас никто не собьёт и не поранит. Ну, а кроме катка, делать тут, по сути, нечего: даже очень медленным шагом, с остановками для фото, весь остров можно обойти минут за 15, от силы полчаса. На территории есть пара недешёвых ресторанов и кафе, но на этом всё.
В качестве альтернативы советуем сходить на новый каток в Севкабеле: покататься с видом на Финский залив — незабываемый опыт. К тому же рядом целая россыпь всевозможных творческих местечек и оригинальных кафешек. Это относительно новое культурное пространство в Петербурге, и посетить его однозначно стоит, к тому же праздничные декорации там ничуть не хуже, чем в Новой Голландии, а народу в разы меньше.
Ещё одно популярное развлекательное пространство в Петербурге — Никольские ряды. Оно появилось пару лет назад на месте заброшенного пустыря: в уютном дворике располагаются киоски с едой, тут же устраивают разные мероприятия, а зимой строят высокую горку для ватрушек и карусели. Вообще получается очень уютно и лампово, и сходить в Никольские ряды, конечно, стоит, но только не в Новый год.
Опыт прошлых лет показал, что в выходные и праздничные дни здесь раньше умрёшь в очередях, чем покатаешься. К тому же все аттракционы платные и совсем недешёвые. Как вариант можно забраться на смотровую башню — оттуда открывается впечатляющий вид сразу на три собора и Мариинский театр. Но и тут придётся отстоять очередь, а наверху дольше пары минут простоять не получится из-за пронизывающего ветра.
Оптимальное решение — заглянуть в Никольские ряды в будний день до обеда, очереди будут куда меньше. Чтобы сэкономить ещё больше времени, входные билеты можно купить онлайн, и сделать это лучше сильно заранее.
Ещё одна роковая ошибка гостей Петербурга — отправиться в Эрмитаж в новогодние праздники. Впрочем, если у вас есть лишние нервные клетки и вы обожаете стоять в очередях, это отличный вариант времяпрепровождения. Всем остальным не рекомендуем.
Главная проблема Эрмитажа — организовано всё из рук вон плохо, поэтому малейший наплыв посетителей тут же стопорит весь процесс и превращает культурный досуг в многочасовые мучения.
«Мы очень разочаровались от посещения музея в новогодние праздники, — возмущается автор платформы „Дзен“, посетившая наш город несколько лет назад. — Неужели у Эрмитажа нет средств или возможностей привлечь, например, волонтеров, для работы в загруженные даты?»
Женщина рассказала, что страдания её семьи начались в буквальном смысле с вешалки.
«Спустились вниз, в гардероб и заняли очередь вон там в глубине, толпа начала прибывать дикими темпами. Очень много людей, давка и совсем нечем дышать. Пришлось уйти на лестницу, так как начала кружится голова».
Когда измученные туристы дошли наконец до гардербщика, выяснилось, что свободных мест нет. Между тем в очереди стояли и люди, которые хотели забрать свою одежду — но не могли.
Автор добавила, что она хотя бы сэкономила время, купив билеты онлайн: те, кто не догадался это сделать, вынуждены были стоять по часу-полтора в очереди на морозе.
Поэтому советуем отложить посещение Эрмитажа на другой раз, а пока переключиться на другие музеи — в Петербурге их очень много. Главное, чтобы они были не из следующего пункта.
За последние несколько лет в центре Петербурга без меры «расплодились» всевозможные развлекательные площадки, которые с гордостью именуют себя «музеями». Чем вводят в заблуждения туристов, приехавших в культурную столицу за культурным досугом. К тому же уличные зазывалы активно завлекают прохожих «выгодными акциями» — например, три разных «музея» по одному билету: как тут устоять?
На самом деле «развлекаловки» вроде «Дома вверх дном», «Внутри человека» или «Зеркального лабиринта» никаких новых знаний или пищи вашему уму не дадут. Это просто помещение с яркими визуальными образами без какой-либо познавательной составляющей — интересно тут будет разве что детям, да и те больше трёх минут здесь не проведут.
В тот же «чёрный список» можно смело внести всевозможные «музеи» еды: шоколада, чая, кофе, пряников и иже с ними: по сути, всё это просто лавки с задранными втридорога ценами. И только выйдя из очередного такого «музея» с кучей ненужных покупок, турист начинает осознавать, что его обдурили. В общем, все эти «музеи»-пятиминутки — сплошная халтура, нацеленная на быстрый и относительно честный отъем денег у населения с минимальными затратами.
Вот, к примеру, что пишут разочарованные посетители о «Дом вверх дном».
«Очень тесно и душно, некоторые секции не работают, остальные настолько маленькие, на 1-2 человек, что даже сфотографировать нормально сложно». А вот честный отзыв о «Зеркальном лабиринте»: «Элементарный проход между зеркал или лент, просто зашёл и вышел на три минуты ради фотки, если денег на это *** не жалко, вперёд!»
На минуточку, за посещение каждого такого «музея» нужно заплатить минимум 500 рублей. То есть семьи из 4 человек фактически выбросит на ветер 2000 рублей! Намного разумнее потратить эти деньги, скажем, на Зоологический музей, в котором более 30 тыс. удивительных экспонатов, или на Музей железных дорог с его невероятными моделями паровозов и поездов.
Зимой в Петербурге начинается сезон различных световых и мультимедийных шоу. Например, в этом году 9 и 10 декабря такое шоу покажут на Дворцовой площади. Организаторы обещают настоящий мультимедийный спектакль к 320-летию города с использованием «передовых визуальных технологий»: мэппинга, моушн-дизайна, VR-видео.
В реальности все эти зрелища, скажем так, далеки от понятия шоу и особого восторга не вызывают, к тому же видеоряд прямо-таки забит скрытой и явной рекламой спонсоров. Единственный плюс — шоу совершенно бесплатное. Так что имеет смысл посмотреть только если случайно будете находиться рядом в это время, а вот ехать с другого конца города ради невнятного 15-минутного «мультика» на стене здания — удовольствие сомнительное.
То же самое можно сказать о распиаренном «Саде света» в Ботаническом саду. Билет на него стоит весьма приличных денег — 450 рублей детский и 650 взрослый, и это за коротенькую прогулку по довольно скромным инсталляциям.
«Весь маршрут прошли туда и обратно за 20 минут. Инсталляция на главном здании еле видна, кривые и косые оформления дорожек по маршруту, подсвеченное, разваливающейся или ремонтирующееся здание, подсвеченный туалет, три фигуры динозавров в обрамлении светящейся ленты, выход в другом конце парка и очень дорогие билеты за это убожество», — жалуется одна из посетительниц.
В общем, «стричь» деньги с людей у нас пока умеют лучше, чем делать достойные мультимедийные проекты. Так что если у вас есть лишние пара тысяч, лучше потратить их на кино или кафе, чем мёрзнуть в очередях ради сомнительного светового шоу.
Прогулки по крышам в Петербурге уже давно хотят запретить — слишком уж опасное развлечение. Но пока что организаторы таких экскурсий продолжают играть с огнём. Тем более что туристов хлебом не корми — дай насладиться романтикой питерских крыш.
Ходить на подобные экскурсии — огромный риск в любое время года. Ведь если с вами что-то случится, никто за это не ответит. Но в зимнее время лазить по крышам особенно опасно: очень скользко, один неверный шаг — и остаток петербургских каникул придётся провести в гипсе. И это ещё в лучшем случае.
Кроме того, в новогодние праздники часть экскурсионной группы непременно будет поднимать себе настроение спиртным, несмотря на все запреты. И кто знает, что придёт в голову подвыпившим людям на высоте? Известны случаи, когда расшалившиеся подростки начинали прыгать по дощатым перекрытиям, рискуя собственными жизнями и нервируя других туристов.
Да и в конце концов, лазать по верхотуре, когда уши сворачиваются в трубочку от холодного ветра, а нос превращается в сосульку, то ещё наслаждение. Если так уж хочется сделать селфи на фоне питерских крыш, перенесите этот эксперимент на сезон белых ночей.
Для сотен людей сходить на «Щелкунчика» в одном из лучших театров Петербурга — один из обязательных пунктов новогодней программы. И один из самых затратных: в Мариинке билеты на легендарный балет в праздничные дни стоят от 6000 до 15000 рублей, а в Михайловском и того дороже — до 25000.
Спрашивается, ради чего так тратиться, если те же спектакли можно посмотреть в другие даты за куда меньшую цену? Или вообще выбрать другие, менее пафосные и не столь именитые площадки — например, в БКЗ «Октябрьском» можно посмотреть того же «Щелкунчика» в исполнении театра Якобсона всего за 1200 рублей.
Тем более что постановки Мариинского и Михайловского хоть и хороши, но по мнению многих, всё же не стоят таких больших денег.
«Хорошо, что взяли самые дешёвые билеты. Через 15 минут сидели как на концерте, слушали музыку, так какне приятно было смотреть на танец. Пойдём в другое место», «Нет духа рождества, праздника, сказки, хореография не впечатлила», «Ожидала большего. Танцуют на 3+. Костюмы и декорации на 4», — пишут некоторые разочарованные зрители.
Нет лучшего способа испортить себе Новый год, чем антреприза. Для большинства актёров предновогодние дни — это время большого гастрольного чёса, когда они ездят по городам и весям с одним и тем же второсортным спектаклем и, грубо говоря, «рубят бабло».
В Петербурге такие постановки обычно идут в ДК «Выборгском», ДК им. Ленсовета, ДК им. Газа и на прочих подобных площадках. На афишах, заметьте — сплошь громкие имена: Александр Балуев, Татьяна Васильева, Алексей Чадов, Ярослав Бойко, словом, звезда на звезде и звездой погоняет.
Качеством или хотя бы глубоким сюжетом такие спектакли обычно не отличаются. А когда они играются 31 декабря, впритык к бою курантов, актёры ещё и работают зачастую «на отвали», откровенно халтурят и торопятся успеть на самолёт — они же тоже люди и хотят успеть встретить Новый год с близкими. В результате получается какой-то сплошной испанский стыд, о котором потом даже вспоминать не хочется.
«Спектакль заявлен как комедия, но на самом деле на комедию он не тянет. Шутки и юмор, иногда звучащие со сцены, заставляли смеяться лишь редких зрителей. Жаль потраченного времени и денег». «Лет 15 уже не попадала на спектакль с которого хотелось уйти. Хотя это недоразумение и спектаклем-то назвать нельзя, это суррогат какой-то», — такими отзывами сопровождается почти каждый антрепризный спектакль.
Впрочем, что скрывать — и у таких зрелищ есть свой зритель. Если вы не завзятый театрал и хотите простого незатейливого развлечения, зрелища вроде «Мужа в рассрочку» или «Любовь не картошка» вам могут и понравиться. Но если хочется посмотреть действительно качественную, интересную постановку с глубоким смыслом, не нужно «вестись» на громкие имена: в Петербурге множество прекрасных небольших театров с отличным репертуаром. Рекомендуем обратить внимание на Молодёжный театр на Фонтанке, театр «За Чёрной речкой», театр «Мастерская», театр «Суббота» и другие.