Мебельная отрасль оказалась в последние годы одной из немногих, где цены не увеличивались с каждым месяцем, а на что-то даже корректировались в меньшую сторону.
Обороты мебельщиков стабильно взлетали за счёт покупателей новостроек, обустраивающих своё жилье, и закупок госкомпаний, при этом поставки в недружественные страны прекратились. В итоге только за 10 месяцев 2023-го рынок вырос на 42% и взял планку в рекордные 350 млрд рублей.
Но с июля, когда начал «проседать» рубль, картина стала меняться. Цены с осени поползли вверх в среднем на 6,3% и разогнались к концу года. Разбираемся, почему так происходит, чего ждать дальше и останется ли мебель доступной для покупателей.
Как считает генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков, для мебельной отрасли 2023 год, по сравнению с 2022-м, был успешным. По его данным, российский рынок существенно вырос, за 10 месяцев 2023-го он увеличился в денежном выражении до 350 млрд рублей, или на 42%, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
— По итогам 2023 года он может вырасти до 438 млрд рублей. Положительной динамике способствовал восстановившийся спрос на фоне ввода нового жилья, стабильные цены на продукцию, которые не росли до лета 2023 года. После паузы 2022 года, в 2023-м выросли закупки мебели со стороны муниципальных госучреждений и госкомпаний, — пояснил Александр Шестаков и добавил, что по некоторым позициям цены до лета даже снижались.
По его мнению, снижению стоимости способствовали объективные причины. Например, упали объёмы экспорта древесины, что скорректировало цены на плитные материалы. Вся мебель, предназначенная для экспорта в Европу, осталась на российском внутреннем рынке, что также нашло своё отражение в стоимости.
Ситуация начала меняться с июля из-за ослабления курса рубля, рассказал Александр Шестаков.
Так, по данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), рост цен производителей мебели для внутреннего рынка в октябре 2023 года составил 6,3%, по отношению к декабрю 2022.
Сильнее всего с начала года (по октябрь 2023-го) подорожали кухонные шкафы (+16%) и наборы кухонной мебели (+12%).
— Цены на мебель выросли из-за подорожания импортных комплектующих и материалов — от фурнитуры до лакокрасочных покрытий. Их доля в себестоимости продукции может доходить до 40%.
Подорожала мебель неравномерно, больше выросла цена на импортную мебель, пропорционально курсу рубля. Также увеличилась стоимость мягкой мебели, где много как импортной фурнитуры, так и тканей, — констатировал Александр Шестаков.
Так, 95% фурнитуры до сих пор остаётся импортной.
Как подчеркнул генеральный директор мебельной компании Lazurit Денис Егоров, крупные ретейлеры стараются как можно дольше удерживать цены на прежнем уровне, а также регулярно запускают акции и скидки для покупателей розничной сети и интернет-магазинов.
— Но на некоторые факторы, например, подорожание фурнитуры и увеличение тарифов на электроэнергию, мы повлиять не можем. Растёт себестоимость производства, как следствие, увеличиваются и цены на готовую продукцию.
На отечественном мебельном рынке самые стабильные цены остаются на недорогие изделия из сегмента масс-маркета, в составе которых много фанеры, пиломатериалов, отметил он.
Прогнозы по ценам и в целом по ситуации в отрасли на 2024 год участники рынка делают с крайней осторожностью.
— Мы с некоторым опасением ждём 2024 года, так как темпы строительства замедляются, ипотека становится менее выгодной, а новострой — один из основных каналов продаж мебели, — подчёркивает Александр Шестаков.
Напомним, с 23 декабря 2023 года максимальный лимит ипотечного кредита снижен для всех регионов с 12 до 6 млн рублей, он даётся только один раз на одного заёмщика, а первоначальный взнос увеличен с 20 до 30%. Как считают аналитики рынка недвижимости, это может привести к «охлаждению» «первички», цены на которую ещё никогда не падали.
Генеральный директор и основатель компании «МИР. Мебель. Инвестиции. Ритейл» Алексей Лопухин полагает, что с мебелью всё будет зависеть от ситуации с курсом рубля в 2024-м.
— Очевидно, что если доллары и евро пойдут в рост, то мебель подорожает. Но, если рубль укрепится, то возможны и корректировки в сторону уменьшения стоимости. А так дорожает всё, — констатирует он.
По словам Алексея Лопухина, снижение именно в мебельной отрасли возможно за счёт того, что на рынке, наравне с такими миллиардными игроками, как HOFF, есть и небольшие производители, специализирующиеся на эконом-сегменте, где наблюдается стабильный рост спроса за счёт перемещения туда клиентов среднего класса. Активно бюджетные производства сейчас развивается в Пензе и Кузнецке.
— У некоторых предприятий в этих городах заказы расписаны на месяцы вперёд. А вот со средним классом и элитным сегментом сейчас вообще всё очень нестабильно. То наблюдаем взлёты по спросу, то откровенные провалы, — поделился аналитик.
На условиях анонимности собеседники рассказывают, что рост цен может быть в пределах 10%, а иначе «найдутся умельцы, которые соберут всё в условном гараже».
По словам Дениса Егорова, многие стараются сэкономить, в том числе и на мебели. Но это не означает, что люди покупают самую дешёвую и некачественную продукцию.
— Наоборот, потребители ищут оптимальное соотношение цены и качества, так как рассматривают покупку мебели как долгосрочную инвестицию, поэтому умеренное снижение затрат на мебель не означает автоматический переход на самые дешёвые модели. Скорее, покупатели стали чаще откладывать покупки в ожидании скидок и акций, чаще пользоваться рассрочкой, — признаёт он и добавляет, что в их компании доля продаж в рассрочку составляет около 30%.
Президент и председатель Совета гильдии маркетологов Игорь Березин склонен прогнозировать благополучный сценарий для развития отрасли в 2024 году и не ожидает серьёзного роста цен.
— На мой взгляд, фактор сворачивания льготной ипотеки именно для мебельной отрасли слишком преувеличен на среднесрочные перспективы. По октябрю и ноябрю 2023-го, когда ещё действовали старые цифры, мы, скорее всего, опять увидим рекордные цифры. При этом в 2023 году будут и абсолютные цифры по вводу с планкой за 100 млн кв. м, а есть и люди, которые строят жильё на свои деньги, а не покупают его в ипотеку.
В принципе для мебельщиков обустройство новых квартир не является исключительным движущим фактором. Есть и те, кто проводит ремонт, переезжает во «вторичку», получает там «квадраты» в наследство или приобретает их, — поясняет он.
Игорь Березин обращает внимание и на другой важный момент. По его мнению, рост реальных доходов есть «в больших, но не глобально больших группах населения». Это айтишники, работники ОПК, банковского сектора. Они чувствуют себя уверенно с точки зрения потребительского поведения, но их не больше 10—15% от общего количества населения. У 50% доходы выросли на размер инфляции.
— Ещё у 30—35% населения доходы увеличились только на 5%, то есть, меньше инфляции.
Вот эта последняя группа деньги на мебель точно тратить не будет, так как продукция не входит в список даже третьестепенных жизненно важных необходимостей.
Мебель — это даже не холодильник, где хранятся продукты, и если он окончательно сломается, то покупки нового не избежать. Мебель можно бесконечно чинить, — поясняет он.
По словам Игоря Березина, на мебельном рынке в 2024 году проявятся разнонаправленные тренды. Те, кто чувствуют себя уверенно и дальше позволят себе покупать мебель, и, даже, возможно, переключатся на более дорогой сегмент. Те, у кого доходы не растут, начнут экономить или вообще откажутся от покупок.