С первого дня зимы у российских инспекторов ГИБДД появилось право контролировать использование шин, не соответствующих сезону: ездить на летней резине с декабря по февраль теперь запрещено, а за нарушение, согласно кодексу, грозит штраф 500 рублей. Какие еще изменения, о которых должны знать водители, вступили или только вступят в силу в этом месяце? Об этом в программе «Полезное утро» телеканала 78 рассказал автоэксперт Дмитрий Попов.
В декабре в России вступил в силу новый перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Согласно поправкам, в случае нарушения требований к сезонности шин виновнику грозит штраф в размере 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Как отметил Дмитрий Попов, конкретного обязательства ездить на летней или зимней резине по сезону до 1 декабря этого года не существовало. И в перечне такого требования никогда не было.
«И все хорошо, но тут начальник ГИБДД России Михаил Черников сделал потрясающее заявление, которое всколыхнуло весь автомобильный мир. Он заявил о том, что ГИБДД не будет штрафовать за использование резины не по сезону», — рассказал специалист.
Черников уточнил, что каждый владелец авто должен сам готовить свой автомобиль, чтобы можно было безопасно передвигаться по дорогам в условиях зимы. Однако расслабляться рано. Вероятно, заявление главного гибэдэдэшника относится лишь к регионам, где в середине декабря температура воздуха составляет до +6 градусов. Например, Сочи или Крыму. Каких-то новых комментариев на этот счет от ведомства, к сожалению, не поступало.
Так или иначе, слова начальника ГИБДД никак не могут отменить установленные законом правила. Не стоит также забывать, что, разъезжая по скользким дорогам на летней резине, вы подвергаете опасности не только себя, но и других участников движения.
Что делать, если у тебя есть зимняя резина, но она от разных производителей? По словам автоэксперта, требование по использованию зимних колес одно: нельзя ставить шипы только на одну ось.
«Если ты пользуешься шипами, то должен полностью ошиповать весь автомобиль», — отметил Дмитрий Попов.
Также эксперт напомнил, что на одной оси должны стоять колеса-близнецы: братья по конструкции (камерная или бескамерная), весогабаритам (они указаны на боковой поверхности колеса) и рисунку протектора (следы должны быть одинаковые). То же самое правило будет действовать, если у вас передние и задние шины фрикционные, то есть «липучки».
1 декабря завершился период для уплаты транспортного налога. После этой даты не оплаченный вовремя налог становится задолженностью, на которую начисляются пени. Поэтому, если вы забыли или не успели рассчитаться с государством, нужно иметь ввиду, что уже с первого дня просрочки долг будет расти.
Пеню можно вычислить по формуле: задолженность по налогу х 1/300 ставки ЦБ х количество дней просрочки.
Оплатить же транспортный налог и задолженность можно:
К слову, если вы не уплатите долг до обозначенной даты, то налоговая подаст на вас в суд. После судебного приказа деньги спишут со счета в банке, а информацию о вашем долге могут также направить работодателю.
По словам Дмитрия Попова, не все, к сожалению, понимают, за что именно они платят налог.
«Ко мне обратились несколько человек, которые в этом году — летом — продали авто. Сколько мне платить? Я говорю, по полной платить, на всю катушку. Как это так, ведь я же продал автомобиль? Ребята, мы платим в этом году транспортный налог за 2022 год», — объяснил специалист.
В следующем же, 2024 году, до 1 декабря придется заплатить налог за те месяцы текущего года, когда вы еще были владельцем машины.
Декабрь — последний месяц существования моратория о продлении срока службы водительского удостоверения. Если оно заканчивается в декабре 2023 года, то вы можете ничего не менять и ко дню окончания действия документа смело прибавить еще три года — так вы узнаете новую дату.
«Будьте внимательны, если удостоверение у вас заканчивается 2-3 января следующего года, то вам уже нужно идти получать медицинскую справку и быть готовым, что надо водительское менять», — предупредил Дмитрий Попов.
При этом автоэксперт скептически относится к инициативе продления прав и советует готовиться к проблемам, которые в результате могут возникнуть в будущем.
«Я предполагаю, что через три года толпа из тех, кто прореагировал на мораторий, соберется в ГИБДД вместе с теми, кому надо будет заменить удостоверение по сроку. Очереди будут, наверное, в 2-3 раза больше», — предупредил эксперт.
До 1 декабря этого года можно было выпускать транспортные средства без антиблокировочной системы тормозов (ABS). Она позволяет машине оставаться управляемой даже во время экстренного торможения. Напомним, что с 2022 года из-за санкций действовал ряд льгот и послаблений для производителей. Решение было принято в связи с невозможностью получать необходимые комплектующие.
Теперь же срок льготного периода подошел к концу, поэтому производство авто снова должно соответствовать ранее заявленному критерию: обязательное наличие ABS. Добавим, что владельцев, у которых нет антиблокировочной системы тормозов, инспекторы штрафовать не будут.
С 19 декабря в силу вступят новые ценовые справочники, по которым страховые компании рассчитывают размер компенсации по ОСАГО. Средняя стоимость запчастей по сравнению с ценами предыдущей версии от 19 сентября увеличится на 9,8%.
В Российском союзе автостраховщиков при этом заявили, что на тариф ОСАГО действует стабилизация цен на запчасти. Например, в октябре этого года средняя стоимость полиса составила 7901 рубль и, по сравнению с январем 2023 года, снизилась на 1,7% или на 134 рубля.
Отметим, что при определении средних цен страховщики используют данные как об оригинальных запчастях, так и о более дешевых аналогах.
В первый декабрьский день также закончился эксперимент с бесплатным проездом электромобилей по федеральным трассам «Автодорога», который действовал с марта 2023 года. Теперь владельцы будут платить за проезд по следующим магистралям:
Отметим, что проезд по платной трассе от Санкт-Петербурга до Москвы в будний день на легковом транспорте стоит в среднем около 2 400 рублей.
С наступлением холодного сезона многие водители задумываются, надо ли на машину крепить знак «Шипы»? Напомним, что в России обязанности клеить на стекло букву «Ш», обозначающую использование шипованной резины, нет уже пять лет.
Сейчас есть хорошие шипованные колеса, но проблемы с ними все равно остаются, рассуждает о норме Дмитрий Попов. Периодически головки шипов отваливаются и «прилетают» в лобовое стекло идущей позади машины. В результате на нем остается трещина.
«Знал бы я, что у него шипованные колеса, то, наверное, подальше от него ехал бы. И вот это в голове есть, что нужно ехать подальше от авто с буквой "Ш"», — поделился мнением собеседник.
Автоэксперт рассчитывает, что требование о знаке шипованных колес все же снова вернется, тем более, что есть много способов, как не портить наклейкой стекло. Например, есть вариант знаков на присосках — такую конструкцию можно крепить и снимать много раз, не оставляя при этом следов.