Судьи автодрома «Игора Драйв» ощутили себя на месте экипажа болида в условиях ЧП: тушили загоревшийся автомобиль и выбирались из салона на скорость. Инструкция для таких случаев простая, но волнение может всё сильно усложнить.
Гоночный автомобиль загорелся на трассе во время соревнования. Маршалы, которые сопровождают мероприятие, тушат его своими силами — такова легенда. На самом деле ЧП не произошло. На автодроме «Игора Драйв» проходит тренировка маршалов — они отрабатывают действия в экстренных ситуациях.
Именно судьи первыми окажутся рядом с гонщиками, если что-то случится — они должны уметь помочь. В таких ситуациях, как правило, все теоретические инструкции сразу забываются, должна работать мышечная память.
— Выдёргиваем чеку, здесь пластиковая пломба. Чека выдергивается, мы её выдернули, чеку в карман, — рассказывают специалисты.
Действия, хоть и простые, надо отточить. Нельзя забывать: капот не открываем сразу, огонь ударит в лицо.
Тимур Жамалов раньше приезжал на гонки только в качестве зрителя, очень хотелось быть сопричастным — в этом году пошёл в судьи. Прошёл семинары, выучил значения судейских флагов и сдал экзамены. Он уже работает на мероприятиях, но надо повышать категорию, чтобы попадать на самые захватывающие гонки.
— Сам никогда не принимал участия, к счастью, в пожаротушении. Слава богу на наших дистанциях всё было хорошо. Оказалось не сложно, но горячо и стрессово, — отметил он.
Еще одно испытание для маршалов — нужно выбраться из машины на время. Со стороны кажется просто. А на практике — не подумаешь о какой-то мелочи и потеряешь драгоценные секунды.
— Мне мешала выбраться из машины подошва ботинок, потому что она очень громоздкая, и ремень, который цеплялся за эти погоны, — призналась маршал 3 категории Валерия Дмитриева.
Судья первой категории Александр Кац тренируется вместе с новичками. Маршалам, как и гонщикам, нельзя терять форму.
— В 14-м году совершенно неожиданно метрах в 20-ти от меня машина ударилась в гардрель на посту 1.6 «Сочи-автодрома». Для меня было неожиданно, что удар пройдёт по бетонной стене и по гардрели, и на посту тряхануло достаточно сильно, — заявил Кац.
Защита в гоночных машинах усиленная — надо чётко запоминать, что за чем отстёгивать. Маршалы не оказываются внутри горящей или перевёрнутой машины, но должны знать, что ощущают пилот и штурман. Такие навыки пригодятся не только тем, кто собирается стать судьей, а всем, кто ездит в автомобилях.
Норматив составляет 5 секунд. Впрочем, даже действующие судьи справляются иногда за 11-12 секунд. Рекорд участников — 3.50 секунды.
Судьи подвели итоги года — вручили благодарственные письма всем участникам и кубки самым активным. В Новом году будут новые победы и в судейском зачёте. И сбудется чья-то мечта стать маршалом, ведь для этого не нужно даже знание правил дорожного движения, главное — любовь к автоспорту. Всему остальному обучат на автодроме «Игора Драйв».