Прямой эфир

Проклятие консерватории Римского-Корсакова в Петербурге: реконструкции, суды, пожары

Анна Федорова
7 декабря 2023, 10:58
Ровно 200 лет назад знаменитый зодчий Тома де Томон погиб на пепелище здания. Сразу после первого крупного пожара в Россию пришёл Наполеон, а после второго начался ужасный голод. 78.ru разбирался в запутанной истории памятника, который опять загорелся. И помимо казнокрадов обнаружил там масонов и мизинец Грибоедова.
Коллаж 78.ru: МЧС Санкт-Петербурга, unsplash.com, flaticon.com/Vectors Tank

Санкт-Петербургская консерватория Римского-Корсакова: история

Нынешнее здание консерватории — это перестроенный Большой театр. Его начали возводить в 1775 году по проекту Антонио Ринальди. К тому времени придворный архитектор Екатерины II создал в Петербурге много знаковых памятников от Мраморного дворца до католической базилики святой Екатерины на Невском. Но Большой театр оказался слишком крепким орешком: зодчий свалился с лесов, заболел, приуныл и вскоре уехал в родную Италию.

Проект пришлось переделывать. Массивное здание всё-таки достроили, но оно не простояло и двух десятилетий, как на престол взошёл Александр I. Он тут же решил, что ему нужен более праздничный фасад, да и размеры неплохо бы увеличить. За дело взялся Тома де Томон, построивший до этого здание Биржи. С задачей француз справился блестяще, современники восхищались Аполлоном на фронтоне и обновлёнными интерьерами, но уже через пять лет в театре произошёл пожар.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Похоже, должных выводов из произошедшего так и не сделали, и спустя год, в 1811 году, здание снова загорелось, и на этот раз огонь спалил его дотла. По легенде, царедворец и острослов Александр Нарышкин докладывал императору:

«Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены, всё один партер…»

Спустя два года придворный архитектор Тома де Томон обследовал руины и свалился с лесов, как его предшественник Ринальди. Француз скончался от полученный травм. Отпевали его в той самой католической базилике, построенной итальянцем. И было это ровно 200 лет назад — в 1813 году.

Но это не самое странное совпадение. В истории здания было два крупных пожара. Первый случился в 1811 году, а на следующий год с Россией приключилось нашествие Наполеона. Как сообщается на сайте консерватории, второй раз здание сгорело в 1890-м. А в 1891-м в стране начался голод, унесший жизни 400 тыс. человек. Популярно мнение о том, что именно это бедствие подорвало доверие к царскому правительству и привело в конечном итоге к революции.

Но вернёмся ко временам, которые наступили сразу после победы над Наполеоном. Тогда на сцене Большого театра выступала блистательная балерина Авдотья Истомина, воспетая самим Пушкиным в «Евгении Онегине». После очередного представления, в котором красавица «летала, как пух из уст Эола», её забрал домой автор «Горя от ума» Александр Грибоедов. Это роковое решение стоило ему мизинца.

Грибоедов повёз красавицу на квартиру к другу графу Завадовскому. Говорят, балерина станцевала им обнажённой. Что там было ещё, доподлинно неизвестно, так как у прислуги отсутствовали смартфоны, но Истомина провела в гостях двое суток. Об этом узнал её любовник граф Шереметев, предположивший самое худшее. Последовала знаменитая четверная дуэль. Сперва Завадовский насмерть застрелил Шереметева, а через некоторое время секундант последнего будущий декабрист Якубович попал Грибоедову в палец.

Александр Грибоедов/ Фото: wikimedia.org
Александр Грибоедов/ Фото: wikimedia.org

У Пушкина Истомина танцует именно в Большом театре, но Грибоедов забирал её не там. Дело в том, что первая дуэль произошла в 1817-м году, а Большой театр отстроили после пожара только к 1818-му. Зато заново он открылся балетом «Зефир и Флора», в котором как раз блистала Истомина. А музыку написал итальянец Катерино Кавос. Он же сочинял музыку для масонов. А ещё представил оперу «Иван Сусанин» за 20 лет до Глинки.

Доподлинно известно, что масоном был и Грибоедов. А Глинка дружил со многими известными масонами. Его «Жизнь за царя», поставленная в Большом театре в 1836 году, считается первой русской национальной оперой. Виновато ли в этом проклятие театра, но судьба произведения тоже оказалась тяжёлой. При большевиках оперу перестали ставить, а потом она вернулась на сцену, но надолго потеряла и название, и изначальный смысловой посыл.

Ещё один масонский след — в 1802 году на сцене Большого театра выступал танцовщик-масон Василий Балашов. Декорации обрушились и нанесли артисту травмы. Император назначил Балашову пансион, а тот уехал в Москву и стал выступать на сцене Московского императорского театра. Спустя год он сгорел, а ещё через несколько лет на его месте появился московский Большой театр — копия петербургского. А петербургский к тому времени тоже сгорел. Совпадение? Разумеется. Хотя кто его знает?

Реставрация консерватории Римского-Корсакова в Петербурге

После того, как здание Большого театра в Петербурге в очередной раз сгорело в 1890-м, его перестроили уже под нужды Санкт-Петербургской консерватории. А впоследствии ещё несколько раз переделывали. То новый театр надо приютить, то домовый храм запечатать, как было принято после революции. Неудивительно что к началу XXI века зданию снова понадобилась масштабная реставрация.

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Только 200 лет назад при царизме Тома де Томону хватило восьми месяцев, чтобы основательно перестроить здание, увеличив его размеры. А вот преемники француза, перед которыми при реставрации стояли куда более скромные задачи, не уложились и в восемь лет. Тут только проклятие может что-то объяснить.

Если де Томон с Ринальди, вероятно, стали жертвами нарушения техники безопасности, то их преемников подкосила другая старая русская беда — коррупция. Достаточно сказать, что подрядчики, работающие на объекте, менялись уже четыре раза. За это время общая стоимость работ превысила 20 млрд рублей. И при этом, под данным следствия, сотни миллионов были расхищены.

Когда начали реставрировать консерваторию Римского-Корсакова в Петербурге

Здание консерватории на Театральной площади закрыли на реконструкцию в 2014 году. Уже тогда за ним тянулся шлейф уголовного дела. В 2010-м в консерватории должны были отремонтировать крышу. По данным следствия, подрядчик завысил стоимость своих услуг. От государства компания «ОлимпСтрой» получила 6,7 млн рублей, а отработала лишь на 400 тыс. Неудивительно, что вскоре после такого ремонта крыша потекла.

Спустя несколько лет счет уже шёл на миллиарды. А работы должны были завершить к 2017-му году. А потом к 2019-му. Теперь надеются успеть хотя бы к 2024-му.

Впрочем, справедливости ради, к девятому году работ некоторые результаты налицо. Здание перекрасили в тёпло-бежевый цвет. Таким оно было между перестройкой в 1896 году и капитальным ремонтом в 1963-м.

Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov

При этом консерватория уже выросла в размерах. Над бывшими дворами строят два светопрозрачных купола из стекла и алюминия. В результате площадь здания вырастет на 600 «квадратов». Под стеклом планируется разместить столовую с кафе и новые помещения для проведения творческих мероприятий.

А ещё реставраторы приводили в порядок многочисленные предметы декора. Многие удалось сохранить, другие воссоздавали по документам и чертежам. Особое внимание, разумеется, уделено Большому залу, где проходят концерты. Когда в консерваторию наконец-то пустят посетителей, они смогут насладиться преимуществами системы переменной акустики.

Суды из-за реконструкции консерватории Римского-Корсакова в Петербурге

Давно уже стало притчей во языцех, что стройка затянулась якобы из-за нерадивых подрядчиков. Такие заявления снимают часть ответственности с нерадивых чиновников. Но пока у правоохранительных органов возникли претензии лишь к одной из компаний, работавших на объекте. Это ООО «Меандр», заключившее контракт и зашедшее на объект только в 2017 году.

Компания должна была получить от ФГКУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» 606 млн рублей. Однако, по мнению следствия, весь аванс в 191 млн рублей был коварно расхищен, а никаких работ «Меандр» проводить не собирался. При этом деньги переводились на счета других компаний и ИП, которые якобы что-то делали или поставляли материалы.

Перед судом предстали генеральный директор «Меандра» Елена Завадская и Евгений Ярмош, которую следствие посчитало бенефициаром. По итогам завершившегося в 2021 году расследования им было инкриминировано две статьи — мошенничество в особо крупном размере и легализация денежных средств, полученных в результате совершения преступления. Защита пыталась отбиваться и валила всё на предыдущих подрядчиков, из-за которых работы якобы и затянулись.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Консерватория — не единственный крупный объект, доверенный «Меандру». В Крыму компания взялась за реконструкцию государственного центра детского театрального искусства. И там всё тоже закончилось уголовным делом. Причём бывший министр культуры региона Арина Новосельская летом этого года уже получила десять лет тюрьмы и штраф в 129 млн рублей за 25-миллионную взятку от Ярмоша.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области также взыскал с обанкротившегося «Меандра» десятки миллионов рублей за неисполненные обязательства по работам в московском Новодевичьем монастыре и здании консерватории в Новосибирске. В результате общий объём требований превысил полмиллиарда рублей. Но возникает вопрос, кто и зачем давал все эти контракты такой нерадивой компании.

Реакция властей на задержки реставрации консерватории Римского-Корсакова

Проблема в том, что работал в консерватории не только «Меандр», и его там давно нет, а объект всё равно никак не могут сдать. Ещё в 2020-м году терпение лопнуло даже у президента Владимира Путина.

— Замечательная идея — реконструировать и своевременная, но скоро она превратится просто в беду. Но я прошу и вас, уважаемые коллеги, и ещё раз правительству напоминаю — заняться этим вопросом и довести его до конца, — заявил тогда глава государства на встрече с сенаторами.
Фото: kremlin.ru
Фото: kremlin.ru

В августе этого года в Кремле прошло совещание по вопросу развития строительной отрасли. Путин снова задал чиновникам неудобные вопросы. Ему опять пообещали, что уж к 2024-му работы обязательно завершат.

— Точно? Ну это просто уже… Не буду дальше говорить. Строители не любят музыку. Такого не может быть! Интеллигентные люди! — возмутился президент.

Кажется, даже у него не хватило цензурных слов, чтобы достойно описать ситуацию.

Пожары и другие несчастья консерватории Римского-Корсакова в Петербурге

Недавно стало известно, что под полутора десятками слоёв штукатурки в консерватории обнаружили старинную роспись, в том числе в запечатанном домовом храме. Её обещали восстановить и музеефицировать. И вскоре после этого в здании опять вспыхнул пожар, который тушили больше двух часов.

Уже известно, что возгорание произошло на первом этаже. Там находился временный склад стройматериалов. В результате огонь охватил также лестничный проём, часть конструкций обрушилась. По одной из версий, загореться могла тепловая пушка.

Пришлось эвакуировать более 1000 рабочих. Ущерб пока только предстоит подсчитать, но в компании АО «Политехстрой» уже успели пообещать, что происшествие не отразится на сроках завершения работ. Хотелось бы в это верить.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

Хотя суеверные люди могут увидеть в пожаре дурное предзнаменование. И вспомнить другие связанные со зданием несчастья, обернувшиеся гибелью одного из самых ярких петербургских зодчих и едва лишившие школьную программу одного из главных шедевров. Четверная дуэль Грибоедова произошла ещё до того, как у писателя возник замысел знаменитой комедии. Считается, это та дуэль изменила весь строй мысли автора и отразилась в том числе на его творчестве.

Впрочем, масштабы двух главных пожаров 19 века были куда серьёзнее, а Наполеон всё равно в итоге разгромлен. Хочется верить, что и с ремонтом консерватории мы тоже когда-нибудь справимся.