Эта версия «Щелкунчика» разительно отличается от других своим особенным духом. Прежде всего потому, что хореограф-постановщик — Начо Дуато — перенёс действия классической сказки в дореволюционную Россию, в начало XX столетия. Постановка насыщена яркой экспрессией и сочетанием классического балета и современного танца. Главные роли исполнят экс-солистка балетной труппы Большого театра Анжелина Воронцова и лауреат многочисленных премий Эрнест Латыпов.
— Для меня было важно рассказать эту историю через телодвижения, балет, который не удивляет трюками и декорациями, а передаёт эмоциональное состояние танцоров, — рассказывал хореограф.
Балет «Щелкунчик» буквально стал визитной карточкой театра и по совместительству одним из самых известных и любимых произведений петербуржцев. В 2022 году балет-феерия отметил 130 лет со дня первого представления. С тех пор хореография несколько изменилась, но суть осталась прежней — в любимой постановке традиционно прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. Щемящий душу Вальс снежинок не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых.
Самой популярной и любимой версией «Щелкунчика» в Ленинграде стала постановка Василия Вайнонена. В 1934 году хореографу удалось тонко показать, что в основе сюжета сказки не победа добра над злом, а история о детстве и взрослении. В отличие от других, в спектакле все события показаны глазами юной Маши, её внутренние переживания и самые искренние впечатления. Балет в этой постановке не сходит со сцены почти 90 лет.
В начале декабря юные виртуозы из детской музыкальной школы «Пикколо» и средней специальной музыкальной школы при консерватории им. Римского-Корсакова продемонстрирует особый взгляд на любимое произведение. А в канун Нового года уже профессиональные актёры покажут музыкальный спектакль по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана. К слову, именно эта постановка удостоилась высшей награды конкурса «Санкт-Петербург — детям — 2018».
Официальное название постановки — «Щелкунчик, или Рождественские сны и видения Мари Штальбаум». Сказочные герои буквально оживут перед глазами зрителей. Особое отличие постановки — конечно, куклы большие и маленькие. Максимально погружение в жизнь и историю маленькой Мари обеспечено. Кроме этого, маленькие зрители смогут посетить настоящий рождественский бал семьи Штальбаумов и повальсировать под звуки Моцарта.
— Спектакль Большого театра кукол — это, конечно же, история любви, её зарождения, история становления души — высокой особенной и прекрасной, — гласит описание на официальном сайте театра.
Премьера спектакля, в котором мир сказки пронизан анимацией и элементами театра теней, состоялась 23 года назад. И с тех пор ежегодно радует самых любознательных зрителей в новогодние каникулы. Куклы здесь — не декорации, а полноправные актёры. Да и всё пространство театра подчинено волшебству и притягательной мистике. Спектакль — лауреат Государственной премии России, лауреат национальной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Сотрудники театра подчёркивают: они расскажут ту версию истории, которую так долго скрывали от зрителей за мишурой и блеском ёлочных игрушек. Акцент с главных героев смещается на рассказчика — Дроссельмейера. Оказывается, в своём чемоданчике он хранит не только загадочные истории, но и лекарство от реальной жизни. Ведь зрители отправятся не в розовый мир, а крысиный, но в конце, как по законам жанра, добро обязательно восторжествует.
В трактовке Максима Студеновского и Владимира Карпова в «Щелкунчике» на первый план выходит мастер Дроссельмейер — крестный отец Мари и Франца, искусный изготовитель движущихся кукол и родной дядюшка заколдованного юноши, обращённого в уродливую игрушку. Сказка обретает притчевый смысл, поскольку мир реальности и мир фантазии переплетаются. Здесь нет деления на чёрное и белое, а есть только поэзия и проза, музыка и тишина. Уникальный опыт, который смогут пережить не только взрослые, но и дети.
Народный артист России, педагог и экс-премьер балета Большого театра продемонстрирует свой взгляд на постановку уже упомянутого Василия Вайнонена. Подробности постановки Николай Цискаридзе пока держит в секрете, правда, обещает, что спектакль оценят и дети, и взрослые. Особое внимание ректор Академии русского балета уделил традиционной постановке, которая, к слову, считается одной из самых гениальных.
— Моя главная задача была попросить их вспомнить о классическом наследии и относиться к нему внимательнее, — отметил балетмейстер в одном из интервью.
В спектакле множество танцевальных номеров и невероятно красивые, праздничные костюмы, которые заставят ребёнка почувствовать радость. Даже ужасная Мышильда не так страшна: в спектакле театра «На Неве» у неё не три и не семь, а всего одна голова, и гибнет она от... горячего шоколада! Такое необычное представление точно придётся по вкусу тем детям, которые ещё ни разу не посещали театр.