Прямой эфир

Скорее да и онлайн: на что и сколько готовы потратить в «Чёрную пятницу» петербуржцы?

Светлана Коваленко
23 ноября 2023, 12:13
Петербуржцы и москвичи среди россиян намерены стать самыми активными участниками «Чёрной пятницы»-2023, выяснили аналитики одного из крупнейших банков. Между тем, на День шопинга хотя средний чек и вырос, но покупателей стало меньше, а впереди ещё и новогодний sale. Разбираемся, на что готовы потратиться жители Северной столицы в «Чёрную пятницу» и когда всё-таки лучше совершать покупки.
Коллаж 78.ru: freepik.com/cookie_studio, freepik.com, flaticon.com/Dandy Ivan Anggriawan

11.11 и «Чёрная пятница» уже давно перестали быть аттракционами щедрости, при этом распродажи затягиваются на недели до и после конкретных дат.

Как подсчитали аналитики ВТБ по результатам опроса, в «Чёрной пятнице»-2023 только в период с 24 по 30 ноября намерены принять участие 60% жителей Петербурга и Москвы. В среднем по России в рамках акции совершать покупки преимущественно в Интернете (и здесь петербуржцы в лидерах по РФ) собираются 42% респондентов.

В топе товаров традиционно — одежда, бытовая техника, гаджеты и парфюмерия, но есть и образовательные on-line курсы.

Примечательно, что, как подсчитали аналитики «ЮKassa», на период распродаж 11.11 или День шопинга, количество платежей выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также как и увеличился средний чек, а вот самих покупателей на эти же 20% стало меньше.

Выясняем, ждать ли от «Чёрной пятницы»—2023 новых рекордов, какие новые тренды в распродажах появились и когда и что лучше покупать, чтобы сэкономить.

На сколько готовы раскошелиться?

Согласно данным опроса, проведённого экспертами банков ВТБ и «Открытие» с 7 по 14 ноября, на вопрос «Планируете ли вы участвовать в „Чёрной пятнице“» в этом году петербуржцы чаще других россиян отвечают «скорее да». Вместе с тем, горожане также чаще других не могут определиться с суммой, которую собираются потратить.

Около 23% жителей Северной столицы готовы выделить не более 5000 рублей, а ещё примерно 20% — 5—10 тыс. И только 7% намерены раскошелиться на сумму свыше 20 тыс.

Фото: freepik.com/jannoon028
Фото: freepik.com/jannoon028

Покупать горожане, впрочем, как и все россияне, собираются одежду и обувь (65%), продовольственные товары (40%), бытовую технику (40%), гаджеты (36%), парфюмерию и косметику (19%). Но есть в whish-листе и образовательные on-line курсы.

При этом лидируют среди россиян петербуржцы (46%), даже опережая москвичей (43%), и по планам совершить покупки в интернете, а не в оффлайне. Хотя многие горожане хотят выбрать смешанный формат (37%).

В принципе не хотят участвовать в «Чёрной пятнице» лишь 7% жителей Северной столицы.

Оправданный оптимизм?

Как подсчитали эксперты «ЮKassa», в целом по России в «Чёрную пятницу»-2023 общее количество платежей в on-line-магазинах выросло на 41% относительно распродажи 2022-го. Обороты стали на 22% больше, а количество плательщиков увеличилось на 32%.

При этом средний чек снизился на 14% и составил 1050 рублей. Результаты распродаж 2022 года стали рекордными за последние шесть лет.

— Российские покупатели привыкли к распродажам без повода, но это не уменьшает популярности 11.11 и «Чёрной пятницы». Об этом свидетельствует тот факт, что каждый год продажи в «Чёрную пятницу» обновляют рекорды. Этот год не станет исключением — в среднем количество продаж 11.11 и в «Чёрную пятницу» вырастет минимум на 30% по сравнению с обычным днём октября, — считает коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.

Между тем, далеко не столь благостная картина, по данным экспертов «ЮKassa», сложилась в Петербурге на уже прошедший «День шопинга». Так, с 10 по 12 ноября обороты платежей в Интернете выросли в городе на 53% по сравнению с распродажей 2022 года, которая прошла 11—13 ноября. Количество платежей увеличилось на 20%, но плательщиков стало на 20% меньше. Средний чек вырос на 27% и составил 815 рублей.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
— Если сравнивать только 11 ноября 2023 и 2022 годов, рост поменьше: обороты увеличились на 13%, количество платежей — всего на 2%, а число плательщиков снизилось на 28%. Средний чек составил 788 рублей — это на 11% больше, чем в прошлом году. По сравнению обычным днём, субботой 4 ноября, обороты в главный день распродажи выросли на 24%. Платежей было на 18% больше, а плательщиков — на 22% больше. Средний чек увеличился на 5%, до 788 рублей, — констатировали в компании.

Примечательно, что в топ покупок 11.11 ворвались компьютерные игры и БАДы.

Кто планирует заработать на «Чёрной пятнице»-2023?

Как признают все участники рынка, больше всего денег во время распродаж зарабатывают теперь два крупнейших маркетплейса: Ozon и Wildberries.

Но, например, Lamoda совместно с партнёрами запустила акции уже в начале ноября. До конца месяца там будет действовать скидки на товары таких брендов, как например, Zarina, Adidas, Puma, Guess, Diesel, Love Republic, Ecco, Finn Flare. До 26 ноября там можно найти по сниженным ценам и товары для дома.

Впрочем, одежду стоило приобрести всё-таки в начале ноября, именно тогда у Lamoda были максимальные скидки.

«Ситилинк» до 30 ноября побалует распродажей ноутбуков, ПК, моноблоков, смартфонов, планшетов, мониторов, телевизоров, крупной и мелкой бытовой техникой.

— Самыми популярными услугами по-прежнему останутся туризм, медицина, on-line-игры и online-курсы. Выйти в лидеры могут также услуги в салонах красоты и фитнес-центрах, о чём свидетельствуют данные сервиса YCLIENTS.
В прошлую распродажу 11.11. 2022 было продано на 92% больше сертификатов на бьюти-услуги, в фитнес-центры и другие, чем за неделю до этого, а в «Чёрную пятницу» — на 56% больше, чем неделей ранее. Эксперты сервиса YCLIENTS ждут, что в распродажи 2023 года спрос будет ещё выше, поскольку за этот год посещение салонов красоты выросло по всей России, — прогнозируют в «ЮKassa».

Производители косметики традиционно надежды возлагают на предновогодний sale.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Среди новых трендов -2023 растущий спрос на отечественные бренды на фоне ухода многих западных и распродажи в мессенджерах от небольших несетевых производителей.

Когда купить машину?

Участники авторынка на «Чёрную пятницу» особо не рассчитывают, а стараются всё время держать какие-то скидки и устраивать распродажи. Как рассказала директор по маркетингу компании FRESH Светлана Гамзатова, у них специальные предложения действуют на постоянной основе.

— Например, раздел сайта нашего маркетплейса под названием «Акции» каждый месяц обновляется перечнем автомобилей с пробегом, которые можно купить выгодно. Ещё одну пролонгированную акцию мы провели в прошлом году — «Удар по ценам» — и во время её действия более 200 автомобилистов России приобрели машины со скидкой в размере до 600 тыс. рублей, общая сумма клиентских скидок составила тогда 60 млн рублей, — отметили там.

В компании сообщили, что помимо скидок от дилеров имеются они и у производителей автомобилей. Например, у HAVAL в ноябре 2023 года действуют сразу несколько выгодных предложений на покупку практически всего модельного ряда, также есть специальные акции на сервис, например, замена масла за 1 рубль, сезонная шинная кампания.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Автоэксперт Алик Кортиев отмечает, что половина автодилеров распродажи всё-таки устраивают. В основном речь идёт о новых авто, которые в следующем году станут на год старше. Гораздо реже распродают машины с пробегом.

— Покупать именно новый автомобиль вполне стоит, у кого-то можно найти хорошие цены. И, конечно, мы говорим, об официальных дистрибьюторах, у которых есть меры поддержки, а не параллельном импорте. К концу года машины этого самого года производства в нормальной обстановке всегда дешевеют. Будет ли это «Чёрная пятница» или предновогодний sale — уже не так важно, но рамках последнего, как правило, это уже остатки, — даёт совет Алик Кортиев.

Покупатели играют как на бирже?

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва называет уход 20% плательщиков серьёзным трендом на рынке. По её словам, понятно, что доходы населения не растут, а в распродажи верят всё меньше покупателей.

— Не думаю, что это явление повторится на «Чёрную пятницу». Волна распродаж уже начала раскачиваться. Уже пошло предновогоднее настроение, когда покупки совершаются на эмоциях. Другое дело, что здесь появился важный нюанс. Опытные покупатели теперь пристально мониторят цены и ведут себя практически как игроки на бирже. Как только видят, что стоимость товара в эти дни снижается, то тут же его берут. Ну, и, в третьих, надо понимать, что таких бешеных скидок как раньше до 90% мы уже не видим. Либо надо будет очень постараться, чтобы их найти, — поясняет она.
Фото: freepik.com/Racool_studio
Фото: freepik.com/Racool_studio

По словам Елены Пономарёвой, история с мессенджерами — это хороший ход для бизнеса. Этим компании демонстрируют, что заинтересованы в клиентах, помнят об их предпочтениях.

— Так в своё время поступали участники авторынка. BMW, например, прибегала к «ведению» клиента от и до, и отслеживала и после покупки, — вспоминает она.

Как советует Елена Пономарёва, покупать на «Черную пятницу» и в предновогодний sale стоит то, что может пойти на подарки «себе любимому» и близким. А вот например, покупку мебели стоит отложить на распродажи после Нового года, когда все будут понимать, что покупатели и так прилично потратились и постараются завлечь хотя бы ценами.