Вот уже сутки во всех околотуристических кругах царит паника: в ночь с пятницы 17 ноября на субботу 18 ноября закроются самые популярные у петербуржцев пограничные переходы на российско-финской границе. Об этом заявил премьер-министр страны Петтери Орпо на пресс-конференции. Она, кстати, должна была состояться ещё 15 ноября, но, видимо, в финском правительстве долго не могли прийти к согласию.
В итоге в четверг объявили о закрытии 4 МАПП:
Именно этими переходами пользовалось подавляющее большинство российских и финских граждан: через них шло более 90% грузового и пассажирского трафика. С 2022 года он, правда, сократился на порядок, но тем не менее, поток машин и автобусов всё ещё был приличным.
Министр внутренних дел Финляндии Мари Рантанен объяснила решение о закрытии самых популярных переходов тем, что ими стали чересчур активно пользоваться всевозможные сомалийцы, сирийцы и прочие просители убежища «без надлежащих документов». Смуглые парни используют Россию как транзит в страны Европы, где им светят всяческие «плюшки». Ратанен намекнула, что в России действуют некие «помогайки», которые довозят африканцев до границы, а сотрудники пограничной службы РФ смотрят на это сквозь пальцы.
Финский премьер Петтери Орпо тоже пожаловался на то, что российские пограничники пропускают беженцев без документов. А финнам потом волей-неволей приходится их принимать — не нарушать же общеевропейские конвенции. Раньше, к слову, российская сторона проверяла наличие визы на въезд и не пускала тех, у кого её нет. Теперь же политика, видимо, изменилась, и в результате на финской границе случился аншлаг: за последние дни убежища попросили более 300 темнокожих «туристов».
Лопнуло терпение и у президента Финляндии Саули Ниинистё, который потребовал принять «очень чёткие меры» против потока беженцев.
Так что теперь потенциальным беженцам — а вместе с ними и попавшими под раздачу россиянам — придётся пройти ещё больше кругов ада, чтобы попасть в Европу. Все пограничные переходы, которые пока продолжат функционировать, находятся уже не в Ленинградской области:
При этом для пропуска беженцев оставили только два пункта — Салла и Вартиус.
Замок на границу финны повесили вроде как только на три месяца, до 18 февраля 2024 года. Но есть вполне неиллюзорная возможность, что эта временная мера будет продлена и после этой даты — ровно это случалось ранее со всеми ограничениями.
Казалось бы, кого в 2023 году может взволновать новость о закрытии границы с Финляндией? Самолёты не летают с пандемии, «Аллегро» тоже давно ржавеет на запасном пути, по туристическим визам в Суоми не пускают уже более года, а с сентября 2023 года финны ещё и запретили въезд на автомобилях с российскими номерами. Да и велосипедистам на днях перекрыли кислород.
В итоге добраться до страны тысячи озёр в последнее время можно было только автобусом либо на автомобиле с европейскими номерами и только ограниченным категориям граждан: обладателям европейского ВНЖ, студентам европейских вузов и колледжей, дипломатам. Кроме того, пропускали туристов, которые в этот же день улетали в нешенгенскую страну. То есть фактически выехать в Финляндию могли только очень немногие.
Тем удивительнее, что в «околофинских» чатах с самого утра 16 ноября творится ад. Люди без конца обсуждают новые ограничения, возмущаются, спрашивают совета, как теперь добираться, и ищут альтернативные способы.
«При всём уважении к соседям финнам… оформляли визы, брали деньги с людей — для чего? Чтобы в течение пары дней просто закрыть въезд… очень странно», — комментирует одна из участниц чата «Финляндия Чат TravelAsk».
«Кошмар, что творят эти нелюди. Получается, сейчас финны закроют все границы, остаётся только Эстония, у которой Ивангород и Нарва закроют свои с февраля якобы на капремонт, в итоге, можно сказать, окно в Европу закрыто», — возмущается подписчик чата «Ситуация на границе с Финляндией».
Многие пользователи не могут взять в толк: закроют ли «Бруснику», Торфяновку и Светогорск полностью, или какие-то категории граждан всё-таки будут выпускать и впускать? Например, самих финнов.
Ответ на этот вопрос дал представитель Пограничной службы Финляндии Маркку Хассинен: все четыре МАПП будут физически закрыты, то есть через них будет запрещено движение любого транспорта. Ни въехать, ни выехать не сможет вообще никто. А пересекать границу пешком в этих пунктах запрещено изначально.
Кого особенно опечалила новость, так это студентов: теперь приехать на экзамены или навестить на Новый год родителей — целая проблема. В отчаянии и туристы, которые сейчас находятся в Европе и планировали вернуться в Петербург через Хельсинки или Лаппенранту. До последнего времени такой вариант работал безотказно при условии немедленного выезда в Россию. Но теперь сотни людей, купивших билеты, рискуют застрять в чужой стране — и без возможности добраться домой, и без права остаться. «Ладно мы тут, привыкли уже к квестам этим. А каково теперь тысячам людей, которые прилетают?» — волнуется одна из пользовательниц финского Телеграм-чата.
Россияне также не понимают, почему из-за беженцев страдают все остальные: мол, закрыли бы границу только для нелегалов без документов, раз они так угрожают национальной безопасности Суоми. Но дело в том, что из-за международных соглашений финны просто не имеют права не пускать просителей убежища. Поэтому решили сделать ход конём — мол, закроем границы и скажем, что это русские виноваты. Кроме того, возможно, беженцы — вовсе не первопричина, а лишь предлог для закрытия границ, предполагают некоторые.
Дошло до того, что в Сети начали появляться петиции против закрытия границы. Автор одного из таких документов считает, что решение финского правительства нарушает права человека и «разрывает семейные связи». Петиция уже набрала тысячи голосов.
На фоне печальных новостей автобусные компании вынужденно отменяют рейсы в Хельсинки, Иматру и Лаппенранту. Не исключено, что в ближайшее время перевозчики всё же найдут какой-то выход — например, будут возить пассажиров через МАПП Вартиус — Люття. Но даже при беглом взгляде на карту становится понятно, что такая поездка займёт более суток. А уж сколько будет стоить такое турне, страшно даже представить.
Поэтому пока все три основных перевозчика — «Совавто», «Ecolines» и Lux Express — объявили, что приостанавливают рейсы с 18 ноября.
«В связи с закрытием пограничного перехода Ваалимаа в Финляндии с 18 ноября Lux Express приостанавливает перевозки по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург на неопределённый срок. Последний рейс из Санкт-Петербурга в Хельсинки будет выполнен 17 ноября в 15:00 (по местному московскому времени), а из Хельсинки в Санкт-Петербург — в 14:00 (по местному времени Хельсинки)», — гласит заявлении Lux Express.
В соцсетях Ecolines появилось аналогичное объявление:
«Автобусная компания Ecolines приостанавливает автобусное движение по маршрутам Санкт-Петербург — Хельсинки, Санкт-Петербург — Лаппеенранта — Иматра.
Последний рейс из Санкт-Петербурга в Хельсинки отправится 17.11.2023 в 14:00. Последний рейс из Хельсинки в Санкт-Петербург отправится в 14:30 17.11.2023.
17.11.2023 будут выполнены дополнительные рейсы Санкт-Петербург — Хельсинки в 06:46 и 06:59, а также Хельсинки — Санкт-Петербург в 15:25».
Тем, кто купил билеты на более поздние даты, оба перевозчика предлагают бесплатно поменять их на рейсы Таллин — Петербург или обратно.
Компания «Совавто» также отменяет все рейсы в Финляндию с 18 ноября, но до закрытия пунктов попытается организовать дополнительный рейс 17 ноября. Замгенерального директора компании Сергей Петросян в беседе с финским изданием Yle выразил робкую надежду, что финны одумаются: близится горячий предновогодний сезон, а значит, сотни людей прилетят в аэропорты Хельсинки и Лаппеенранта с целью немедленного транзита в Россию. В любом случае тем, кто не сможет воспользоваться купленными билетами, в «Совавто» пообещали вернуть деньги.
А некоторые ушлые россияне решили воспользоваться ситуацией и монетизировать новые ограничения. Сразу после объявления о закрытии границы активизировались частные извозчики с правом выезда в Финляндию: они предлагают отвезти всех желающих в Хельсинки или Лаппенранту в последний «разрешённый» день 17 ноября. Цена вопроса достигает 700 евро. Всё по классике: кому война, а кому мать родна.
Итак, что же делать, если у вас есть основания для въезда и вам кровь из носу нужно попасть в Финляндию после 18 ноября? Вот оставшиеся немногочисленные варианты, каждый со своими плюсами и минусами.
На данный момент из Петрозаводска в города Финляндии запущен единственный автобус. Перевозками займётся компания с говорящим названием Valim. Большой автобус будет ходить из Петрозаводска через МАПП Вартиус, маршрут будет проходить через Куопио, Варкаус, Миккели, Лахти, Хельсинки. Первый рейс планируют отправить 19 ноября в 8 утра от железнодорожного вокзала Петрозаводска, в Хельсинки автобус прибудет примерно в 2 часа ночи по финскому времени.
Пассажирам такая поездка влетит в копеечку, а точнее, в 140 евро. Жителям Санкт-Петербурга к этой сумме надо ещё прибавить стоимость билета до Петрозаводска: туда несколько раз в день отправляются автобусы и маршрутки, ехать 7-10 часов. Цена вопроса — от 800 до 1600 рублей. Да, дорого и долго, но это лучше, чем ничего.
Если есть авто с нероссийскими номерами (и опять же основания для въезда), можно попробовать пересечь границу на МАПП Вартиус самостоятельно. Но учтите, что до Вартиуса от Петербурга — порядка 900 км, а расстояние до Хельсинки составит около 1400 км. И это ещё самый короткий маршрут.
По Сети, кстати, распространяется информация о том, что через МАПП Вартиус якобы будут пропускать только обладателей финского гражданства. Это неправда: официально таких заявлений никто не делал.
Теоретически такой вариант возможен, но на практике чересчур сложен и накладен. К тому же въехать на территорию Норвегии даже при наличии оснований и визы можно только на авто с европейскими или другими регистрационными знаками. На российских номерах с 3 октября въезжать запрещено. Помимо этого, не исключено, что Норвегия в скором времени повторит финский сценарий: в местном правительстве уже заявили о готовности закрыть КПП на границе с Россией, если это будет необходимо.
Чтобы оценить свои возможности, взгляните на карту маршрута Санкт-Петербург — МАПП «Борисоглебск» — Хельсинки: его протяженность почти 3000 километров. Если посчитать расходы на бензин и затраченное время, то даже вариант с перелётом через третьи страны покажется более выгодным. Ну разве что вы планируете ехать большой компанией или просто любите искать приключения на свою визу — тогда Норвегия ждёт вас.
Лететь в Финляндию через Армению — звучит по меньшей мере странно, но этот вариант сегодня, пожалуй, самый рабочий и надёжный. Сначала самолётом до Еревана, затем лоукостером в один из городов Европы — например, Рим, Милан или Берлин. А уже оттуда — в Хельсинки или Лаппеннранту: внутри Шенгена паспортного контроля не существует.
Аналогичный вариант, но чуть дороже. Правда, из Стамбула можно напрямую улететь в Хельсинки, но поскольку Турция не входит в Шенген, по прибытии в Финляндию вам придётся доказать, что вы планируете тут же проследовать в Россию. А на чём следовать, если автобусы не ходят? Правильно, получается замкнутый круг. Так что лучше лететь с пересадкой где-нибудь в Европе.
Этот вариант меньше чем через сутки превратится в тыкву, но пока работает: через пока ещё открытые МАПП на последних рейсах автобусов или на автомобиле с нероссийскими номерами. Но не нужно быть Вангой, чтобы предсказать: 17 ноября на российско-финской границе ожидается небывалый коллапс — запасайтесь валерьянкой.
Начиная с 18 ноября вернуться напрямую в Россию можно будет только через уже упомянутые северные КПП — в Карелии и Мурманской области. Это недёшево и долго, к тому же проехать можно только на автомобиле с нероссийскими номерами — автобусов уже не будет.
Наверное, самый оптимальный по цене и по времени вариант — добраться из Хельсинки до Таллина на пароме, а затем сесть на автобус до Санкт-Петербурга. Паром ходит несколько раз в день, в пути всего пару часов, стоимость от 20 до 40 евро. Есть три компании: Viking line, Tallink Silja и Eckero line, последняя — самая бюджетная. Далее из Таллина — на рейсовом автобусе в Петербург: Ecolines, Lux Express и др., ехать около 6-8 часов, стоимость — в районе 3000 рублей.
Однако существует определённый риск, что Эстония вслед за Финляндией также закроет границу. По крайней мере, такие предупреждения уже прозвучали из уст главы пограничной службы страны Вейко Коммусаара. А с 1 февраля проблем ещё прибавится, правда, на этот раз с российской стороны: на ремонт закроют КПП «Ивангород» в Ленинградской области. Пересечь границу до окончания работ можно будет только пешком по мосту.
Дорогой, но почти беспроигрышный вариант, к тому же самый быстрый. Из Хельсинки есть прямые перелёты, например, в Стамбул: билеты недешёвые, от 200 до 700 евро, но иногда бывают хорошие скидки. Билет из Стамбула в Петербург обойдётся ещё примерно в 20 тыс. рублей, с пересадкой в Москве или Сочи — примерно в 12 тыс.
Самое печальное, что очередные ограничения уже традиционно бьют мимо цели, нанося удар прежде всего по простым гражданам и вредя экономике самой Финляндии. Однако «горячие финские парни» никак не могут признать очевидный факт.