Считается, что больше всего аварий происходит зимой. Гололедица, плохие погодные условия, короткий световой день приводят к тому, что аварии в это время года — обычные спутники водителей.
По статистике, самая частая причина аварий зимой — это наезд сзади. Связано это с нарушением дистанции и плохим сцеплением с дорогой из-за гололедицы.
Вторым по частоте фактором ДТП является занос — при резком объезде препятствия или при перестроении. Здесь также виновато дорожное покрытие: в это время года, а также осенью особенно часто образуются колеи, при попадании в которые машина может стать неуправляемой.
— Была такая ситуация: я попал в такой участок, где был дождь и появилась водяная колея, а я на скорости километров 60–70 попадаю прямо в эту колею, от воды поднимается перед машины, и машину разворачивает у меня, крутит, слава Богу, что всё обошлось! — рассказал 78.ru вице-чемпион России по боксу Сергей Ярулин, который пришёл на автодром «Игора Драйв», чтобы пройти курсы по контраварийному вождению.
Иногда в ДТП могут быть виноваты реагенты, которыми поливают улицы в городах: они могут сами по себе сделать дорогу более скользкой или вызвать грязь, которая не только ухудшает сцепление с поверхностью, но и облепляет фары, зеркала и стёкла, снижая видимость.
Казалось бы, летом, когда нет снега, количество ДТП должно снижаться — но на самом деле это не совсем так. Зимой аварии происходят из-за погодных условий, а вернее, состояния дорожного полотна. Но чаще всего происшествия на дороге встречаются летом — в июле и августе. Причина — в жаре, которая влияет и на техническое состояние автомобиля, и на водителя: на жаре снижается концентрация внимания, и водители начинают вести машину более агрессивно. Кроме того, из-за тепловых ударов часто случаются обмороки.
Не так хороша и видимость на дорогах в летний период: слепящее солнце приходит на смену слепящему снегу, не говоря уже о дожде. Кроме того, иллюзия безаварийности сухого асфальта играет дурную шутку, заставляя водителей увеличивать скорость и провоцировать больше аварий.
Поэтому, вне зависимости от времени года, требуется владеть навыками выхода из экстренных ситуаций, которые случаются на дорогах — в том числе приёмами контраварийного вождения.
Контраварийное вождение — это метод управления транспортным средством, который помогает избежать аварии в экстремальной ситуации на дороге. Особенно важно то, что такое вождение применяется на обычных трассах общего пользования. Этим контраварийное вождение отличается от экстремального, которое не подразумевает езду по городским дорогам с участием пешеходов и других автомобилей.
Контраварийному вождению обычно не обучают в автошколе — там даются только базовые принципы, как действовать в случаях заноса на автомобилях с разными типами привода.
— Зима, скользкая дорога — мы все попадаем так или иначе на гололёд, и у всех рано или поздно возникает вопрос, как на этом гололёде останавливать автомобиль и что делать с ним в повороте, когда он вдруг начинает куда-то поскальзываться. В теории (в автошколе. — Прим. ред.) мы это проходим, но больше нас интересует практическая отработка, — констатировал в беседе с 78.ru руководитель Центра контраварийной подготовки «Игора Драйв» Александр Вязьменский.
Для обучения контраварийному вождению при автошколах открывают курсы, есть и специальные школы, которые учат только такому вождению.
Скользкой дорога бывает не только в гололёд, но и в дождь, особенно в самом его начале, когда первые капли поднимают с поверхности дороги пыль, и между ней и колёсами образуется тонкая скользкая плёнка. Как только в городе начинается дождливый, а затем и зимний сезон, количество аварий сразу увеличивается, поскольку водители в условиях скользкой дороги совершают одни и те же ошибки.
1. Летний стиль вождения.
Высокие скорости, крутые повороты — всё это враги устойчивости автомобиля на мокрой или скользкой дороге. Сцепление в таких условиях между колёсами и дорогой меньше, и машина легко уходит в занос, провоцируя ДТП.
2. Несоблюдение дистанции.
Ещё один враг на скользкой дороге — маленькая дистанция. В таких условиях из-за плохого сцепления с поверхностью торможение гораздо менее эффективно, чем на сухой дороге, и тормозной путь удлиняется кратно. Если дистанцию не увеличивать, рано или поздно даже с нажатой педалью тормоза можно «вкатиться» кому-то в багажник.
3. Неправильное торможение.
На скользкой дороге нельзя тормозить резко, как на сухой — это только спровоцирует занос, поскольку колёса заблокируются, а сцепление с дорогой не появится. В гололёд или на мокрой дороге надо тормозить двигателем, постепенно сбрасывая скорость, а педаль тормоза использовать короткими нажатиями, не допуская блокировки колёс.
4. Неправильный выход из заноса.
При попадании в занос большое значение имеет, какой у машины привод — передний или задний. Занос возникает из-за того, что задние колёса «обгоняют» передние, и на машинах с передним приводом для выхода из заноса нужно прибавить скорость, а с задним — наоборот.
5. Неправильный поворот.
На скользкой дороге часто встречается ситуация, когда водитель пытается повернуть, выкручивает руль, а машина продолжает ехать вперёд из-за плохого сцепления с поверхностью. В результате водитель поворачивает руль ещё сильнее, машина «ловит» сцепление, резко сворачивает — и уходит в занос.
6. Паника.
Паника — самая главная ошибка в экстренной ситуации на дороге, она не даёт принимать правильные решения и провоцирует на глупости, которые приводят в итоге к аварии. Именно чтобы при заносах и прочих нештатных ситуациях не возникала паника, а действия были автоматическими, и необходимы курсы контраварийного вождения.
1. Правильной посадке.
Правильная посадка — это основа для контраварийного вождения. Сидеть следует прямо, прижавшись лопатками к спинке кресла, держать руль в верхнем секторе — руки должны располагаться на позициях 2 и 10 часов или 3 и 9 часов. Это обеспечивает быстрое реагирование на нештатную ситуацию: вертикальное положение позволяет вовремя замечать отклонения автомобиля, а правильное положение рук — быстрое руление.
2. Правильному торможению.
Торможение должно начинаться заранее — тогда оно лучше контролируется. Кроме того, наиболее эффективное торможение — импульсное, когда педаль тормоза нажимается и отпускается до блокировки колёс, что позволяет эффективно тормозить на скользкой дороге без заноса. Также на курсах учат правильному сочетанию тормозных импульсов и растормаживания и корректированию направления движения в такие моменты.
3. Рулению при аварийной ситуации.
На курсах научат рулить при крутых поворотах, скоростному рулению, разворотам и противодействию заносам.
4. Стабилизации автомобиля и повышению управляемости в повороте.
Плохая управляемость в поворотах и заносы — бич скользких дорог, поэтому на курсах этому уделяется большое внимание. На них научат, как правильно входить в поворот, выбирать радиус поворотной дуги, а также крутому входу в поворот и плавному выходу из него.
Для отработки навыков на курсах используют специальные упражнения — «змейки», объезд внезапных препятствий с торможением и без, разворот на 360 градусов или, напротив, ритмический занос без разворота. Однако перед ними даже опытным водителям необходимо прослушать теорию, чтобы понимать, как ведёт себя машина в тех или иных ситуациях.
— Как в космосе: ничего не понятно! Чувствуем себя как Юрий Гагарин, он когда в космос летел, не знал, что будет, так же, как и мы, когда выехали на скользкую поверхность, ничего не понятно, — поделился с 78.ru вице-президент спортивной федерации бокса Максим Кувачев после курсов контраварийного вождения на «Игоре Драв».
Стоимость таких курсов зависит от длительности и от количества человек в группе — индивидуальные занятия стоят дороже. В среднем она варьируется от 10 до 30 тыс. рублей. В основном курсы продолжаются 1–3 дня по 2–3 часа в день (чем дешевле курс, тем меньше времени) и проходят на безопасных автодромах.
Судя по отчётам страховых компаний, легковых машин и кроссоверов за 2022 год в аварии попало примерно поровну, в то время как внедорожников значительно меньше. Однако это ничего не значит: во-первых, в страховые компании обращаются не все водители, во-вторых, учёт идёт только по тем автомобилям, которые невозможно восстановить.
Специалисты считают, что наиболее безопасной на скользкой дороге будет легковая машина — не кроссовер и не внедорожник. Внедорожник предназначен для преодоления бездорожья, но это не значит, что он хорош на льду. Кроссовер обычно строится на легковой платформе, но его кузов больше, посадка — выше, и это приводит к тому, что водитель и чувствует машину по-другому, и центр тяжести у неё выше. А чем выше центр тяжести, тем выше вероятность перевернуться.
Кроме того, высокие машины — и кроссоверы, и внедорожники — хуже вписываются в повороты из-за центробежной силы, а тормозной путь у них при экстренном торможении будет длиннее, чем у легковушки. В то же время высокая посадка водителя обеспечивает ему большой обзор — он видит дальше, чем водитель обычного легкового автомобиля, и, следовательно, может предугадать потенциально аварийную ситуацию.
Разные виды машин ведут себя на скользкой дороге по-разному — в зависимости от размеров кузова, массы, управляемости и других параметров. Именно поэтому не стоит полагаться на безопасность конструкции автомобиля, на электронных помощников и прочие обещания, а нужно освоить методы контраварийного вождения и не допускать ситуаций, в которых придётся проверять свой автомобиль на прочность.