Антибиотики — это химические вещества, которые образуются микроорганизмами и оказывают токсическое воздействие на другие микроорганизмы, а также на злокачественные опухоли. Их открыли в 1929 году — первым применяемым в медицине антибиотиком стал широко известный сегодня пенициллин, который ввёл А. Флеминг. Сам же термин «антибиотики» появился только в 1942 году, его автором стал З. Ваксман.
— Антибиотики как лекарственные препараты — это вещества, способные прекращать жизнедеятельность бактерий. Они нужны, чтобы бороться не с вирусными, а бактериальными инфекциями. К примеру, с той же ангиной и пневмонией, — пояснила для 78.ru медицинский директор компании «ЛабКвест», кандидат медицинских наук Ирина Терещенко.
Открытие антибиотиков стало настоящей революцией в медицине: благодаря им врачи стали справляться с болезнями, которые раньше считались неизлечимыми — пневмонией, туберкулёзом, заражением крови, послеоперационными осложнениями. На сегодняшний день существует уже более 4000 антибиотиков, однако активно из них применяются только 60.
Ирина Терещенко отметила, что в России антибиотики принимают в каждом втором случае без рецепта врача при ОРВИ, гриппе, COVID-19. Однако это бесполезно: на вирусы антибиотики не действуют — это антибактериальные препараты, соответственно, их вводят для борьбы с бактериальными инфекциями. Тем не менее временами врачи действительно назначают антибиотики и при вирусных инфекциях.
— На фоне вирусной инфекции может присоединиться бактериальная. И чтобы перестраховаться, сложилась привычка назначать антибиотики. <…> Вирусы имеют механизмы отключения иммунных клеток. Находясь в спячке, иммунные клетки пропускают патогенные бактерии — те же стафилококки, стрептококки, которые начинают активно размножаться. В итоге мы можем прийти к опасной ситуации — патогенные бактерии могут вызвать пневмонию. Но принимать в этом случае антибиотики, назначая их самостоятельно, нельзя — это нужно делать только по назначению врача. Дозировка и приём по графику, — отметила Ирина Терещенко.
Если продолжать бесконтрольно принимать антибиотики, в организме выработается резистентность к ним — то есть патогенная микрофлора перестанет быть к ним восприимчивой, и антибиотики не будут работать. Именно поэтому антибиотики следует принимать только по назначению врача и только полным курсом.
— К примеру, курс — десять дней. Если на второй день стало лучше, приём бросать не стоит. Мы не убили микроорганизмы — бактерии в данном случае, — но позволили им познакомиться с тем веществом, которым мы пытались их убить. Как итог бактерии мутируют и вырабатывают бронь. Если у нас было воспаление на горле, оно может спуститься в бронхи, и начнётся бронхит. Потребуется антибиотик другой группы, — констатировала медик.
Антибиотики делятся на разные типы в зависимости от основания для деления. Например, по тому, на какие именно клетки они воздействуют, антибиотики разделяются на:
Также антибиотики бывают широкого и узкого спектра действия. Антибиотики широкого спектра подавляют рост всех бактерий, а узкого спектра — только грамположительных, то есть дающих окраску по методу Х. К. Грама: к ним относятся стрептококки, стафилококки, энтерококки, клостридии, микобактерии и другие.
Кроме того, антибиотики делятся по механизму действия: одни нарушают синтез клеточной оболочки бактерий, другие — синтез их белков, третьи разрушают нуклеиновые кислоты в клетках, а четвёртые — целостность цитоплазматической мембраны.
Сегодня ведётся много разговоров о том, что терапию антибиотиками надо сокращать. Ирина Терещенко пояснила, что поднимают эту тему с двух направлений: с одной стороны — приверженцы альтернативной медицины, которые считают любые химиотерапевтические препараты, вакцины и антибиотики вредными, а с другой — сторонники официальной медицины, которые столкнулись с бесконтрольным приёмом антибиотиков пациентами.
— Тема резистентности бактерий к большинству видов антибиотиков, включая группу резерва, распространена, и врачам стало сложно справляться со многими болезнями. Поэтому призывы ограничить приём антибиотиков там, где можно воспользоваться природными поддерживающими средствами, звучат всё чаще, — рассказала эксперт.
Она отметила, что нет более опасной ситуации, чем пневмония, или сепсис, или госпитальная инфекция, вызванная условно-патогенной флорой, которая приобрела резистентность к антибиотикам. Между тем почти у 98% пациентов в России есть устойчивость минимум к трём классам антибиотиков. Чтобы узнать, входите ли вы в их число и какие антибиотики на вас не действуют, можно сдать анализ на резистентность — мазок из ротоглотки, по нему в лаборатории подберут нужный антибиотик к возбудителю. Через 18–24 часа будет понятно, действует антибиотик на бактерию или нет.
Есть и другие причины заменять антибиотики, кроме резистентности к ним, — это в том числе «широкий спектр» действия антибиотиков.
— Важно понимать, что кроме патогенных микробов антибиотики убивают и полезные, которые нужны для пищеварения, иммунитета. Противопоказания к приёму антибиотиков тоже есть: людям с тяжёлой почечной недостаточностью, беременным и кормящим женщинам их применять нельзя. Антибиотики также не совместимы с алкоголем, — рассказала Ирина Терещенко.
Всё это подтверждает, что антибиотики пора выводить из разряда «панацеи» от всех болезней и заменять на что-то менее жёстко действующее на организм — особенно когда такого жёсткого воздействия не требуется. В качестве замены предлагаются как природные, так и медицинские средства.
Среди медицинских средств есть, к примеру, внутривенное лазерное облучение крови. По словам врачей, такое воздействие активизирует собственные силы организма, запуская цепь биохимических реакций и усиливая бактерицидную активность крови.
Природные средства на первый взгляд более безопасны, однако менее эффективны.
— Полной природной замены препаратам антибиотиков, с известным механизмом и выверенной дозировкой, не существует, хотя есть вещества природного происхождения, обладающие антисептическими свойствами. В природе такими свойствами обладают, например, клюква, имбирь, лимон. Но нужно понимать, что для них не существует корректной дозировки, съев которую можно достоверно «убить» бактерии, — указала Ирина Терещенко.
Также к природным «антибиотикам» относятся чёрная смородина, базилик, хрен, облепиха, гранат, грейпфрут, редька, капуста, корица, сухое вино, лук, калина, мёд, малина, брусника, горчица, голубика, чеснок. Однако каждый из них имеет и свои противопоказания, связанные с работой желудочно-кишечного тракта, аллергиями и сердечно-сосудистой системой.
Кроме того, есть и ещё одна альтернатива антибиотикам, о которой в последнее время говорят всё больше, — бактериофаги.
Бактериофаги, если простыми словами — это вирусы, которые уничтожают бактерии. Их название так и переводится с греческого — «пожиратель бактерий», хотя на самом деле они внедряются в клетку бактерии и перестраивают её работу на выработку собственных компонентов.
— Они избирательно поражают только те бактерии, которым соответствуют, и не поражают нормальную микрофлору. Бактериофаги постоянно находятся в природе, поддерживают её экосистему и являются старейшими микроорганизмами, а на службе у медицины появились почти 100 лет назад. Механизм их работы — разрушать микробы изнутри, а затем бактериофаги выводятся естественным образом, — рассказала Ирина Терещенко.
Бактериофаги открыли в 1915–1917 годах, то есть даже раньше, чем антибиотики, однако долгое время не применяли или применяли не глобально (например, в СССР их использовали, а в Западной Европе и США — нет). Почему же антибиотики быстро вытеснили бактериофагов из терапии? На то есть одна главная причина: не такая высокая эффективность, как хотелось бы.
Одно из главных преимуществ бактериофагов — их узкая направленность: они воздействуют только на определённую бактерию и не трогают полезную человеку микрофлору. Однако именно это является их главным минусом, из-за которого они уступают антибиотикам.
— Бактериофаги не работают, когда в проблеме виноват микроорганизм, на который они не настроены (к которому не специфичны) или процесс вызван не бактериями, а вирусами или микроорганизмами с внутриклеточным расположением, например, микоплазмами или хламидиями. Спектр их действия узкий. К примеру, бактериофаг от стафилококка против сальмонеллы не сработает, — пояснила Ирина Терещенко.
Таким образом, применение бактериофагов оправдано только тогда, когда точно выявлен возбудитель заболевания — в ином случае оно просто не будет иметь смысла.
Бактериофаги отличаются от антибиотиков тем, что практически не имеют противопоказаний. Причина тому — их долгая история: вероятно, они появились тогда же, когда и бактерии, которыми они «питаются».
— Люди с древних времён встречались с бактериофагами, живут в их присутствии постоянно, поэтому реакций непереносимости не наблюдается. Препараты можно давать даже новорождённым, — отметила Ирина Терещенко.
Более того, если когда-либо бактериофаги начнут применяться так же бесконтрольно, как сейчас применяются антибиотики, они не нанесут вреда: во-первых, их не интересуют клетки человеческого организма, поскольку они «настроены» на конкретные бактерии, а во-вторых — бактерии могут быть резистентны либо к антибиотикам, либо к бактериофагам, одновременно и тому, и тому противостоять не получится.
Единственные, кому придётся отказаться от применения бактериофагов, — люди, которые имеют аллергические реакции на компоненты препарата, сопровождающие лекарственные формы бактериофагов.
Человечество с 1980-х годов вступило в «постантибиотиковую эру», когда антибиотики перестали работать с прежней эффективностью из-за слишком частого применения и выработки резистентности к ним. Медицина ищет для них замену, однако ни бактериофаги, ни природные средства на современном этапе не могут обеспечить такую эффективность в борьбе с болезнями, как антибиотики. Поэтому пока главное для пациента — перестать их использовать без контроля и применять только по назначению врача.