Без вариантов? Зимой Петербург планируют снова завалить солью

Октябрь уже напугал петербуржцев несколькими небольшими снегопадами, и по городским улицам разносится предвещающее шептание — «соль наступает». Пока о ней только говорят, но петербургские власти уже подготовили сани. Вернее, соли. Ещё летом появилась информация о том, что петербургские власти планируют закупить 65 тыс. тонн технической соли. Об этом стало известно из документации, размещённой на портале госзакупок.
Техническую соль, или галит, будут использовать для приготовления пескосоляной смеси, а также специальных растворов, с помощью которых коммунальщики Петербурга борются с гололёдом на дорогах. Судя по карточке, в качестве поставщиков хлорида натрия выступят две компании: «Малахит» и «Интерконсента». Они поставят городу 39 и 26 тыс. тонн соли соответственно. Закупка соли обойдётся северной столице более чем в 440 млн рублей.
Тревожная тенденция
Голоса активистов, выступающих резко против использования соли и реагентов, снова никто не услышал. Более того, в этом году Смольный значительно увеличил объёмы закупаемой соли по сравнению с прошлым годом. В 2022 было закуплено лишь 45 тыс. тонн на сумму 320 млн рублей. А годом ранее на техническую соль потратили всего 200 млн рублей, закупив только 40 тыс. тонн — тогда единственным поставщиком стала «Интерконсента».
Конечно, до рекорда 2019 года, когда измученные предыдущей снежной зимой городские власти на всякий случай закупили аж 100 тыс. тонн соли, пока далеко. Но тенденция всё же настораживает.
Впрочем, о том, что Петербург не планирует отказываться от «солевой» диеты, власти предупреждали ещё в конце прошлой зимы. Тогда губернатор города Александр Беглов заявил, что при все минусах этого материала, им продолжат посыпать тротуары и проезжую часть. «Этот вопрос касается безопасности жителей», — подчеркнул он, отметив, что в условиях постоянных перепадов температуры отказаться от солевых смесей просто невозможно.
Жителей города эти заявления ожидаемо возмутили: «Очень жаль. Расскажите уже Беглову, что соль это очень вредно для окружающей среды и растений в том числе», — писали пользователи соцсетей. Но так ли уже вредна соль? Давайте разберёмся: правда ли, что галит — единственный эффективный способ борьбы с авариями и травмами зимой, и можно ли соль и реагенты заменить чем-то другим?
Дёшево и сердито или дорого и эффективно?
Действительно, с наступлением холодов дорожное покрытие становится очень скользким. Чтобы предотвратить скольжение и снизить риск травм и ДТП, коммунальные службы применяют специальные средства. Одни «разъедают» и плавят лёд, другие просто делают его поверхность шероховатой.

В нашей стране чаще всего используют такие средства:
1. Техническая соль, или галит
Эффективный и дешёвый способ, к тому же простой в использовании, но при этом весьма спорный. Автомобилисты соль просто ненавидят, поскольку она разъедает «резину». Пешеходы тоже не в восторге: кожаная обувь прогулки по солёной поверхности переносит очень плохо. Но хуже всех приходится братьям нашим меньшим: крупинки соли травмируют нежные лапки, причиняя собакам невыносимые страдания.
Кстати, впервые соль на дорогах начали применять в России ещё в конце XIX века. Уже тогда подметили, что у этого способа масса преимуществ. Лёд быстро вступает в реакцию с солью и превращается в воду, причём эта солёная вода не замерзает даже при минус 10. А после того как снег и лёд сходят, не остаётся никакой грязи. Но уже тогда стали очевидны и минусы соли: она сильно вредила копытам лошадей.
2. Смесь песка и технической соли
Пескосоляная смесь удобна тем, что не требует специального оборудования — дворники просто раскидывают её лопатами. Да и обходится такой состав дёшево. Проблема в том, что по нормам в пескосоляной смеси соли должно быть не более 8%. Однако на деле люди в оранжевых жилетах чаще всего щедро посыпают наши улицы чистой солью без всяких «излишних» примесей. Да ещё и делают это с нарушением всех существующих норм и правил, на что петербуржцы регулярно жалуются в соцсетях. Кроме того, песок сильно загрязняет улицы.
3. Хлористый кальций
Этот реагент хорош тем, что быстро плавит лёд, но при этом безвреден для окружающей среды, а для почвы даже является удобрением. К тому же хлористый кальций эффективен даже в очень сильные морозы. Однако для животных он весьма токсичен — одна прогулка по такому «антифризу» может вызвать сильнейшие ожоги лап. Да и для человека контакт с этим веществом может быть опасен.
4. Модифицированный хлористый кальций
Ещё более эффективен в борьбе с гололёдом и может применяться при очень низких температурах. Но у его активности есть оборотная сторона: вместе со льдом и снегом реагент уничтожает резину, обувь и даже асфальт. Непосредственный контакт животного с этим веществом может окончиться печально и даже фатально.
5. Смесь соли и мраморной крошки или гранитного щебня
Главный плюс этого микса — его экологичность и безвредность для человека и животных. Именно гранитную крошку используют для борьбы со скользкими дорогами наши соседи-финны — многие видели, как чисто и безопасно на улицах их городов в любую непогоду. Но у этого способа есть существенный минус: крошку нужно своевременно убирать, в противном случае она моментально забьёт ливнёвки, а улицы превратятся в озёра. В Финляндии уборкой крошки, понятное дело, занимается специальная техника. Но питерские коммунальщики пока о таком могут лишь мечтать.
6. Жидкие реагенты
Помимо твёрдых смесей, дороги зимой обрабатывают жидкими растворами. Но минус таких средств в том, что их можно использовать только при небольшом «минусе», не более 5 градусов мороза. Если же полить дорогу реагентом в сильные холода, она просто станет ещё более скользкой.
Вам с солью или без?
В Петербурге битвы вокруг того, как и чем нужно обрабатывать дороги, с новой силой вспыхивают каждую зиму. По накалу они уступают разве что дискуссиям о плохой уборке улиц от снега. В 2019 году город даже попытался было совсем отказаться от соли: тогдашний глава комблага Владимир Рублевский был ярым противником использования соли. Он приказал использовать её лишь точечно и только при резких колебаниях температуры. Кроме того, Рублевский запрещал использовать соль без песка, в чистом виде.

Владельцы животных и кожаной обуви были чиновнику очень благодарны, но зато кривая ДТП при Рублевском пошла вверх. В общем, со сменой главы Комитета по благоустройству всё вернулось на круги своя. И как мы видим, закупки соли с каждым годом только увеличиваются.
Новость о новой закупке соли в 2023 году, да ещё на такую рекордную сумму, вызвала резкую реакцию — горожане не скупятся на эпитеты в адрес властей и коммунальщиков.
«Чем больше суммы, тем больше откаты! Люди бизнес делают, и клали они вприсядку и на жителей, и на экологию, и на ваше мнение, и на мнение всех остальных вместе взятых!», — пишет возмущённый Виталий Быстров.
«В наше время есть масса более безопасных вариантов для обработки улиц от гололёда… На соли же гораздо проще пилить бюджет, ведь она одноразовая условно и сосчитать её расход практически невозможно», — вторит ему Влад Лобанов.
«Соль — это не выход, песок надо или гравий, но в разумных пределах», — уверена пользовательница «ВКонтакте» Люба Кондакова.
Собаки болеют, сапоги разваливаются, люди ругаются
Особенно новостями о закупке городом соли расстроены владельцы собак: прогулки с четвероногим другом зимой снова превратятся в сплошные мучения. Собаководы жалуются, что у пёсиков от соли сильно болят лапки — приходится переносить питомца на руках через каждую дорогу. Но и это не спасает: соль всё равно забивается между нежными подушечками, лапки начинают гноиться, а каждый шаг приносит страдания.
Вред соли для собак подтверждают и специалисты: ветеринарные клиники Петербурга минувшей зимой зафиксировали небывалый наплыв горожан с собаками. Во всех случаях у друзей человека были выявлены дерматиты и травмы лап из-за солевой жижи, по которой им приходится гулять. Помимо самого дерматита опасно и то, что собаки начинают разлизывать раны, что лишь усугубляет их состояние.
У счастливых обладателей хорошей кожаной обуви свои причины для опасений. От соли она деформируется, съёживается, покрывается несмываемыми разводами и расходится по швам. Ядерная концентрация соли убивает напрочь даже молнии на сапогах. Если обычная кожа ещё может пережить такую атаку, то нарядные замшевые ботинки после одного похода в Мариинку можно смело выкидывать.
Очевидно, что с наступлением зимы голоса протестующих станут ещё громче. Стоит вспомнить, что, к примеру, в прошлом году активисты Центрального района даже опубликовали официальное обращение к вице-губернатору Анатолию Повелию, потребовав прекратить бездумную обработку солью всего подряд. Они жаловались на то, что реагенты сыплют даже там, где нет ни льда, ни снега, и выставляли фото побелевшего от соли асфальта.
Впрочем, на каждую такую претензию сразу находятся контрдоводы: многие петербуржцы не видят ничего плохого в том, чтобы бороться со снегом любыми доступными средствами. Мол, уж лучше убить солью пару обуви, чем провести месяц в гипсе после перелома.

«Интересно, авторы письма помнят прошлую зиму? Этот чёртов гололед, на котором ноги переломало куча народа», — парируют они критикам. «Соль пережить можно, а вот отбивать задницу на льду у метро мне больше не улыбается», — заявляют жители города, поддерживающие идею с реагентами. Предлагаемую оппонентами альтернативу — убирать снег и лёд по старинке, лопатами — они откровенно высмеивают.
Решение есть — и оно работает!
Самое любопытное, что на самом деле у соли и пескосоляных смесей есть прекрасные альтернативы, причём отечественного производства. Это многокомпонентные составы производства Уральского завода противогололёдных материалов, которые были представлены на Петербургском международном дорожном форуме как раз прошлой зимой.
Представитель завода с энтузиазмом рассказывал тогда, что состав под названием «Бионорд» плавит снег куда быстрее и в значительно больших объёмах, чем морально устаревшая соль. К тому же этот реагент практически безвреден для экологии, не наносит ущерба животным и имеет небольшой расход.
Кстати, «Бионорд» уже давно и успешно применяют во многих российских городах. Средство зарекомендовало себя прекрасно: в Перми благодаря инновационному методу в 2021 году произошло на 26% меньше аварий, чем в 2020-м, такая же статистика в Новосибирске, а в Ижевске число ДТП снизилось более чем на 30%.
Но пока в Сибири уже вовсю пользуются новейшими разработками, власти Петербурга продолжают ставить рекорды по закупкам соли. Питать большие надежды на то, что питерские коммунальщики перестанут сыпать на улицы соль или хотя бы минимизируют её использование, очевидно, не стоит. Город явно не готов к переходу на более экологичные и щадящие технологии. Так давайте в преддверии зимы хотя бы заранее вооружимся полезными лайфхаками и советами.
Как пережить «солёную» зиму
Владельцам собак ветеринары советуют после каждой прогулки мыть питомцам лапы. При этом крайне важно тщательно просушивать их, поскольку мокрая шерсть также может навредить животному. Кроме того, следует смазывать собачьи лапки специальными кремами или восками: их состав безвреден, поэтому даже при слизывании ничего страшного не произойдёт, отметила ветеринар Елена Сухотина в беседе с «КП-Санкт-Петербург».
А тем, кто переживает за свои любимые сапожки, стоит запастись целым арсеналом средств для ухода за обувью. В самом начале зимнего сезона следует обработать её специальным водооталкивающим средством. Причём сделать это нужно три раза подряд, каждый раз давая обувке как следует просохнуть.
После каждой прогулки по улице обувь необходимо тщательно очистить и протереть мягкой тряпочкой, иначе остатки соли будут постепенно разъедать кожу. Если увидели разводы, не тяните: сразу же приготовьте слабый раствор нашатыря в тёплой воде и протрите им обувь. Затем сапоги нужно тщательно просушить, после чего обязательно нанести средство для ухода. Кстати, вместо покупных кремов можно использовать, к примеру, льняное масло или рыбий жир.




