С 1 сентября 2023 года петербургские таксисты работают по новым правилам. Они обязаны оформить специальную более дорогую страховку, а также покрасить машины в белый цвет и нанести жёлтую полосу. Как следует из данных ФГИС «Такси», с 1 по 25 сентября в городе было выдано 610 лицензий. Значит, новый петербургский закон уже отразился на эстетике городских улиц, но по ряду параметров пока явно буксует.
Сменить «оперение», согласно новым правилам, должны только те самые полтысячи машин, которые были оформлены уже осенью. Остальные водители могут ездить на старых автомобилях до окончания срока действия лицензии, то есть, до пяти лет. Законодатели сознательно оставили такую лазейку, чтобы стимулировать «серый» рынок к легализации.
Такая тактика сработала лишь отчасти. За несколько месяцев, прошедших с момента внесения документа и до его вступления в силу, количество легальных такси выросло в полтора раза. На 1 сентября их было чуть больше 40 тыс. При этом, по данным авторов закона, всего в городе пассажиров возят порядка 65 тыс. автомобилей.
С начала сентября закон имеет обратный эффект, так как теперь получение лицензии связано с дополнительными затратами. И возможность оформить документы, будучи самозанятым и не регистрируя ИП, не слишком упрощает ситуацию.
Для сравнения, за последние 22 дня августа в Петербурге было выдано 10 469 разрешений на управление автомобилями такси. Получается, что в сентябре лицензии стали выдавать почти в 20 раз реже.
Многие явно пытались заскочить на последнюю ступеньку уходящего поезда. К примеру, 29 августа было выдано 319 лицензий, 30 августа — 350, 31 августа — 410. А потом лишь немногим больше за следующие 25 дней.
Впрочем, если сравнить текущие сентябрьские показатели со временами, когда о новом законе никто не слышал, то цифры уже перестанут пугать, хотя по-прежнему не будут выглядеть впечатляюще. Скажем, в апреле было выдано 793 лицензии.
На этом фоне читатели 78.ru стали присылать подозрительные сообщения, которые всплывают в приложении крупнейшего агрегатора во время некоторых поездок. Там написано, что клиентам предоставляются не услуги такси, а «поездки по заказу». Это может говорить о том, что участники рынка опять нашли юридические лазейки для обхода новых строгих правил.
«Поездки по заказу — ещё один вид перевозок наряду с такси. Используем его, чтобы в сервисе было больше машин для ваших поездок. Стоимость поездки, требования к водителю, автомобилю и безопасности не меняются», — говорится в тексте.
78.ru отправил запрос агрегатору, присылавшему клиентам такие уведомления, с просьбой разъяснить ситуацию. В частности, описать правовые механизмы, которые допускают и регулируют подобные поездки.
Ещё во время рассмотрения нового закона было очевидно, что его эффективность будет зависеть в том числе от правоприменительной практики. То есть, то того, какие усилия власти приложат для того, чтобы ловить и наказывать нарушителей.
При этом петербургский законодатель оказался суровее федерального, добавив необязательный пункт о едином цвете автомобилей. В результате затраты таксистов выросли ещё существеннее, что явно не добавило им ни оптимизма, ни желания работать по новым правилам.
Идея была в том, чтобы усилить контроль за безопасностью. Но пока единственный очевидный эффект от принятия нового закона — лавинообразный рост цен, на который петербуржцы массово жалуются в соцсетях.