2023 год отметился дружным ростом цен на всё подряд. Тревожная тенденция не обошла стороной и сферу пассажирских перевозок: вот уже несколько месяцев подряд тарифы на такси неуклонно растут. Пользователи такси, выливая своё недовольство на страницах соцсетей и форумов, не стесняются в выражениях.
Больше всего досталось крупнейшему агрегатору — «Яндекс.Такси»: сервис уже поглотил почти все мелкие таксопарки и вытеснил конкурентов, а теперь начал диктовать свои правила. Как следствие поездка, к примеру, от аэропорта до дома уже стала дороже, чем билет на самолёт.
Пример такой ситуации привёл один из пользователей портале «Пикабу»:
«Летал в Питер за 1800 билет пресловутой „Победой“. Ошибся с обратным билетом и улетев из Внуково вернулся в Шереметьево. Машина во Внуково, вечер, кроме такси нет вариантов. „ЯндексГо“ при первом просмотре пишет примерно 2200, при прикидке маршрута в „Яндекс картах“ такси уже пишет 2400, а при возвращении в „Го“ уже за 2600. И всё это в течение 2 минут и даже без попытки заказа — просто посмотреть…»
Автор поста считает, что таким образом «Яндекс.Такси» просто «разводит» клиентов, при этом система выбора водителей работает очень странно: «Обязательно едут издалека по 10-15 мин., а те, что в аэропорту, уезжают пустые». То есть мало того, что поездки подорожали вдвое, так ещё и время ожидания сильно увеличилось.
«Отсутствие альтернативных решений/конкуренции ведёт к росту цен и падению качества. Классика рыночка», — иронично резюмирует рассерженный «пикабушник». Кстати, в этот раз мужчину выручил другой агрегатор — «СитиМобил»: поездка обошлась ему почти в два раза дешевле, всего в 1250 рублей.
К претензиям москвича тут же присоединился целый хор недовольных политикой и тарифами «Яндекс.Такси» из разных регионов.
«Я из СПб, подтверждаю, что какой-то *** <плохая ситуация — прим.ред.> с ценами в „Я-такси“ уже некоторое время. Регулярно езжу по паре маршрутов, цена с весны этого года изменилась примерно вдвое. Якобы постоянно повышенный спрос. Ладно, летом есть электросамокаты, а дальше что делать, возвращаться к заказу по телефону?».
«С ужасом жду начала учебного года. Пользуюсь такси ежедневно для поездок на работу уже два года, и цена к прошлому году выросла процентов на 60 точно. И вызываю я плюс-минус в одно и тоже время, спрос низкий вообще ни разу в жизни не видела».
«Это просто какой-то треш. Раньше ездила к родителям, цена была около 180 р., при пиковом спросе (красный который) максимум 280. Недавно нужно было срочно ехать, 502р.! *** <очуметь — прим.ред.> как круто, а можно мне зарплату так же повышать?».
В некоторых регионах конкуренции «Яндекс.Такси» вообще не осталось, пишут с периферии:
«В Воронеже „Яндекс.Такси“ — чёртов монополист. Он скупил вообще всё: Uber, „Везёт“, „Жёлтое Такси“, „Тройка“ и массу других. По их старым телефонам отвечает „Яндекс“. Кого не смог выкупить „Яндекс“, выдавил: „Ситимобил“, DiDi. Остался еле живой Maxim, но там даже за полчаса можно не дождаться машины, даже поднимая цену на 100 рублей. Самое интересное, что и таксисты жалуются на охреневшесть „Яндекса“ с комиссиями по 20-30% с заказа (по словам таксистов), но в другие сервисы не уходят. Цены стали просто бешеные. Недавно было 700 рублей за 10 км или 504 за 4,7 км».
Многие признаются, что с такими ценами на такси стали всерьёз задумываться о получении водительских прав и покупке автомобиля. Сесть за руль, чтобы не переплачивать конские суммы монополистам, готовы даже те, кто никогда не ощущал в себе страсти к вождению авто.
«Я не чувствую себя водителем. К тому же в нашем городе и так перенасыщение автомобилями: драки за места, массовые парковки вместо детских дворов и парков, вечные пробки. Я не хотел усугублять эту проблему своим присутствием. Но, похоже, мне придётся пересмотреть свои взгляды. Так что, если вдруг увидите „оленя на дороге, который не умеет ездить“, который мешает вам жить — знайте, возможно, это я, и в этом виноват „Яндекс“ и текущая политика развития общественного транспорта», — предупреждает один из комментаторов.
Впрочем, тех, кто стал на сторону таксистов, также немало. Водители, говорят они, просто не выживут при прежних ценах, ведь подорожало не только топливо, но и запчасти, страховки, ремонт, да и купить более-менее приличное авто теперь куда проблематичнее, чем раньше. Отсюда и рост цен.
«Бензин — это далеко не всё. Машина должна быть не старая и не убитая. А машины сколько сейчас стоят? Так и не купить уже официально ни „Полик“, ни „Солярис“, ни другие „таксишные“ машины. Китайцы? Так тоже не три копейки, ещё и неизвестно сколько они прослужат. А запчасти? А страховка 60 т. р. в год для такси как вам? Лицензия и прочее, вы же не хотите на „Жигулях“ с *** <водителями нерусской национальности> ездить. Получите, распишитесь», — отвечает недовольным один из комментаторов «Пикабу».
Другой поддержал его, расписав затраты таксистов:
«Замена масла с 2021 по 2023 выросла минимум на 100%. Расходники либо нет, либо аналоги (Китай) — срок службы меньше, а цена почти как на оригинал в 2021 г. Цена автомобиля за это же время выросла также почти на 100%, и даже если автомобиль арендный, владелец таксопарка где-то должен будет найти деньги на новый автомобиль, когда текущий будет списан».
Авторам этих доводов нельзя отказать в логике, ведь цены в магазинах на продукты и одежду тоже растут. А водитель — такой же человек, он тоже живет не в 2021, а в 2023 году, он тоже ходит по магазинам и содержит семью. То есть его расходы тоже выросли — так почему он должен работать по тарифам двухлетней давности?
Но самое плохое в том, что рост цен на такси, вероятнее всего, продолжится. Виной тому — новый закон о такси, который вступил в силу с 1 сентября 2023 года. На том же «Пикабу» предупреждают: «Ждите треш».
Закон о такси действительно серьёзно ужесточает требования к таксистам. Всех водителей обязали заключить трудовой договор с перевозчиком либо оформить ИП. Кроме того, с 1 сентября все автомобили, используемые как такси, должны быть застрахованы по специальной «таксишной» ставке, а она на порядок выше стоимости обычного ОСАГО.
Также с 1 сентября 2023 года в такси нельзя будет работать судимым по «тяжёлым» статьям (убийство, изнасилование, грабёж). Уберут «из-за баранки» и водителей, более одного раза лишённых прав или имеющих более трёх неуплаченных штрафов. Помимо этого, всем водителям необходимо будет пройти аттестацию: каждый таксист должен будет как «Отче наш» знать расположение больниц, школ и самых известных достопримечательностей.
Но и это ещё не всё: новый закон о такси устанавливает ряд требований к самим автомобилям, в том числе к их цвету, виду кузова и т. д. Правда, в каждом регионе эти требования могут быть свои. Например, в Петербурге и Ленобласти по новым стандартам все машины такси должны быть только белого цвета с жёлтой светоотражающей полосой. А в салоне авто должна быть размещена информация о тарифах.
Все эти ужесточения привели к тому, что водителей стало значительно меньше. В частности, из такси постепенно уходят те водители, которые просто подрабатывали извозом. Им не по карману дорогое ОСАГО, перекраска авто и прохождение ежедневных медицинских и технических осмотров. А ведь именно на «подработчиков» приходилось до 80% всех перевозчиков в регионах, и именно они помогали снизить пиковые нагрузки, не позволяя агрегатору задирать ценник больше, чем на 20-30%.
Один из водителей «Яндекс.Такси» подтвердил в беседе с уральским изданием «Моменты», что многие его коллеги ушли из такси.
«Если раньше можно было работать в качестве самозанятого, то теперь заставляют открывать ИП, получать лицензию, проходить медосмотр, сдавать справку о судимости. Я потратил на все эти дела почти 8000 рублей. Но не все водители захотят заниматься этой вознёй, поэтому людей будет меньше, и поездки в любом случае подорожают», — уверен мужчина.
Печальный результат работы нового закона в виде резкого роста на такси отмечают и официальные источники. Так, средний чек по стране оказался на 6% выше уровня прошлого года и на 3% выше уровня июля 2023-го. В некоторых регионах цены выросли сильнее, например, в Удмуртии стоимость километра поездки увеличилась на 23,3% за месяц, в Татарстане — на 10,5%, пишет RTVI со ссылкой на «Чек Индекс». Эксперты подтверждают: это только начало — цены будут расти и дальше.
В самом «Яндекс.Такси» подорожание услуг объясняют тремя факторами:
Однако помимо этих трёх причин, значительную роль играет ещё одна, о которой агрегатор, само собой, умалчивает. Это элементарная жадность. Ведь именно агрегатор, то есть сам «Яндекс.Такси» забирает у водителей до 40% стоимости поездки. Об этом напомнил председатель исполкома Межрегионального транспортного профсоюза Тарас Шевченко: он утверждает, что минимальные тарифы на перевозки, которые устанавливают сами перевозчики, не менялись уже много лет.
Шевченко вообще убеждён, что все жалобы на подорожание машин и запчастей, как и на дорогие страховки, всего лишь разговоры в пользу бедных. «Я считаю, что ничего из этого на цену на такси, которая сегодня получается для пассажиров, не влияет. Цену устанавливает агрегатор самостоятельно по своему усмотрению», — заявил он в беседе с RTVI.
78.ru побеседовал с петербуржцем по имени Роман, который владеет небольшим автопарком: он сдаёт машины в аренду таксистам. По словам его арендаторов, цены на поездки действительно выросли, но это вполне закономерно на фоне общего подорожания жизни.
— Вы хотите, чтобы вас везли за 100 рублей, как раньше? А ничего, что водителю нужно 1500-1700 рублей в день отдать за аренду, плюс комиссия „Яндексу“, плюс расходы на бензин? А если ездить на своём авто, то нормальная машина сейчас стоит около 2 млн — как можно выплачивать кредит, зарабатывая копейки? — недоумевает Роман.
Владелец автопарка также подчеркнул, что водители «Яндекс.Такси» не имеют никакой возможности влиять на тарифы. Более того, в приложении таксист вообще не видит ни стоимости поездки, ни адреса назначения, пока не возьмёт заказ. А отказаться от заказа — себе дороже: агрегатор после этого в виде наказания на какое-то время исключает машину из поиска и не показывает заказы. Вот и получается, что водители зачастую едут к чёрту на кулички за 100 рублей, ничего не зарабатывая, кроме геморроя. Теперь же, с ростом цен, таких «пустых» заказов хотя бы станет меньше.
Новый закон о такси, по мнению Романа, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Раньше таксовать мог, в общем, кто угодно, а теперь все водители будут проходить отбор, и поездки станут более безопасными. Но головной боли у водителей явно прибавится, особенно из-за страховок: «Если за обычный Volkswagen Polo или Hyundai Solaris цена примерно 40 тыс. в год, то за машину классом выше цена автоматически взлетает до 80-100 тыс. в год».
— За один только страховой полис лично мне нужно отдать около 70 тыс. в год, а если у меня 10 автомобилей? Получается, нужно заплатить 700 тыс. разово, а если машина ни разу не побьётся? Значит, я только зря выкинул деньги, — рассуждает наш собеседник.
Кроме того, по словам Романа, даже в страховом случае ДТП выбить деньги из страховой компании — та ещё задача:
— Честно скажу — владельцам автопарков проще и дешевле не оформлять страховки. Я лучше буду платить штрафы и оплачивать необходимый ремонт из своего кармана, поскольку оборот финансов позволяет чинить машину за свой счёт. Страховые же очень долго выплачивают компенсацию, а в нашем бизнесе каждый день простоя — это потеря денег, — признаётся он.
Также Роман не очень понимает смысла новых требований к внешнему виду авто: напомним, в Петербурге все такси теперь должны быть исключительно белого цвета.
— И так видно, что машина брендирована, что это такси, уже все привыкли. Конечно, ни один водитель или автопарк не будет менять машины, покупать белые авто — они просто покрасят имеющиеся или оклеят их белой плёнкой. Но всё это тоже дополнительные расходы и лишний геморрой, — говорит эксперт.
Требование по размещению в машине тарифов он вообще считает странным: «На одном листочке всё равно ничего не уместишь. Что мне, всю торпеду бумажками оклеивать? Сделайте лучше, чтобы все тарифы были видны пассажиру сразу в приложении, и он сам будет принимать решение, ехать ему или пешком пройтись».
Читателям 78.ru Роман дал пару полезных советов, как можно попытаться сэкономить на такси.
Во-первых, не спешите заказывать машину сразу, как только видите цену в приложении. Возможно, через некоторое время она резко снизится. «В приложении „Яндекса“ со стороны водителя зона, в которой мало машин, окрашивается в фиолетовый цвет, и тарифы в такой зоне из-за отсутствия конкуренции автоматически вырастают. Как следствие, туда сразу устремляются водители в надежде „срубить“ хороший заказ. И как только в этой зоне появляется достаточно много машин, цены тут же уменьшаются».
Во-вторых, Роман призвал не забывать о других службах заказа такси — каким бы монополистом ни был «Яндекс», в Петербурге он пока ещё «задавил» не всех. Например, в том же такси «Максим» или в «Ситимобиле» стоимость поездки может оказаться намного приятнее. Да, машинку вам могут прислать видавшую виды, а за рулём, вероятнее всего, будет сидеть гость из ближнего Зарубежья, но тут уж вам решать — ехать или «шашечки».
Ну и в-третьих, если место назначения не так далеко, почему бы не пройтись немного пешком? «Пройти пару остановок несложно, и для здоровья полезно, да и деньги сэкономите», — шутит Роман.