В гараже на окраине Петербурга к своему второму дню рождения неспешно готовится раритет шведского автопрома. Пока он не покрашен, видно, что от исходного автомобиля мало что осталось — элементы кузова от разных машин, свежие детали подписаны. Владелец шутит: чтобы собрать эту машину, потребовалось две с половиной других.
Покупалась машина целиком, двери снимались вместе с обшивками. Для подобных машин ещё в 90-х придумали термин — конструктор. Тогда в подпольных мастерских из нескольких автомобилей собирали один для продажи. Сегодня это ещё один способ отремонтировать машину, особенно, если есть проблемы с запчастями.
— Большую часть деталей сейчас уже не найти. То есть они сняты с производства, найти их нереально, бэушные искать по разборкам — это накладно. Поэтому проще целиком, — поделился Александр Боголюбов.
Все запчасти — оригинальные. На более современных моделях такое сложно представить — бюджетный ремонт без китайских или турецких аналогов слишком дорог, а из-за санкций порой — невозможен.
Если раньше подобные конструкторы для взрослых собирали поклонники машин, уже снятых с производства, то теперь и владельцы современных машин заглядывают в интернет в поисках таких запчастей.
Для многих сейчас «б/ушные» детали — вообще единственная возможность отремонтировать машину за приемлемые деньги.
По данным опроса, который провели страховые компании, 40% водителей при ремонте будут использовать части, снятые с подержанных машин, а больше половины — вообще за то, чтобы в России появилась индустрия восстановленных запчастей.
— Опасно брать аналоги дешёвые плохого качества банально из-за того, что они из дешёвого сырья делаются во-первых, а во-вторых, они банально не рассчитаны на те нагрузки, которые от них требуются, — считает автоэксперт Алексей Позигун.
Другое дело, что покупать машину-донора для относительно современных моделей 10-15-летней давности, может быть экономически невыгодно. Для сравнения — японский седан 2007 года продают за почти 600 000 рублей. Получается слишком дорогой ремкомплект, поэтому купить старые, но не сильно изношенные запчасти по отдельности — всё-таки дешевле.
— Если у человека автомобиль, который сейчас производится сотнями тысяч, или ранее производился в таком тираже, никакого смысла в донорском автомобиле нет. Это инструмент застраховать себя от отсутствия редких деталей, — отметил исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков.
Застраховать себя от повышения цен на запчасти покупкой донорской машины точно не получится. Простой подсчёт: место на платной стоянке стоит в среднем от 3 000 до 5 000 рублей.
Сколько там простоит автомобиль — неизвестно, но точно понятно — идти на дополнительные расходы ради возможного ремонта в будущем сейчас точно готовы немногие.