На официальном сайте Евросоюза есть целый раздел о санкциях против России. Там прописаны в том числе и все ограничения, касающиеся въезжающих в страны ЕС граждан РФ. Стоит отметить, что последнее обновление раздела произошло ещё год назад, в октябре 2022-го, когда был принят восьмой пакет санкций.
Дополнением к этому разделу служит приложение с перечнем продукции, которую запрещено импортировать из России в Европу, а также список наиболее часто задаваемых вопросов, то есть FAQ. В нём приводятся пояснения по конкретным и самым распространённым на практике ситуациям. Причём пояснения даёт не кто-нибудь, а генеральный директорат по финансовой стабильности, то есть строчит ответы не банальный контент-менеджер сайта, а авторитетные эксперты.
Скорее всего, никто на этот раздел не обратил бы внимания, тем более что санкционный регламент вообще-то касается только граждан, ведущих внешэкономическую деятельность, и не касается простых путешественников в Европу. Если бы не два момента.
Во-первых, у всех на слуху недавние инциденты с конфискацией автомобилей у граждан России в Германии. Несколько десятков автомобилей действительно было арестовано: немецкие таможенники заявили, что ввоз пассажирских автомобилей из России запрещён в соответствии со ст. 3i Регламента 833/2014. Германия при этом утверждала, что под эмбарго подпадает любое перемещение авто, даже если водитель везёт машину не на продажу, а просто путешествует на ней.
Позже, правда, большую часть этих арестов удалось оспорить. Российские юристы заявили, что немецкие чиновники либо сами толком не поняли новую трактовку закона, либо злоупотребляют властью, поскольку ст. 3i запрещает импорт или передачу в страны ЕС товаров, которые «производят существенные доходы для России». Согласитесь, между импортом с целью продажи и въездом в страну на личном автомобиле — колоссальная разница. Тем не менее, сообщения об отдельных случаях изъятия личных авто у россиян появляются до сих пор.
А во-вторых, решающую роль во всеобщем ажиотаже сыграла публикация РБК, который спустя год после обновления перечня запрещённой к импорту продукции решил вдруг опубликовать выдержку и скриншот ответа на один конкретный вопрос. Он в целом касался только возможности въезда в страны ЕС на пассажирском автомобиле с российскими номерами, но вот ответ оказался гораздо шире и вызвал в России волну тревоги и возмущений.
Ответ звучал так: «Неважно, используется ли транспортное средство в частных или коммерческих целях, коль скоро оно подпадает под таможенные коды, перечисленные в приложении XXI (в том числе код 8703), и происходит или вывозится из России». Стоит отметить, что таможенным кодом 8703 обозначают автомобили, вмещающие до десяти человек. При этом автор разъяснения без особой уверенности добавляет, что, мол, «наиболее вероятно», что к «вывозимым» («Экспортируемым») из России относятся автомобили с российскими номерными знаками.
И тут все вдруг вспомнили, что в самом приложении XXI, помимо автомобилей, перечислены десятки позиций. Среди них — не только автомобили, уголь, торф, яхты и медвежьи шкуры, но и вещи, не имеющие никакого отношения к промышленному импорту. В частности, оказалось, что под запретом к ввозу в ЕС — телефоны, чемоданы, фотоаппараты, одежда, обувь, да что там — даже шампуни и туалетную бумагу ввозить больше нельзя.
Вот что конкретно говорится по этому поводу в регламенте ЕС:
«Запрещается приобретать, импортировать или передавать, прямо или косвенно, товары, которые приносят значительные доходы России, тем самым позволяя ей совершать действия, дестабилизирующие ситуацию на Украине, как указано в приложении XXI, в Союз, если они происходят из России или экспортируются из России».
Чтобы расставить все точки над i, пользователи сформулировали вопрос максимально конкретно: «Могут ли российские граждане временно привозить с собой личные вещи и транспортные средства, перечисленные в приложении XXI к ст. 3i, в Евросоюз, например в туристических целях?». Ответ просто убил: «Нет». И далее снова следовало разъяснение о том, что статья 3i «запрещает приобретение, ввоз или передачу, прямо или опосредованно, товаров, перечисленных в приложении XXI, если они происходят из России или вывозятся из России».
Журналисты РБК запросили отдельный комментарий Еврокомиссии по этому поводу. Но её представители лишь снова подтвердили, что да, из-за нововведений в санкционном законодательстве россияне не могут въезжать в страны Евросоюза на зарегистрированных в РФ автомобилях. При этом ввоз в страны ЕС товаров из перечня в приложении XXI запрещается, «если они имеют российское происхождение или вывозятся из России». Эта странная формулировка только ещё больше всех запутала: получается, что если чемодан куплен, например, в Турции, но вывозится из России, его в любом случае отберут? А как быть с китайским смартфоном?
Российские путешественники восприняли очередные плохие новости крайне негативно. За годы санкций туристы уже научились находить лазейки и проторили обходные пути в Европу, поэтому многие сейчас сидят на чемоданах, собираясь в путешествие. И тут им сообщают, что на машине въезжать нельзя, а смартфон и шампунь на границе отберут. В соцсетях и на тематических форумах предсказуемо началась невообразимая паника.
«В интернете написано: Также россиянам запретили ввозить в ЕС косметику, чемоданы, мобильные телефоны, ноутбуки, изделия из кожи и меха и средства личной гигиены. Это действительно правда?»
«Мы летали в июне, в полном счастливом неведении об этом запрете, сейчас лететь в среду, прочли эту новость и дурно стало, главное, какие провокаторы, ни одно издание не даёт ссылку на дату документа, в мозгу паника», — делятся тревогами и сомнениями пользователи популярного Форума Винского.
Особенно взволнованы неприятными новостями жители Петербурга — благодаря близости Финляндии они путешествуют в Европу чаще остальных. «Подскажите, кто недавно ехал через Хельсинки — Санкт-Петербург. Ноутбуки и смартфоны можно провозить… или уже нельзя?», — такие вопросы в разных вариациях заполонили чаты в Телеграм и интернет-форумы.
Большинство путешественников не очень разбирается в хитром языке европейских бюрократов и больше интересуется реальными кейсами. Как сейчас проходят границу? Не отнимают ли машину? Не потрошат ли багаж? Не заставляют ли расстаться со смартфоном? Люди возмущены: ведь если всё перечисленное в приложении XXI нельзя ввозить, то это фактически завуалированный запрет на въезд для всех. Кто же поедет в чужую страну без смартфона и одежды?
Впрочем, пока, кажется, на границах всё спокойно — те, кто имеют основания для выезда (ВНЖ, учёба, работа или билет на самолёт в нешенгенскую зону), спокойно выезжают, ни у кого ничего не отнимают, к автомобилям также никаких претензий не предъявляют.
«Выехал из РФ на авто с российскими номерами. У меня европейское внж, авто оформлено на супругу. Вопросов к авто не было», — пишет Кирилл в чате «Финляндия. Чат TravelAsk».
Ещё один пользователь даже поговорил предметно с финскими таможенниками, чтобы прояснить ситуацию:
«Разговаривали утром с финской таможней. Они сказали, что бумага из Брюсселя им пришла. Но руководство Финляндии в отношении этих рекомендаций ещё никаких решений не приняла. Но! Сами они сказали, что против того, чтобы вводили запрет на въезд машин с рус номерами, что это не в их интересах. И даже если вынесут решение о запрете, они заранее будут предупреждать, а не просто конфисковывать машины/вещи и т. д.»
Кое-кто вообще советует не будить лихо, пока оно тихо: «Финских погранцов наши уже с ума свели звонками и вопросами на границах — „будете конфисковывать?“ Вот они и пошли совещаться».
Не было пока тревожных сигналов и с других границ. Вот что рассказала одна из путешественниц в Телеграм-чате:
«Мы две недели назад возвращались из Испании на авто с российскими номерами, объехали Германию, через Италию — Австрию — Чехию, далее Польша и на литовскую таможню (Мядининкае), всё прошло хорошо. Литовцы проверили только паспорта, а белорусские таможенники смотрят так же, как и российские на Торфяновке».
Червячок сомнений всё-таки гложет многих — а вдруг в ближайшее время таможня европейских стран рьяно примется исполнять букву закона, трактуя его не в пользу простых путешественников?
«Два дня назад въехали в Венгрию, пропустили абсолютно спокойно. А сейчас мы уже и не знаем, что делать — то ли обратно срочно ломиться, то ли сидеть и не отсвечивать — смотреть, что будет дальше», — делится тревожными размышлениями одна из туристок.
«Интересно, а что делать тем, кто уже в ЕС на РФ номерах? По такой логике даже если захочешь перегнать авто обратно в РФ в любом месте пути, а особенно ближе к границе, можешь нарваться на рейд таможни и лишиться авто», — вторит ей другая путешественница.
Администратор «Форума Винского» уверяет: все заявления о новых ограничениях — не более чем кликбейтная новость, высосанная из пальца только ради увеличения посещаемости сайта. «Всё написанное касается контрактных поставок, импорта от одного юрлица другому юрлицу. Физлиц (коими являются туристы) это вообще не касается», — объясняет он.
Автор поста полагает, что наделавший столько шума ответ из разъяснений Еврокомиссии не имеет никакой юридической силы, и просто «внёс заряд адреналина в ряды туристов в это воскресенье, когда посещаемость сайтов падает».
Кроме того, автор отмечает, что и сам вопрос от 8 сентября был сформулирован некорректно, и на него, соответственно, был дан некорректный ответ, который позволил людям сделать неверные выводы. «Мне особенно нравится формулировка This is most likely the case (Скорее всего), что свидетельствует об уровне понимания темы отвечающим», — язвительно добавляет комментатор.
Чтобы успокоить встревоженных сограждан, автор рекомендует обратить внимание на пункт 9 этого же FAQ, в котором говорится о ввозе «ювелирки»:
«Однако запрет не распространяется на золотые украшения для личного пользования физических лиц путешествующих в Европейский Союз, или членов их ближайших семей, путешествующих вместе с ними, при условии, что они принадлежат этим лицам и не предназначены для продажи».
Логично предположить, что точно также запрет на ввоз в ЕС не касается личных вещей туристов, подчёркивает админ «Винского».
С этой точкой зрения согласны многие — они призывают туристов успокоиться и включить логику. «Этот кусок документа выглядит как какой-то не очень вменяемый вы*** мозга очередного бюрократа, который хотел прокомментировать ситуацию с автомобилями, но даже про неё написал криво», — иронизируют в Сети. Некоторые даже шутят, мол, и не такое переживали — поедем в Европу с кнопочными телефонами и хозяйственным мылом.
Однако российские эксперты восприняли заявления ЕС и Еврокомиссии куда более серьёзно. Тем более что каждая страна, судя по ответу ЕК, будет самостоятельно принимать решение, что и у кого конфисковать. И как, скажем, таможенники в Валимаа будут определять, лежат в багажнике твои личные шины, или ты хочешь «загнать» их финнам в Лаппеенранте — пока неясно.
Юрист-международник Владимир Тихоньков советует всем, к кому у финской таможни возникнут вопросы, взять на вооружение шестой пункт тех же разъяснений ЕК, в котором говорится, что «цель ограничений на импорт состоит в том, чтобы лишить Россию дохода». Главное — суметь доказать, что вы не собираетесь продавать найденные у вас вещи и что они предназначены исключительно для личных целей, подчеркнул эксперт в беседе с «Фонтанкой».
Между тем спустя три дня ситуация несколько прояснилась. Еврокомиссия, не выдержав напора со стороны российских журналистов, дала наконец официальное разъяснение своих же бюрократических головоломок. Вечером 11 сентября представитель ЕК Даниэл Шеридан Ферри заявил на брифинге, что шампуни и смартфоны у граждан России никто в Европе конфисковать не собирается.
— Когда таможенные или другие заинтересованные органы реализуют санкционные меры, необходимо всё принимать во внимание. Если вы пересекаете границу с личными вещами, одеждой, которые находятся в списке запрещённых, то это не означает обход санкций. Следует это принимать во внимание, — сказал представитель ЕК Даниэл Шеридан Ферри.
А вот всё, что касается автомобилей, уже, к сожалению, будет трактоваться иначе. Ферри подтвердил, что согласно последним пояснениям к регламенту, въезд в Евросоюз на автомобилях с российскими номерами запрещён. Об этом пишут «Известия».
Будет ли это реализовано на практике — пока неясно, но неприятные инциденты с россиянами в Германии доказали, что конфискация личного транспорта — не просто «страшилка» из СМИ, а вполне реальный сценарий. К тому же многие страны уже предупредили о намерении конфисковывать машины с российскими номерами — об этом заявили, в частности, министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте и министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс. Поэтому многие юристы советуют перестраховаться и пока не въезжать на личных автомобилях в Европу — бережёного Бог бережёт.
Так, заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семёнов посоветовал автопутешественникам запастись терпением и не рисковать.
«Кто-то это решение должен оспорить, признать его незаконным, а суд может идти полгода и год, и всё это время страны Европы будут формально применять это разъяснение, чтобы создать замораживающий эффект в случае с автомобилями», — пояснил эксперт в беседе с Autonews. Семёнов уверен, что через какое-то время это решение будет признано незаконным, однако этого решения ещё нужно дождаться.