Утро вторника. Лайнер Airbus авиакомпании «Уральские авиалинии» должен совершить регулярный рейс Сочи — Омск. На борту находятся 159 человек, из них 23 ребёнка. Самолёт пролетает большую часть пути, но тут члены экипажа подают сигнал тревоги, после чего судно пропадает с радаров. Капитан воздушного судна — Сергей Белов — принимает непростое решение: посадить лайнер в пшеничном поле. Долететь до Новосибирска невозможно.
Через несколько часов СМИ сообщают об очередном «авиационном чуде». В результате экстренной посадки все пассажиры и члены экипажа живы. Им даже не потребовалась помощь врачей. Людей посадили в автобусы и благополучно отвезли в Омск и Новосибирск, где предоставили питание, воду и зарядные устройства.
К счастью, такие авиационные рекорды происходят каждый год. 78.ru составил список самых отчаянных посадок в истории гражданской авиации.
21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124, выполнявший рейс Таллин — Москва, совершил экстренную посадку на Неву. Она стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолёта.
Рано утром Ту-124 взмыл в воздух. На борту воздушного судна были 44 пассажира и шесть членов экипажа. Через несколько минут выяснилось, что стойка переднего шасси сложилась, но не до конца. Пилоты понимают, что посадка с поломанным шасси завершится катастрофой. Они связываются с диспетчером и описывают ситуацию. Экипажу приказывают лететь в Ленинград и сажать воздушное судно там. Тем временем бортпроводник пытается добраться до повреждённого шасси, но все усилия тщетны.
В 11 утра аэропорт Пулково готов принять Ту-124. Перед этим самолёт пролетает над полосой, чтобы эксперты могли оценить степень поломки. Воздушное судно кружит над городом некоторое время, как тут, внезапно, ломается левая турбина, а затем в небе над Смольным — правая.
Капитан принимает непростое решение. Самолёт сажают между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. Из-за пробоины в салон лайнера быстро попадает вода, но к счастью рядом с местом аварийной посадки появляется баржа, благодаря которой удаётся эвакуировать пассажиров.
Ещё одно чудо произошло 7 сентября 2010 года, когда самолёт Ту-154М авиакомпании «Алроса» совершил аварийную посадку в заброшенном аэропорту в бескрайней тайге.
Воздушное судно выполняло рейс Полярный — Москва. Через 3,5 часа после взлёта на борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Горючего оставалось на считанные минуты.
Члены экипажа были готовы пойти на отчаянный шаг — посадить самолёт на речку Ижма, возле посёлка. Пилоты надеялись, что авиакатастрофу увидят местные жители, которые смогут позвать на помощь. Когда самолёт начал снижаться, произошло настоящее чудо. В зелёном ковре таёжного леса пилот разглядел чистую полосу.
Всё зависело от навыков и мужества пилотов. На третий раз им удалось успешно приземлить самолёт. Все члены экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с помощью надувных трапов. В результате инцидента никто не пострадал.
Пилоты самолёта А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» совершили вынужденную посадку в кукурузном поле после вылета из аэропорта Жуковский.
15 августа 2019 года самолёт благополучно взлетел в воздух. На борту судна насчитывалось 226 пассажиров и семь членов экипажа. Через некоторое время навстречу лайнеру вылетела стая чаек. Птицы попали в оба двигателя. Пилоты приняли решение, что придётся совершить экстренную посадку.
— Мысли были только о том, как, во-первых, не допустить падения, а потом, когда уже падение было неизбежно, как можно мягче посадить самолёт, — вспоминает командир лайнера Дамир Юсупов.
Члены экипажа посадили судно более чем в километре от взлётно-посадочной полосы аэропорта с убранными шасси. Пассажиров также эвакуировали по надувным трапам. После за медицинской помощью обратились 76 человек. Каждому пассажиру выплатили компенсацию в 100 тыс. рублей.
В 2009 году произошло ещё одно «авиационное чудо». Пилоты Airbus А-320 авиакомпании US Airways смогли успешно посадить самолёт в воды Гудзона.
Самолёт покинул нью-йоркский аэропорт La Guardia утром 11 сентября. На борту были 150 человек и пять членов экипажа. Они летели в Шарлотт, штат Северная Каролина. Однако через несколько минут после взлёта пилоты сообщили авиадиспетчерам, что птицы повредили двигатель А-320.
Изначально капитан воздушного судна хотел вернуться в нью-йоркский аэропорт, а потом планировал посадить самолёт в аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси. Внезапно связь с воздушным судном прервалась. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма.
Местные жители навсегда запомнили, как Airbus А-320 пролетел над мостом Джорджа Вашингтона и опустился на поверхность реки. К счастью, воздушное судно удержалось на плаву. Когда пассажиры поняли, что экстренная посадка прошла успешно, они начали выбираться на крылья и крышу авиалайнера, который постепенно пошёл ко дну.
В результате инцидента никто не погиб. Из 150 человек пострадали 78 пассажиров, но они получили лёгкие травмы, а некоторые — обморожение, так как температура воздуха в Нью-Йорке в тот день опустилась до -8 градусов по Цельсию.
23 июня 1983 года у Boeing 767-233, выполнявшего регулярный рейс Монреаль-Оттава-Эдмонтон, закончилось топливо на высоте 8000 метров, но через 17 минут самолёт благополучно приземлился.
На борту находились 61 пассажир и восемь членов экипажа. Самолёт пролетел половину пути и в какой-то момент даже запросил у диспетчера подняться на высоту 12 500 метров. Внезапно в кабине пилотов один за другим стали включаться предупреждающие кнопки, указывающие на проблемы в топливных насосах.
Какое-то время капитан судна был уверен, что топлива хватит до Эдмонтона, но потом насос совсем вышел из строя и отключился. Второй пилот сказал бортпроводникам готовиться к экстренной посадке. Оба двигателя заглохли.
На высоте 8000 метров капитан воздушного судна начинает планировать вектор движения к посадочной полосе, чтобы самолёт с десятками пассажиров на борту не упал камнем на землю. Тем временем стюардесса помогала пассажирам справиться со стрессом и успокаивала их.
В 7 км от посадочной полосы пилоты понимают, что самолёт летит высоко. Члены экипажа «наклоняют» воздушное судно в бок, чтобы быстрее снизиться. В итоге самолёт скользит на левом крыле. Угол крена составляет около 60 градусов. Нос самолёта врезается в землю, шасси ломается, а капитан изо всех сил давит на тормоз. В результате экстренной посадки никто не погиб, 10 человек получили ушибы и ссадины.
Членам экипажа Airbus А330-200 авиакомпании Air Transat удалось успешно посадить самолёт с пустым топливным баком и неработающими двигателями.
24 августа 2001 года спустя 5,5 часов капитан воздушного судна сообщил диспетчерам, что Airbus, летевший из Торонто в Лиссабон, оказался над северной частью Атлантического океана без топлива и с двумя неработающими двигателями. Ближайшая взлётная полоса была в 120 км от местонахождения самолёта.
Когда лайнер подготовили к посадке, он нёсся на скорости 370 км/ч, что на 60 км превышало рекомендуемые показатели. Чтобы удержать лайнер на полосе, членам экипажа пришлось применить экстренное торможение. Восемь колёс шасси лопнули. Самолёт «на животе» проехал более 2 км, но остановился на полосе. Из 306 пассажиров на борту, лишь 18 человек получили травмы. Никто не погиб.
После авиационного происшествия, авиакомпанию Air Transat оштрафовали на 250 тыс. долларов. Самолёт отремонтировали. Он по-прежнему эксплуатируется.