Общество
10:1012 сентября 2023

Авиачудеса: самые отчаянные посадки пассажирских самолётов

Экстренные посадки самолётов – не редкость. Чаще всего это связано с неисправностью воздушного судна, нехваткой топлива или погодными условиями. В подборке мы расскажем о самых громких «хэппи-эндах» в истории авиационных происшествий.
Фото: Dmitry Golubovich/globallookpress.com

Утро вторника. Лайнер Airbus авиакомпании «Уральские авиалинии» должен совершить регулярный рейс Сочи — Омск. На борту находятся 159 человек, из них 23 ребёнка. Самолёт пролетает большую часть пути, но тут члены экипажа подают сигнал тревоги, после чего судно пропадает с радаров. Капитан воздушного судна — Сергей Белов — принимает непростое решение: посадить лайнер в пшеничном поле. Долететь до Новосибирска невозможно.

Через несколько часов СМИ сообщают об очередном «авиационном чуде». В результате экстренной посадки все пассажиры и члены экипажа живы. Им даже не потребовалась помощь врачей. Людей посадили в автобусы и благополучно отвезли в Омск и Новосибирск, где предоставили питание, воду и зарядные устройства.

Фото: t.me/uralairlines_official
Фото: t.me/uralairlines_official

К счастью, такие авиационные рекорды происходят каждый год. 78.ru составил список самых отчаянных посадок в истории гражданской авиации.

Ту-124 совершил экстренную посадку на Неву

21 августа 1963 года пассажирский авиалайнер Ту-124, выполнявший рейс Таллин — Москва, совершил экстренную посадку на Неву. Она стала одним из первых случаев удачного приводнения пассажирского самолёта.

Рано утром Ту-124 взмыл в воздух. На борту воздушного судна были 44 пассажира и шесть членов экипажа. Через несколько минут выяснилось, что стойка переднего шасси сложилась, но не до конца. Пилоты понимают, что посадка с поломанным шасси завершится катастрофой. Они связываются с диспетчером и описывают ситуацию. Экипажу приказывают лететь в Ленинград и сажать воздушное судно там. Тем временем бортпроводник пытается добраться до повреждённого шасси, но все усилия тщетны.

В 11 утра аэропорт Пулково готов принять Ту-124. Перед этим самолёт пролетает над полосой, чтобы эксперты могли оценить степень поломки. Воздушное судно кружит над городом некоторое время, как тут, внезапно, ломается левая турбина, а затем в небе над Смольным — правая.

Фото: Юрий Туйск
Фото: Юрий Туйск

Капитан принимает непростое решение. Самолёт сажают между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. Из-за пробоины в салон лайнера быстро попадает вода, но к счастью рядом с местом аварийной посадки появляется баржа, благодаря которой удаётся эвакуировать пассажиров.

Пилот нашёл аэродром в бескрайней тайге

Ещё одно чудо произошло 7 сентября 2010 года, когда самолёт Ту-154М авиакомпании «Алроса» совершил аварийную посадку в заброшенном аэропорту в бескрайней тайге.

Воздушное судно выполняло рейс Полярный — Москва. Через 3,5 часа после взлёта на борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Горючего оставалось на считанные минуты.

Члены экипажа были готовы пойти на отчаянный шаг — посадить самолёт на речку Ижма, возле посёлка. Пилоты надеялись, что авиакатастрофу увидят местные жители, которые смогут позвать на помощь. Когда самолёт начал снижаться, произошло настоящее чудо. В зелёном ковре таёжного леса пилот разглядел чистую полосу.

Фото: rus.team
Фото: rus.team

Всё зависело от навыков и мужества пилотов. На третий раз им удалось успешно приземлить самолёт. Все члены экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с помощью надувных трапов. В результате инцидента никто не пострадал.

Из-за птиц в двигателе самолёт посадили в поле

Пилоты самолёта А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» совершили вынужденную посадку в кукурузном поле после вылета из аэропорта Жуковский.

15 августа 2019 года самолёт благополучно взлетел в воздух. На борту судна насчитывалось 226 пассажиров и семь членов экипажа. Через некоторое время навстречу лайнеру вылетела стая чаек. Птицы попали в оба двигателя. Пилоты приняли решение, что придётся совершить экстренную посадку.

— Мысли были только о том, как, во-первых, не допустить падения, а потом, когда уже падение было неизбежно, как можно мягче посадить самолёт, — вспоминает командир лайнера Дамир Юсупов.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Члены экипажа посадили судно более чем в километре от взлётно-посадочной полосы аэропорта с убранными шасси. Пассажиров также эвакуировали по надувным трапам. После за медицинской помощью обратились 76 человек. Каждому пассажиру выплатили компенсацию в 100 тыс. рублей.

Пилоты спасли 150 пассажиров, посадив самолёт в воды Гудзона

В 2009 году произошло ещё одно «авиационное чудо». Пилоты Airbus А-320 авиакомпании US Airways смогли успешно посадить самолёт в воды Гудзона.

Самолёт покинул нью-йоркский аэропорт La Guardia утром 11 сентября. На борту были 150 человек и пять членов экипажа. Они летели в Шарлотт, штат Северная Каролина. Однако через несколько минут после взлёта пилоты сообщили авиадиспетчерам, что птицы повредили двигатель А-320.

Изначально капитан воздушного судна хотел вернуться в нью-йоркский аэропорт, а потом планировал посадить самолёт в аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси. Внезапно связь с воздушным судном прервалась. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма.

Местные жители навсегда запомнили, как Airbus А-320 пролетел над мостом Джорджа Вашингтона и опустился на поверхность реки. К счастью, воздушное судно удержалось на плаву. Когда пассажиры поняли, что экстренная посадка прошла успешно, они начали выбираться на крылья и крышу авиалайнера, который постепенно пошёл ко дну.

Фото: Hou Jun/globallookpress.com
Фото: Hou Jun/globallookpress.com

В результате инцидента никто не погиб. Из 150 человек пострадали 78 пассажиров, но они получили лёгкие травмы, а некоторые — обморожение, так как температура воздуха в Нью-Йорке в тот день опустилась до -8 градусов по Цельсию.

Самолёт остался без топлива на высоте 8000 метров

23 июня 1983 года у Boeing 767-233, выполнявшего регулярный рейс Монреаль-Оттава-Эдмонтон, закончилось топливо на высоте 8000 метров, но через 17 минут самолёт благополучно приземлился.

На борту находились 61 пассажир и восемь членов экипажа. Самолёт пролетел половину пути и в какой-то момент даже запросил у диспетчера подняться на высоту 12 500 метров. Внезапно в кабине пилотов один за другим стали включаться предупреждающие кнопки, указывающие на проблемы в топливных насосах.

Какое-то время капитан судна был уверен, что топлива хватит до Эдмонтона, но потом насос совсем вышел из строя и отключился. Второй пилот сказал бортпроводникам готовиться к экстренной посадке. Оба двигателя заглохли.

На высоте 8000 метров капитан воздушного судна начинает планировать вектор движения к посадочной полосе, чтобы самолёт с десятками пассажиров на борту не упал камнем на землю. Тем временем стюардесса помогала пассажирам справиться со стрессом и успокаивала их.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

В 7 км от посадочной полосы пилоты понимают, что самолёт летит высоко. Члены экипажа «наклоняют» воздушное судно в бок, чтобы быстрее снизиться. В итоге самолёт скользит на левом крыле. Угол крена составляет около 60 градусов. Нос самолёта врезается в землю, шасси ломается, а капитан изо всех сил давит на тормоз. В результате экстренной посадки никто не погиб, 10 человек получили ушибы и ссадины.

Airbus посадили с пустым топливным баком и неработающими двигателями

Членам экипажа Airbus А330-200 авиакомпании Air Transat удалось успешно посадить самолёт с пустым топливным баком и неработающими двигателями.

24 августа 2001 года спустя 5,5 часов капитан воздушного судна сообщил диспетчерам, что Airbus, летевший из Торонто в Лиссабон, оказался над северной частью Атлантического океана без топлива и с двумя неработающими двигателями. Ближайшая взлётная полоса была в 120 км от местонахождения самолёта.

Когда лайнер подготовили к посадке, он нёсся на скорости 370 км/ч, что на 60 км превышало рекомендуемые показатели. Чтобы удержать лайнер на полосе, членам экипажа пришлось применить экстренное торможение. Восемь колёс шасси лопнули. Самолёт «на животе» проехал более 2 км, но остановился на полосе. Из 306 пассажиров на борту, лишь 18 человек получили травмы. Никто не погиб.

Фото: wikipedia.org/FAA
Фото: wikipedia.org/FAA

После авиационного происшествия, авиакомпанию Air Transat оштрафовали на 250 тыс. долларов. Самолёт отремонтировали. Он по-прежнему эксплуатируется.

Самолеты ПроисшествияАвиацияИсторияБезопасность
Новости партнеров