Ещё недавно Невский проспект прочно ассоциировался с туристами из дальнего зарубежья. В последнем благополучном 2019-м году город посетили 10,4 млн человек, и почти половина из них — иностранцы. Однако в последнее время доля иностранных туристов исчисляется несколькими процентами.
Раньше Северная столица пользовалась популярностью у гостей из Европы. В частности, из Германии, Италии и Франции, а также из Финляндии и Польши. Петербург старался увеличить этот поток, рекламируя свой бренд в европейских городах и в бортовых журналах крупнейших авиакомпаний, а также приглашая в город иностранных журналистов и блогеров.
Среди других примечательных тендеров, состоявшихся с 2014 по 2019 год, реклама туристических поездок в Северную столицу на бортах лондонского такси и в эфире Euronews. Это обошлось в сумму более 10 млн.
Только в 2019 году Комитет по туризму потратил не меньше 17 млн рублей на организацию серии презентаций туристских программ в городах Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Франции и Бельгии. Но почти никто в итоге не приехал, так как сперва разразилась пандемия, а потом настало время СВО.
Впрочем, это не самая внушительная российская инвестиция на туристическом направлении. В 2017-м году страна добилась права проведения конференции Всемирной туристской организации (ЮНВТО) с тысячами участников. В 2019-м мероприятие с большим размахом прошло в Петербурге. На эти цели из федерального бюджета выделили 250 млн рублей.
А уже в апреле 2022-го России пришлось заявить о выходе из организации. Перед этим по инициативе нескольких стран, в числе которых Украина, Польша и Литва, был поставлен вопрос о приостановке членства страны из-за СВО.
В ответ представитель России обвинил руководство организации в политизации её деятельности и поддержке дискриминации РФ. Здесь достаточно упомянуть, что генеральным секретарём ЮНВТО с 2018-го году является грузинский дипломат и бывший министр Саакашвили Зураб Пололикашвили.
Разумеется, никто не может предвидеть будущее, а с 2014-го по 2019-й год количество туристов только из Германии, Италии и Франции выросло в России с 1 млн человека до 1,15 млн.
Правда, сложно оценить здесь роль инвестиций в рекламу. С 2014-го по 2017-й число туристов менялось незначительно, а затем настало время чемпионата мира по футболу, который подстегнул цифры туристической статистики в 2018-м. Но примечательно, что на следующий год после турнира туристов из перечисленных стран было ещё больше. Всё-таки лучшая реклама — это показать товар лицом.
Впрочем, лидерами по числу туристов среди стран дальнего зарубежья в этот период были Китай и наши соседи — Финляндия и Польша.
Любопытно другое. Активный вооружённый конфликт закономерно не способствует восстановлению международного туристического потенциала России после пандемии. Однако поток гостей из разных стран после 2022-го года меняется далеко не равномерно.
Разумеется, быстрее всех туристические поездки возобновили представители ближнего зарубежья. Зато из Китая в 2022-м году в Россию приехали только 29 713 человек. Это всего 1,6% от числа туристов из Поднебесной в 2019-м году.
Любопытно, что даже у туристов из Германии, Италии и Франции этот показатель в несколько раз выше. Похоже, и реклама в Китае имеет весьма ограниченный эффект. Хотя на ситуацию могли повлиять и продолжительные коронавирусные ограничения в Поднебесной.
Но рекорд по темпам сворачивания туристической активности в РФ принадлежит Польше. С 2014-го по 2022-й год количество туристов из этой страны сократилось почти в 200 раз — с 1,8 млн до 10 тыс.
Зато на карте есть страны, чьи туристы напротив возвращаются в Россию и довольно стремительно. Неожиданным лидером по числу туристов из дальнего зарубежья в 2022-м году стала Монголия. Оттуда в Россию приехали 158 тыс. человек. К слову, это целых 5% местного населения. А допандемийный турпоток из Монголии в Россию восстановился на 42%.
Разумеется, гости из Монголии активнее всего едут в соседнюю и родственную Бурятию. Широко развит и религиозный туризм, связанный с важными для буддистов святынями. Впрочем, Петербургу тоже есть чем похвастаться — здесь находится один из самых красивых дацанов в Европе.
По данным Комитета по туризму, в Петербург в 2022-м году среди стран дальнего зарубежья чаще всего приезжали гости из Турции, Индии, Сербии и ОАЭ. Позиции Индии на восточном направлении любопытны на фоне того, что комитет больше всего денег потратил на рекламу в Китае, Корее и Японии.
А рост турпотока из ОАЭ, похоже, стал таким сюрпризом для российских чиновников, что в сводках Росстата для страны до сих пор не нашлось отдельной позиции. Она проходит по графе «другие страны», хотя в перечне присутствуют 70 различных иностранных государств.
Свежая статистика за 2023-й год, с одной стороны, говорит о том, что пока иностранные туристы из стран дальнего зарубежья по-прежнему неохотно едут в Россию, а с другой — подтверждает наметившиеся тенденции. К примеру, Монголия лишь укрепила своё лидерство. Только за три месяца с января по март Россию посетили 46 тыс. туристов из этой страны.
Кажется, меняется отношение к положению дел в России и в Китае. Эта страна вышла на второе место. Более того, за три первых месяца 2023 года китайских туристов в России побывало на четверть больше, чем за весь 2022-й год.
Перед Петербургом стоит насущная задача найти замену для переставших посещать город туристов из Европы. Пока местная туриндустрия выживает за счёт резкого роста внутреннего туризма. Он прежде всего связан с наложенными на россиян ограничениями, которые влияют на международные поездки. Хотя в Смольном, конечно, могли бы сослаться на проведённое роуд-шоу по сибирским городам и размещённую в столичном аэроэкспрессе рекламу.
Как показал пример с ростом числа туристов из Европы в 2019-м году после проведения чемпионата мира по футболу, сарафанное радио работает куда эффективнее рекламы на Euronews. При этом свежая статистика говорит о том, что интерес к Петербургу в странах Азии и Ближнего Востока растёт.
А вот туристическая инфраструктура города больше рассчитана на гостей с Запада, знающих английский. Как-никак, град Петра — окно в Европу.