Общество
13:2031 августа 2023

Несбывшийся Ленинград: каким неузнаваемым стал бы город по проектам советских архитекторов

Мало кто знает, но советские архитекторы планировали изменить Петербург до неузнаваемости: сравнять с землей Невский проспект, возвести сталинские высотки, а центр города перенести ближе к аэропорту. Как бы выглядел наш город, и что помешало воплотить футуристические планы, узнаете в материале 78.ru.
Фото: 78.ru

Прогуливаясь историческому центру Петербурга с его величественной архитектурой, от которой захватывает дух, гранитными набережными, где чувствуешь, как замирают мгновения, — и представить сложно, что все это могло выглядеть по-другому. Вместо Гостиного Двора — небоскрёб из стекла и бетона или вычурные хоромы на площади Восстания. Архитекторы даже всерьез обсуждали идею заменить ангела, венчающего Александринский столп, на статую Ильича.

Завесу прошлого приоткрыл в программе «Другой Петербург» ведущий Илья Михайлов-Соболевский вместе с экспертами по истории и архитектуре.


Старый генплан Ленинграда: пятиметровая карта несбывшихся фантазий

Все задуманные, но так и не воплощённые проекты и по сей день хранит старинный генеральный план города, составленный в 1935 году. Это расписанная вручную карта огромных размеров: пять метров длиной и еще столько же — шириной. Ценный раритет держат в Центральном архиве научно-технической документации. Ознакомиться с документом можно только по частям — вместить его в развёрнутом виде не может ни одно помещение. Кстати, генеральный план 1935 года был засекречен. Особый гриф с него сняли только в 1980 году.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Даже беглого взгляда на старый план застройки достаточно, чтобы понять масштаб грозивших тогда городу изменений и то, как сильно отличается от проекта современный Петербург. На месте Калининского района, да и вообще северных окраин зияла полная пустота. Развивать город в эту сторону никто не собирался, зато южные территории должны были сконцентрировать на себе всю мощь советской строительной махины.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Советский конструктивизм, или площади-великаны и дома-субмарины

Конструктивизм — это направление русского и советского авангарда в архитектуре и других видах искусства, ратующее за строгость, геометризм, лаконичность и монолитность форм. Курс на новое видение в градостроительстве был взят в послереволюционное время, когда возникла необходимость развивать южные территории (Нарвская и Невская застава, Московский район) и создать «новое лицо» Ленинграда.

— Идеи этого авангардного течения зрели в умах архитекторов с самого начала 20-х годов. В 1924-м главным архитектором города Львом Ильиным был разработан проект застройки Нарвского района. Это было необходимо, так как рабочие пролетарские кварталы были не благоустроены, там были деревянные барачные дома, и нужно было создавать новую жизнь в новых формах, — рассказала доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН Маргарита Штиглиц.

При этом архитекторы в своих проектах вдохновлялись промышленной сферой промышленности, к примеру, машиностроения. Благодаря этому в Нарвской заставе выросли здания, напоминавшие огромные трактора, гигантские подводные лодки и другие плоды тяжелой промышленности. К слову, тяга к масштабу и размаху влияла и на благоустройство.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Например, в Московском районе, который хоть и меньше, но зацепила волна конструктивизма, Московскую площадь у Дома Советов хотели сделать самой большой площадью в мире с величественными арками, подобными Главной у Эрмитажа. В современном виде воплощение идеи сильно скорректировалось посредством двух боковых скверов, которые визуально уменьшили территорию в 11 гектаров.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Центр Петербурга по соседству с аэропортом и сталинские высотки

Тогда же, в 20-30-е года XX века советские власти приняли решение переносить центр Ленинграда с его исторического места в дельте Невы в Московский район. По задумке, именно здесь должна была закипеть новая жизнь Ленинграда.

Под идею новаторского будущего даже называли улицы. Например, та, что проходит перед Домом Советов, носит название Демонстрационный проезд, чтобы ежегодно принимать многотысячные демонстрации по государственным праздникам: 1 мая и другим.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В Московском районе планировали возвести огромный парк общегородского масштаба. Возникнуть он должен был на месте современного Московского парка Победы, рассказал научный сотрудник центра музея городской скульптуры Артём Шипунов.

— Московский парк Победы был заложен жителями нашего города 7 октября 1945 года, он дошёл до наших дней почти без изменений, как такой целостный монументальный ансамбль, посвящённый героям Великой Отечественной войны. Однако тогда в победном 1945 году этот парк закладывался не на пустом месте. Дело в том, что по генплану 1935 года существовал проект, который подразумевал создание в этом месте парка культуры и отдыха Московского района. Парка для нового общегородского центра. После войны этот проект был кардинальным образом пересмотрен и переосмыслен в соответствии с новыми историческими реалиями, но определённые элементы и детали сохранились от того довоенного парка и вошли в структуру уже парка существующего, — отметил эксперт.

Кстати центральную аллею парка должны были замкнуть с двух сторон здания, подобные сталинским высоткам в Москве. Еще несколько советских небоскрёбов украсили бы Московский проспект. Таким образом, центр Петербурга мог оказаться всего в 10 километрах от аэропорта Пулково.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Эйфелева башня на Невском и Московский вокзал на грани фантастики

Несбывшийся перенос центра Петербурга с легкой руки архитекторов-новаторов мог поставить крест на нежной эстетике классических особняков и доходных домов в окрестностях Невского проспекта. К примеру, существовали проекты по реконструкции зданий на главной улице города. Гостиный Двор планировали снести и воздвигнуть на его месте громаду из стекла и бетона, напоминающую современные супермаркеты.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

К слову, знаменитая Эйфелева башня в Париже также построена в стиле конструктивизма. Потому с большой долей вероятности подобное сооружении могло вырасти в самом сердце исторического центра. Кстати, площадь Восстания и Московский вокзал тоже должны были выглядеть по-другому.

— Это было экономически нереально воплотить в жизнь этот футуристический проект, это не только не концептуально, поскольку это город крепких классических традиций, в архитектуре которого преобладала академическая классицистическая школа, несмотря на то, что много было новаторских проектов, — подчеркнула доктор архитектуры Маргарита Штиглиц.

Ансамбль с фантастического вида несбывшегося Московского вокзала должна была дополнить монолитная гостиница, также созданная по смелым законам конструктивизма.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Вождь советского пролетариата против ангела

На полном серьёзе в Петербурге в 20-х годах прошлого века намеревались снести фигуру ангела с Александрийского столпа на Дворцовой площади, заменив его скульптурой советского вождя Владимира Ильича Ленина. Избежать этого удалось, благодаря активному вмешательству ленинградцев.

— История относится к 1924 году, когда умер Ленин, и на волне масштабных мемориальных мероприятий, прокатившихся по всей стране. Родилась идея, что памятник нужно модернизировать и появилась мысли заменить ангела, венчающего колонну на изваяние Владимира Ильича. Однако стоит отметить, что у этой идеи сразу нашлось много противников, в первую очередь, это были сторонники старого Петербурга, ревнители исторической красоты города, которых было много. Они обратились в Москву, и дело дошло до Анатолия Луначарского, наркома просвещения. Он, воспользовавшись своим авторитетом, эту тему закрыл. И есть знаменитая резолюция Бориса Алексеевича Зиновьева, главы петроградских большевиков, который на одном из писем Луначарского написал: «Оставьте им их архивного ангела».

Так ампирный столп начала XIX века был спасен от насильственного слияния с сомнительными веяниями эпохи и непоколебимой политической славой.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Тенденция на новое видение советского Петербурга изменилась лишь после Великой Отечественной войны. Главное, что советские власти навсегда отказались от идеи перенести центр города из дельты Невы, где он остаётся и по сей день. И сейчас остаётся только догадываться, как выглядел бы этот несбывшийся город на Неве.

Новости партнеров