Происшествия
08:0930 августа 2023

Разбор полётов: топ-менеджер намерен судиться с аэропортом Пулково из-за увольнения

Бывший замгендира аэропорта Пулково Юрий Аброскин хочет судиться с управляющей компанией авиагавани. Мужчина не согласен с причинами и обстоятельствами увольнения, а в пресс-службе аэропорта утверждают, что всё произошло в рамках закона. В этой запутанной истории только предстоит разобраться суду, а пока 78.ru приводит версии двух сторон.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Кульминация истории наступила 2 августа 2023 года. Сменный заместитель гендиректора аэропорта и заместитель председателя профсоюзного комитета воздушной гавани Юрий Аброскин находился на рабочем месте и принимал посетителей. Но закончить дела ему не удалось — дверь в кабинет выбили сотрудники группы быстрого реагирования.

«Аброскина Ю. В. уволить. Должность сократить», — эти слова Юрий запомнит надолго.

Предыстория и версия уволенного

В марте в аэропорту Пулково была введена новая система премирования, которая связана с личным «коэффициентом трудового участия (КТУ)» каждого сотрудника. Проще говоря, на начисление премии влияет число фактически отработанных дней. Если этот показатель превышает 92%, сотруднику выплачивается вся премия, а при показателе ниже — только 5% от основной части премии. При этом не учитывается, насколько уважительной была причина отсутствия. Таким образом, если работник пропускает больше двух смен в месяц, он почти полностью лишается премии, которая составляет около 40% зарплаты.

Представители управляющей компании ООО «Воздушные ворота Северной столицы» тогда прокомментировали ситуацию «Деловому Петербургу», отметив, что новый показатель направлен на материальную мотивацию сотрудников и поощряет тех, кто регулярно и добросовестно выполняет свои должностные обязанности, а премии — прерогатива работодателя.

Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Система начала работать, но часть сотрудников авиагавани лишили премий за невыход на работу при наличии больничного листа. Юрий Аброскин, будучи заместителем председателя независимой профсоюзной организации работников наземных служб аэропорта Пулково СОЦПРОФ, вместе с коллегами решил изучить документы и сообщить администрации о том, что они не согласны с такой системой.

— Произошла встреча [с представителями авиагавани. — Прим. редакции], на которой нам было понятно сказано: «Да будет так», — рассказывает Юрий.

Профсоюзный лидер отстаивал мнение: если сотрудники не будут уходить на больничный, их состояние негативно скажется на работе. Возрастёт риск разного рода аварийных ситуаций, которые профессионалы чаще называют «опасными факторами гражданской авиации», среди которых повреждение воздушных судов, наезд на обслуживающий персонал и пассажиров и др.

— Тогда мы пошли другим путём: так как я являюсь сертифицированным специалистом по системе управления и безопасности международной в гражданской авиации, я использовал те возможности, которые даёт система управления безопасности полётов. <…> было написано официальное письмо в инспекции по безопасности полётов в нашем аэропорту. Информация пошла — реакции не было, — делится Аброскин.

Затем сотрудники профсоюза решили обратиться в авиакомпанию «Россия», поскольку именно эта компания базируется в аэропорту Пулково. Ответа Аброскин и его коллеги не получили, но после этого случая «начался прессинг на членов профсоюза». Буквально за неделю покинуть организацию решили «более 100 человек».

— Ситуация фактически складывается так, что нас [членов профсоюза. — Прим. редакции] поставили перед выбором: «Или — или». Мы прекрасно понимаем ситуацию, в которой находились люди. Мы спокойно к этому отнеслись, костяк боевой остался. Продолжал работать и продолжает, — рассказывает Юрий.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Так, со 2 мая, по словам сменного заместителя гендиректора аэропорта, руководство стало искать разные предлоги для увольнения.

— Они понимают, что нет оснований меня уволить, я защищён и ничего противозаконного не делаю. Каждый работник гражданской авиации обязан информировать руководство, будь то аэропорта, то авиакомпании, о возможностях опасных факторов. Лично я считаю, что недолеченные люди — это опасный фактор, — убеждён Юрий.

Аброскин стал получать предписания о том, что он систематически нарушает требования руководителей и не исполняет их задания. Мужчина пытался отстаивать свою позицию: писал письма и пытался донести мысль о том, что «требования фантастические».

— Начались давления провокационные: меня фактически обвинили в воровстве техники предприятия. Ложь в чистом виде. Но представьте, что меня, человека, который 40 лет в авиации, обвиняют в том, что я украл ноутбук. Косвенно, но это выглядело так, — делится бывший топ-менеджер.

Следом за этим был ещё один «провокационный эпизод», связанный с тем, что Юрий «носит пропуск не на том месте, где его положено носить». На требования мужчины привести фото или видеозаписи, подтверждающие факт нарушения, по словам героя материала, администрация ничего не ответила.

Лидер профсоюза убеждён: в том, чтобы найти вескую причину увольнения, были заинтересованы несколько высокостоящих лиц аэропорта. Все они присутствовали 2 августа в комиссии, которая и зачитала решение об увольнении.

— Что изначально хотелось 2 августа: это была попытка создать ситуацию моей встречной агрессии. Я знал, что будет так. И я принял меры, для того чтобы не смогли заснять этот ход, как сопротивление Ю. В. Амброскина. <…> Как это всё можно было охарактеризовать: «Сумасшедший человек [Амброскин], не отдающий себе отчёта в том, что он делает. Значит, мы всё делали правильно, значит, он, действительно, уклонялся по каким-то ментальным причинам», — убеждён наш собеседник.
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково
Фото: пресс-служба аэропорта Пулково

Приказ об увольнении Юрий не получил до сих пор. Он полагает, что содержание этого документа будет состоять из трёх приказов. Дело в том, что, по словам мужчины, с начала мая по 2 августа в отношении него были изданы дисциплинарные взыскания. В сумме их было три, и четвёртый — приказ об увольнении.

— Увольнение проходило не в рамках закона. Конечно, не в рамках, а с грубейшими требованиями законодательства, как будто его не существует вообще, — поделился бывший сотрудник Пулково.

В аэропорту Юрий работал с 1999 года, а в должности заместителя гендиректора аэропорта — с 2004 года. Как объясняет наш собеседник, он выполнял обязанности старшего должностного лица оперативного управления аэропорта и нёс полную ответственность за всё происходящее на территории Пулково в течение 24 часов. В прошлом году авиагавань отметила 90-летие, и героя материала по этому случаю наградили знаком «Почётный работник Пулково».

— 2 августа я стал изгоем, которого можно просто вышвырнуть, как ненужную вещь, за активную позицию отстаивания прав работников. За неуступчивость, несговорчивость, принципиальнее подходы. За 40 лет жизни в авиации я знаю, что нельзя наплевательски относиться к вещам, которые могут привести к трагедии, — и человеческим жертвам, и повреждению самолётов, — заключил Аброскин.

Мужчина намерен судиться с управляющей компании ООО «Воздушные ворота Северной столицы», которая обслуживает аэропорт Пулково. По его версии, отстаивая права других, он потерял работу, будучи отцом четырёх детей, не достигших 14 лет, и единственным кормильцем в семье. Уволить Юрия не могли и по той причине, что он является членом участковой избирательной комиссии Санкт-Петербурга с правом решающего голоса.

Юрий Аброскин/ Фото: соцсети
Юрий Аброскин/ Фото: соцсети

Закон охраняет членов комиссии с правом решающего голоса, согласно ст. 29 п. 19 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Они не могут быть уволены по инициативе работодателя до истечения своих обязанностей. Однако представители Пулково считают иначе: защита от увольнения действует только в случаях, когда оно непосредственно обусловлено членством в избиркоме, чего в данном случае нет.

Версия аэропорта Пулково и ответ трудовой инспекции

Телеканал 78 направил запрос в пресс-службу авиагавани. Версия представителей аэропорта сильно отличается от сказанного Юрием Аброскиным. Прежде всего, там ответили, что мужчина не является топ-менеджером, а лишь одним из 4000 работников аэропорта и был уволен по ст. 81 п. 5 ч. 1. Согласно букве закона, трудовой договор в данном случае расторгается работодателем «в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание».

Как отмечают представители компании, 2 августа Юрий Аброскин не пришёл на работу. Этот факт сотрудники могут подтвердить записями с камер видеонаблюдения и данными системы контроля и управления доступом. Руководство аэропорта «в течение нескольких часов пыталось связаться со сменным заместителем генерального директора, но он не отвечал на звонки и сообщения».

«Такое поведение было и ранее замечено за ним, и он привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение своих должностных обязанностей», — говорится в ответе пресс-службы.

Позже стало известно, что Юрий Аброскин, «возможно, находится в помещении, предоставленном в пользование первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ». На стуки в дверь реакции не последовало, и «сотрудники авиагавани предположили, что произошло ЧП и вызвали сотрудников медицинской помощи и службы быстрого реагирования аэропорта».

«В результате дверь была открыта обычным способом путём удаления личинки замка, целостность двери не была нарушена. Однако Аброскин сидел на кресле и вёл себя демонстративно. Всё это подтверждается записями с камер видеонаблюдения», — сообщают представители аэропорта.

Сотрудники Пулково подчёркивают, что имелись все основания для увольнения сотрудника. По их словам, за неоднократное неисполнение должностных обязанностей и отсутствие на рабочем месте он трижды привлекался к дисциплинарной ответственности, но «никаких выводов для себя не сделал».

Факт того, что Юрия Аброскина обвинили в воровстве, в пресс-службе аэропорта также отвергают. По их словам, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «Воздушные ворота Северной Столицы» работникам запрещается выносить из служебных помещений технику, в том числе ноутбуки. Это требование лидер профсоюза «регулярно нарушал», равно как и требование носить пропуск на видном месте поверх одежды.

Приказ об увольнении сотрудники пытались вручить Юрию Аброскину в день увольнения, но мужчина отказался, о чём составлен акт.

«После Аброскин запросил выдать ему приказ на руки, но не пришёл за ним, в связи с чем приказ об увольнении, как и приказы о применении дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговоров, направлены Аброскину Ю. В. почтой России».

Представители государственной инспекции труда в Петербурге на запрос, отправленный телеканалом, ответили, что в 2023 году зарегистрировали обращение Аброскина о возможных нарушениях его трудовых прав со стороны ООО «Воздушные ворота Северной Столицы». Но ввиду моратория на проведение внеплановых проверок инспекция не осуществила проверку по его обращению.

«В адрес заявителя, в установленные законом сроки, Инспекцией направлен ответ, разъясняющий, что <…> за защитой своих прав и законных интересов работник вправе обратиться в суд», — гласит заключительный абзац ответного обращения.

Кто прав, а кто виноват в этой истории — теперь уже точно установит суд.

РаботаСуд
Новости партнеров