1 сентября 2023 года в Петербурге вступает в силу новый закон о такси. Теперь водители должны соответствовать более строгим требованиям, получить специальный полис ОСАГО для такси и перекрасить машину в белый цвет. При этом будет вестись учёт и автомобилей, и перевозчиков, и агрегаторов. Согласно задумке авторов реформы, это даст возможность усилить контроль и увеличить безопасность.
Чтобы подтолкнуть участников рынка к легализации, петербургские депутаты придумали хитрую приманку. Если оформить лицензию до 1 сентября, то о перекраске автомобиля можно не думать ещё пять лет, а там уже и новую машину придётся покупать, и можно сразу выбирать нужный цвет.
Эксперты предрекали резкий рост цен на услуги такси с начала осени. А депутаты рассчитывали на то, что таксистов удастся наконец-то вывести из тени. В итоге первый прогноз сбылся досрочно, так как петербургские расценки за год уже увеличились на 18%, а со вторым прогнозом пока всё непросто.
С одной стороны, действительно можно констатировать, что количество легальных такси с 19 апреля, когда законопроект был внесён в петербургский парламент, выросло почти на 60%. Только за лето было выдано 15 223 разрешения. В последней опубликованной версии реестра от 29 августа 2023 года уже 40 184 автомобиля такси.
Пик ажиотажа пришёлся на август. В этом месяце уже выдано почти 11 тыс. разрешений, а он ещё не закончился. Причём многие водители по старой русской традиции решали вопрос в последний момент. Всего за три дня, прошедшие с момента публикации предыдущей версии реестра, число автомобилей в нём выросло на три с лишним тысячи.
С другой стороны, ещё к 25 августу количество легальных автомобилей такси едва превышало 37 тыс. Это меньше, чем было в мае 2018-го. Тогда Комитет по транспорту отчитывался о 37 616 действующих лицензиях.
Более того сами авторы законопроекта считают, что в реальности в городе работают до 65 тыс. такси. К моменту внесения документа в ЗакС в Петербурге насчитывалось 25 448 действующих лицензий. Значит, почти 40 тыс. машин работали нелегально. Получается, что с тех пор даже с учётом всех вышеупомянутых успехов число «нелегалов» сократилось лишь на треть.
При этом пока таксисты продолжают делать ставку на корейский автопром. Дело в том, что в среднем этим летом в реестре регистрировали автомобили 2019 года выпуска. Доля новых машин, выпущенных уже в 2023-м, составила лишь 12,5%. Поэтому санкции пока не так сильно сказались на общем облике петербургского таксопарка.
На рынке новых автомобилей по-прежнему доминируют китайцы, однако «Москвич 3» совершил настоящий рывок и ворвался в число самых популярных моделей. Его покупают в четыре раза чаще, чем автомобили «Лада Гранта» и «Лада Веста» вместе взятые. Правда, надо сделать скидку на то, что больше половины покупок приходится на одну компанию.
А ещё среди таксистов растёт число поклонников электромобилей. За лето в реестре прибыло пять липецких Evolute и сразу четыре автомобиля Tesla. Не иначе как фанаты Илона Маска решили поддержать его перед боем с Цукербергом?
Пока можно констатировать, что попытка вывести петербургский рынок такси из тени удалась лишь частично. Вероятно, многие сначала хотят посмотреть, как Смольный сумеет обеспечить контроль за исполнением закона. И готовы ради этого рискнуть возможными расходами на покраску и штрафы. Впрочем, сами перевозчики прогнозировали, что часть таксистов могут просто уйти с рынка, решив, что с ростом расходов работа утратила всякий экономический смысл.